Этап урока | Виды работ | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. | 1.Приветствие учащихся. 2.Эмоциональный настрой на работу. 3.Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Тамара Владимировна. -Садитесь. Не забываем о правильной посадке: спины держать прямо, упираясь в спинку стула, между вами и партой должен помещаться один кулачок, руки лежат на партах, ножки стоят на полу. Покажите, как вы умеете правильно сидеть. -Давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебники русского языка, рабочие тетради. Все готовы к уроку? | Приветствует учащихся; проверяет готовность к уроку; организует внимание школьников; эмоционально настраивает на урок. | Приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку; эмоционально настраиваются на урок. |
Минутка чистописания. Цель: развивать навык графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. | 1. Пальчиковая гимнастика. | - А начнём с пальчиковой гимнастики. -Повторяйте за мной. Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана") | Показывает образец выполнения, контролирует выполнение упражнений учащимися. Следит за посадкой учащихся. | Выполняют движения руками по образцу учителя, развивают мелкую моторику пальцев. Правильно сидят за партами. |
| 2. Письмо строчной буквы «ю» в соединении со строчными буквами «з»; «г». | - Посмотрите на доску и скажите, соединение каких букв мы сегодня повторим? (Мы повторим букву «ю» в соединении с «з» и «г».) - Какое соединение между буквами? (Верхнее) - Запишите одну строчку, чередуя данные соединения, соблюдая расстояние и наклон. | Ставит перед учащимися учебную задачу: | Осуществляют запись букв в соответствии с образцом. |
| 3. Работа с предложением. | - Прочитайте предложение: «Лучи солнца прыгают по крышам домов». - Найдите орфограммы в словах этого предложения и объясните их написание. - Разберём по членам предложение – найдём грамматическую основу и второстепенные члены; определим, какой частью речи выражено каждое слово? - Напишите сверху, какой частью речи является каждое слово. | Обращает внимание учащихся на встречающиеся орфограммы. | Анализируют действия учителя, делают выводы относительно орфограмм, выполняют указания учителя. |
III. Словарная работа. Цель: усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами; обогащение словарного запаса. | 1. Запись ранее изученных словарных слов с комментированием 2. Знакомство с новым словарным словом | - Сейчас мы проведём словарную работу. С новой строчки с красной строки с большой буквы напишите слово «Словарь». (Сл.1) Сначала мы повторим слова, которые вы уже знаете. Запишите с комментированием: юность, календарь, малина, неделя, пенал, работа, тетрадь. - Чтобы познакомиться с новым словарным словом, вам необходимо отгадать загадку. (Сл.2) Живёт в болотах и прудах, И носит ласты на ногах, Прохладу любит, не жару, И мечет под водой икру, Детёныши её с хвостами. Кто это? Отгадайте сами. Ей жаба - не сестра, подружка. Скажите, кто она? …(Лягушка) - Новое слово – лягушка. - Кто такая лягушка? (Лягушка – земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания ) - Произнесите это слово орфоэпически. ( Лигушка) - На какой слог падает ударение? (Ударение падает на второй слог на гласную букву у). - Укажите количество слогов в слове. ( В этом слове 3 слога) - Прочитайте орфографически и установите разницу в произношении и написании. - Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите букву, которую нужно проверить. - Составьте предложение с новым словом. | Ставит перед учащимися учебную задачу: записать слова с комментированием. | Осуществляют запись словарных слов. |
IV. Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1. Введение в тему урока. | Даны слова: увёз – привёз – завёз - повёз. - Что общего в этих словах? (В этих словах общая часть «вёз»). - Как называют общую часть в словах? ( Общую часть в словах называют корнем). - А по значению данные слова похожи? (Эти слова имеют значение «передвижение с какой-либо целью»). - Как называются слова, имеющие общую часть и схожие по значению? (Такие слова называются родственными или однокоренными). - А какой частью слова отличаются друг от друга? (Они отличаются частью…у, при, за и по). - Где стоит эта часть? (Эта часть стоит перед корнем). - Придумайте слова с корнем «вёз» (Отвёз, перевёз, подвёз). | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно - познавательной деятельности. | Самоопределение; целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
| 2. Формулирование темы и цели урока. | - Кто знает, как называется эта часть слова? - Сегодня мы с вами на уроке познакомимся еще с одной значимой частью слова, которая стоит перед корнем и называется приставка, будем учиться находить приставку в словах, узнаем ,для чего служит приставка в слове. | Подводит учащихся к формулированию темы и целей урока. | Формулируют тему и задач урока. |
V. Изучение нового материала Цель: усвоение новых знаний и способов действий. | 1.Работа с языковым материалом. 2.Работа с правилом на стр.84 учебника. | (Сл.3) - Обратите внимание на предметные картинки. - Прочитаем слова, которые нам даны. ( Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит) - Докажите, что данные слова являются однокоренными. - Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новые слова? (Приставка) - Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? (Перед корнем) - Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Сл.4) (опорная схема) - Ребята, кто может повторить правило, опираясь на данную схему? | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы | Совершают активные действия под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания; осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне; исправляют типичные ошибки и неверные представления |
| 3. Работа с упр.154 на стр.85 учебника. | - Откройте учебник на 85 странице. Прочитаем задание к упр. 85. - Как пишутся приставки? (Всегда одинаково) - Найдите приставки, которые пишутся с буквой «О». Проговорите их. ( До, по, про, о, об, от, под) - Найдите приставки, которые пишутся с буквой «А». Проговорите их. ( На, над, за) - А теперь найдите приставки, которые пишутся с буквой «Е». Проговорите их. ( Пред, пере) - Прочитайте слова, которые даны ниже таблицы. К какой части речи они относятся? ( Они относятся к глаголу) - С помощью каких приставок можно образовать новые глаголы? - Запишите эти глаголы, выделите в них приставки. | Ставит учебную задачу: выполнить упражнение в соответствии с заданием. | Выполняют упражнение под руководством учителя в соответствии с заданием. |
| 4. Упражнение в выделении приставок. | - Я буду читать слова, а вы выделять приставки. Безоблачный (Без);списать (С); побелить (По); заморозки (За); приезд (При); переход (Пере); прибить (При); проветрить (Про); промёрз (Про); загораживать (За); нагрузка (На); сгореть (С); задумать (За); сбросить (С); заплакать (За); просмотреть (Про); написал (На); безобразный (Без); расцвёл (Раз). | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, обеспечивает правильное и осознанное усвоение нового материала | Совершают активные действия под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания. |
| Физкультминутка. | - Отлично, а теперь давайте немного отдохнём. Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. (Повороты корпусом.) Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! (Приседания.) И в последний раз присели, А теперь на место сели. (Дети садятся.) | Выполняет показ упражнений. | Повторяют упражнения, указываемые преподавателем. |
| 4. Работа с правилом на стр.56 учебника. | - Откройте учебник на стр.56. Прочитайте правило. - Что необходимо сделать, чтобы найти приставку в слове? (Нужно подобрать однокоренное слово без приставки) | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы | Совершают активные действия под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания; осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне; исправляют типичные ошибки и неверные представления |
| 5. Работа над упражнением 156. | - Прочитайте задание к упр. 156. - Необходимо подобрать к каждому слову однокоренное слово, противоположное по смыслу, вставляя пропущенные буквы и выделяя приставки. - Запишите в тетради упр.156 (Разгибать – сгибать, выбежать – забежать, закрывать – открывать, отгадать – загадать, ввозить – вывозить, приехать – уехать, выиграть – проиграть, зацветать – выцветать.) | Ставит учебную задачу: выполнить упражнение в соответствии с заданием. | Выполняют упражнение под руководством учителя в соответствии с заданием. |
VI. Закрепление изученного материала. Цель: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1. Работа с карточками. | - У вас на партах лежат карточки с заданиями. Подпишите их. - Вам необходимо выделить приставку в словах. вылить записать заехать перелить вписать выехать налить выписать переехать отлить написать уехать пролить подписать приехать | Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Самостоятельно выполняют задания, требующие применения в знакомой и измененной ситуации |
VII. Подведение итогов урока. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляциии сотрудничества. | 1.Беседа о пройденном материале. | - О чём мы говорили на сегодняшнем уроке? - Что такое приставка? - Для чего служит приставка? - Где стоит приставка? | Подводит итог урока. | Отвечают на вопросы учителя. |
VIII. Домашнее задание. Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | 1. Сообщение домашнего задания. | - Домашнее задание: учебник, стр. 56, упражнение 157. В данном упражнении необходимо вставить пропущенные буквы и выделить приставки. | Задает и объясняет домашнее задание. | Слушают объяснение учителя. |