СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Приставка" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приставка. Урок русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Приставка" 3 класс»



Урок русского языка в 3 «А» классе

Учитель: Горбань И.И

Методист:Рыкуш Т.Н

Студентка: Римпель Т.В

Группа: У-4

Дата проведения: 27.10.16

Тема

Приставка.

Педагогическая цель

Познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовать с помощью приставки новые слова.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Научиться понимать значение слова “приставка”, научиться определять место приставки в слове, выделять приставку в слове.

Личностные результаты

Уметь использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений; создавать связные устные высказывания на тему; извлекать информацию; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)




Регулятивные:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные: работать с учебным текстом, выделять информацию, ориентироваться в текущей учебной книге, уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях, строитьлогическое рассуждение.

Коммуникативные:формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, практический.

Основные понятия

Значимые части слова: приставка, корень, окончание, основа слова;

Образовательные ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь, м/м презентация, карточки с заданиями.





































Этап урока


Виды работ

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.


1.Приветствие учащихся.

2.Эмоциональный настрой на работу.




3.Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Тамара Владимировна.

-Садитесь. Не забываем о правильной посадке: спины держать прямо, упираясь в спинку стула, между вами и партой должен помещаться один кулачок, руки лежат на партах, ножки стоят на полу. Покажите, как вы умеете правильно сидеть.

-Давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебники русского языка, рабочие тетради. Все готовы к уроку?

Приветствует учащихся; проверяет готовность к уроку; организует внимание школьников; эмоционально настраивает на урок.


Приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку; эмоционально настраиваются на урок.


  1. Минутка чистописания.

Цель: развивать навык графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.


1. Пальчиковая гимнастика.






- А начнём с пальчиковой гимнастики.

-Повторяйте за мной.

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

Показывает образец выполнения, контролирует выполнение упражнений учащимися. Следит за посадкой учащихся.



Выполняют движения руками по образцу учителя, развивают мелкую моторику пальцев. Правильно сидят за партами.


2. Письмо строчной буквы «ю» в соединении со строчными буквами «з»; «г».


- Посмотрите на доску и скажите, соединение каких букв мы сегодня повторим? (Мы повторим букву «ю» в соединении с «з» и «г».)

- Какое соединение между буквами? (Верхнее)

- Запишите одну строчку, чередуя данные соединения, соблюдая расстояние и наклон.

Ставит перед учащимися учебную задачу:


Осуществляют запись букв в соответствии с образцом.


3. Работа с предложением.

- Прочитайте предложение: «Лучи солнца прыгают по крышам домов».

- Найдите орфограммы в словах этого предложения и объясните их написание.

- Разберём по членам предложение – найдём грамматическую основу и второстепенные члены; определим, какой частью речи выражено каждое слово?

- Напишите сверху, какой частью речи является каждое слово.

Обращает внимание учащихся на встречающиеся орфограммы.

Анализируют действия учителя, делают выводы относительно орфограмм, выполняют указания учителя.

III. Словарная работа.

Цель: усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами; обогащение словарного запаса.

1. Запись ранее изученных словарных слов с комментированием






2. Знакомство с новым словарным словом

- Сейчас мы проведём словарную работу. С новой строчки с красной строки с большой буквы напишите слово «Словарь».

(Сл.1)

Сначала мы повторим слова, которые вы уже знаете. Запишите с комментированием: юность, календарь, малина, неделя, пенал, работа, тетрадь.


- Чтобы познакомиться с новым словарным словом, вам необходимо отгадать загадку.


(Сл.2)

Живёт в болотах и прудах,

И носит ласты на ногах,

Прохладу любит, не жару,

И мечет под водой икру,

Детёныши её с хвостами.

Кто это? Отгадайте сами.

Ей жаба - не сестра, подружка.

Скажите, кто она? …(Лягушка)

- Новое слово – лягушка.

- Кто такая лягушка? (Лягушка – земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания )

- Произнесите это слово орфоэпически. ( Лигушка)

- На какой слог падает ударение? (Ударение падает на второй слог на гласную букву у).

- Укажите количество слогов в слове. ( В этом слове 3 слога)

- Прочитайте орфографически и установите разницу в произношении и написании.

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите букву, которую нужно проверить.

- Составьте предложение с новым словом.

Ставит перед учащимися учебную задачу: записать слова с комментированием.

Осуществляют запись словарных слов.

IV. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1. Введение в тему урока.
















Даны слова: увёз – привёз – завёз - повёз.

- Что общего в этих словах? (В этих словах общая часть «вёз»).

- Как называют общую часть в словах? ( Общую часть в словах называют корнем).

- А по значению данные слова похожи? (Эти слова имеют значение «передвижение с какой-либо целью»).

- Как называются слова, имеющие общую часть и схожие по значению? (Такие слова называются родственными или однокоренными).

- А какой частью слова отличаются друг от друга? (Они отличаются частью…у, при, за и по).

- Где стоит эта часть? (Эта часть стоит перед корнем).

- Придумайте слова с корнем «вёз» (Отвёз, перевёз, подвёз).


Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно - познавательной деятельности.

Самоопределение; целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2. Формулирование темы и цели урока.

- Кто знает, как называется эта часть слова?

- Сегодня мы с вами на уроке познакомимся еще с одной значимой частью слова, которая стоит перед корнем и называется приставка, будем учиться находить приставку в словах, узнаем ,для чего служит приставка в слове.



Подводит учащихся к формулированию темы и целей урока.

Формулируют тему и задач урока.

V. Изучение нового материала

Цель: усвоение новых знаний и способов действий.


1.Работа с языковым материалом.










2.Работа с правилом на стр.84 учебника.


(Сл.3)

- Обратите внимание на предметные картинки.

- Прочитаем слова, которые нам даны. ( Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит)

- Докажите, что данные слова являются однокоренными.

- Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новые слова? (Приставка)

- Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? (Перед корнем)


- Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

(Сл.4) (опорная схема)

- Ребята, кто может повторить правило, опираясь на данную схему?


Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы


Совершают активные действия под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания; осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне; исправляют типичные ошибки и неверные представления



3. Работа с упр.154 на стр.85 учебника.

- Откройте учебник на 85 странице. Прочитаем задание к упр. 85.

- Как пишутся приставки? (Всегда одинаково)

- Найдите приставки, которые пишутся с буквой «О». Проговорите их. ( До, по, про, о, об, от, под)

- Найдите приставки, которые пишутся с буквой «А». Проговорите их. ( На, над, за)

- А теперь найдите приставки, которые пишутся с буквой «Е». Проговорите их. ( Пред, пере)

- Прочитайте слова, которые даны ниже таблицы. К какой части речи они относятся? ( Они относятся к глаголу)

- С помощью каких приставок можно образовать новые глаголы?

- Запишите эти глаголы, выделите в них приставки.

Ставит учебную задачу: выполнить упражнение в соответствии с заданием.

Выполняют упражнение под руководством учителя в соответствии с заданием.


4. Упражнение в выделении приставок.

- Я буду читать слова, а вы выделять приставки.

Безоблачный (Без);списать (С); побелить (По); заморозки (За); приезд (При); переход (Пере); прибить (При); проветрить (Про); промёрз (Про); загораживать (За); нагрузка (На); сгореть (С); задумать (За); сбросить (С); заплакать (За); просмотреть (Про); написал (На); безобразный (Без); расцвёл (Раз).

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, обеспечивает правильное и осознанное усвоение нового материала



Совершают активные действия под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания.










Физкультминутка.


- Отлично, а теперь давайте немного отдохнём.


Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели. (Дети садятся.)

Выполняет показ упражнений.


Повторяют упражнения, указываемые преподавателем.


4. Работа с правилом на стр.56 учебника.


- Откройте учебник на стр.56. Прочитайте правило.

- Что необходимо сделать, чтобы найти приставку в слове? (Нужно подобрать однокоренное слово без приставки)


Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы


Совершают активные действия под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания; осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне; исправляют типичные ошибки и неверные представления



5. Работа над упражнением 156.

- Прочитайте задание к упр. 156.

- Необходимо подобрать к каждому слову однокоренное слово, противоположное по смыслу, вставляя пропущенные буквы и выделяя приставки.

- Запишите в тетради упр.156 (Разгибать – сгибать, выбежать – забежать, закрывать – открывать, отгадать – загадать, ввозить – вывозить, приехать – уехать, выиграть – проиграть, зацветать – выцветать.)


Ставит учебную задачу: выполнить упражнение в соответствии с заданием.

Выполняют упражнение под руководством учителя в соответствии с заданием.

VI. Закрепление изученного материала.

Цель: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1. Работа с карточками.

- У вас на партах лежат карточки с заданиями. Подпишите их.

- Вам необходимо выделить приставку в словах.


вылить                        записать                       заехать

перелить                     вписать                        выехать

налить                         выписать                     переехать

отлить                         написать                      уехать

пролить                       подписать                    приехать


Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельно выполняют задания, требующие применения в знакомой и измененной ситуации

VII. Подведение итогов урока.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляциии сотрудничества.

1.Беседа о пройденном материале.


- О чём мы говорили на сегодняшнем уроке?

- Что такое приставка?

- Для чего служит приставка?

- Где стоит приставка?

Подводит итог урока.

Отвечают на вопросы учителя.

VIII. Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

1. Сообщение домашнего задания.

- Домашнее задание: учебник, стр. 56, упражнение 157. В данном упражнении необходимо вставить пропущенные буквы и выделить приставки.

Задает и объясняет домашнее задание.

Слушают объяснение учителя.



Учитель: _________________________ Методист: _____________________