СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простые и сложные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по программе Т. А. Ладыженской (Раздел "Синтаксис и пунктуация").

Просмотр содержимого документа
«Простые и сложные предложения»

          Урок русского языка по теме:  «Простые и сложные предложения».    5КЛАСС

Урок русского языка по теме: «Простые и сложные предложения».

5КЛАСС

Работа у доски:  Выполнить синтаксический разбор предложений.   1. Крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям. 2. Воздух в лесу пахнет смолой и сосновой хвоей.

Работа у доски: Выполнить синтаксический разбор предложений.

  • 1. Крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям.
  • 2. Воздух в лесу пахнет смолой и сосновой хвоей.
Терминологический диктант  «Знаете ли вы жителей страны Синтаксис?»    Правильно расставлять знаки препинания учит...  Раздел грамматики, который изучает словосочетания и предложения…  Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей... Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью… Предложения, которые помогают нам выразить свои эмоции и чувства… Предложение, которое состоит только из главных членов…

Терминологический диктант «Знаете ли вы жителей страны Синтаксис?»

  • Правильно расставлять знаки препинания учит...
  • Раздел грамматики, который изучает словосочетания и предложения…
  • Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей...
  • Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью…
  • Предложения, которые помогают нам выразить свои эмоции и чувства…
  • Предложение, которое состоит только из главных членов…
Проверь себя! 1. Пунктуация 2. Синтаксис 3. Дополнение 4.Обращение 5. Восклицательные 6. Нераспространенное

Проверь себя!

  • 1. Пунктуация
  • 2. Синтаксис
  • 3. Дополнение
  • 4.Обращение
  • 5. Восклицательные
  • 6. Нераспространенное
Найти соответствие 1.Словосочетание 2.Тире между подлежащим и сказуемым 3. Простое нераспространенное предложение 4. Простое распространенное предложение 5. Предложение с однородными членами 6.Предложение с обобщающим словом 7. Предложение с обращением 8. Сложное предложение  А. Мама, пойдём в музей. Б. Синие, розовые и голубые шары висели в зале. В. Берёза – красивое дерево. Г. Проглянуло солнце. Д. Зимний день Е. Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. Ж. Звезды усеяли ночное небо. З. В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.

Найти соответствие

  • 1.Словосочетание
  • 2.Тире между подлежащим и сказуемым
  • 3. Простое нераспространенное предложение
  • 4. Простое распространенное предложение
  • 5. Предложение с однородными членами
  • 6.Предложение с обобщающим словом
  • 7. Предложение с обращением
  • 8. Сложное предложение
  • А. Мама, пойдём в музей.
  • Б. Синие, розовые и голубые шары висели в зале.
  • В. Берёза – красивое дерево.
  • Г. Проглянуло солнце.
  • Д. Зимний день
  • Е. Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.
  • Ж. Звезды усеяли ночное небо.
  • З. В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.
«5» – нет ошибок, «4» -1-2 ошибки, «3» – 3-4 ошибки, «2» – более 4 ошибок. ! Проверь себя! 5 - Б 6 - З 7- А, 8 - Е.  1 - Д  2 - В  3 - Г  4 - Ж

«5» – нет ошибок, «4» -1-2 ошибки,

«3» – 3-4 ошибки, «2» – более 4 ошибок. !

Проверь себя!

  • 5 - Б
  • 6 - З
  • 7- А,
  • 8 - Е.
  • 1 - Д
  • 2 - В
  • 3 - Г
  • 4 - Ж
Сравни и сделай вывод! Ночью ветер злится и стучит в окно.  В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.

Сравни и сделай вывод!

  • Ночью ветер злится и стучит в окно.
  • В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.
Сравни и сделай вывод! Ночью ветер злится и стучит в окно. [— O и O].  В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.

Сравни и сделай вывод!

  • Ночью ветер злится и стучит в окно.
  • [— O и O].
  • В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.
Сравни и сделай вывод! Ночью ветер злится и стучит в окно. [— O и O].  В ярком золоте день утопает , и ручьи по оврагам шумят . [—=], и [—=].

Сравни и сделай вывод!

  • Ночью ветер злится и стучит в окно.
  • [— O и O].
  • В ярком золоте день утопает , и ручьи по оврагам шумят .
  • [—=], и [—=].
Простые и сложные предложения ПОВТОРИТЬ… УЗНАТЬ… НАУЧИТЬСЯ…

Простые и сложные предложения

ПОВТОРИТЬ…

УЗНАТЬ…

НАУЧИТЬСЯ…

Задачи: Повторить, что такое простое предложение. Узнать, как строится сложное предложение. Научиться отличать простое предложение от сложного, расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Задачи:

  • Повторить, что такое простое предложение.
  • Узнать, как строится сложное предложение.
  • Научиться отличать простое предложение от сложного, расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.
Сформулируй правило Предложения, в которых … грамматическая основа, называются … Предложения, в которых …или …грамматических основ, называются… Между частями …предложения ставится …

Сформулируй правило

  • Предложения, в которых … грамматическая основа, называются …
  • Предложения, в которых …или …грамматических основ, называются…
  • Между частями …предложения ставится …
Сформулируй правило Предложения, в которых одна грамматическая основа, называются простыми. Предложения, в которых две или несколько грамматических основ, называются сложными. Между частями сложного предложения ставится запятая.

Сформулируй правило

  • Предложения, в которых одна грамматическая основа, называются простыми.
  • Предложения, в которых две или несколько грамматических основ, называются сложными.
  • Между частями сложного предложения ставится запятая.
Работаем по учебнику 1.Читаем теоретический материал на стр. 107-108. Какая информация для вас является новой? 2. Выполняем устно упражнение 232.

Работаем по учебнику

  • 1.Читаем теоретический материал на стр. 107-108. Какая информация для вас является новой?
  • 2. Выполняем устно упражнение 232.
Работаем по учебнику Выполняем письменно упражнение 235 по вариантам: 1 вариант – выписать сложные предложения - [ ], а [ ]. 2 вариант – выписать простые предложения - [O, а O].

Работаем по учебнику

  • Выполняем письменно упражнение 235 по вариантам:
  • 1 вариант – выписать сложные предложения - [ ], а [ ].
  • 2 вариант – выписать простые предложения - [O, а O].
Проверь себя! [ ], а [ ]. 3 5 [O, а O]. 1 2 4

Проверь себя!

  • [ ], а [ ].
  • 3
  • 5
  • [O, а O].
  • 1
  • 2
  • 4
Работаем по учебнику Выполняем упр. 237 (устно) Составьте сложные предложения, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, когда, чтобы. 1 ряд - № 1 2 ряд – № 2 3 ряд - № 3

Работаем по учебнику

  • Выполняем упр. 237 (устно)
  • Составьте сложные предложения, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, когда, чтобы.
  • 1 ряд - № 1
  • 2 ряд – № 2
  • 3 ряд - № 3
Контрольный тест Выписать номера 1 вариант - простых предложений . 2 вариант – сложных предложений. Знаки препинания не расставлены. 1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту. 2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев. 3.Листья потемнели и шуршат при ветре. 4.Наступила осень и птицы потянулись к югу. 5.Листья лежали на дороге на крышах домов. 6.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

Контрольный тест

Выписать номера

1 вариант - простых предложений .

2 вариант – сложных предложений.

Знаки препинания не расставлены.

1.Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.

2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

3.Листья потемнели и шуршат при ветре.

4.Наступила осень и птицы потянулись к югу.

5.Листья лежали на дороге на крышах домов.

6.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

Рефлексия Что мы узнали сегодня на уроке?  Чему научились? Что показалось сложным?

Рефлексия

Что мы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Что показалось сложным?

Домашнее задание § 46, упр. 238 (устно), 239 (средний уровень) или 240 (повышенной сложности – по желанию).

Домашнее задание

  • § 46, упр. 238 (устно), 239 (средний уровень) или 240 (повышенной сложности – по желанию).