СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Словосочетания и предложение" (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Словосочетание и предложение» является первым в изучении раздела «Предложение. Члены предложения», поэтому основной целью на уроке было – знакомство со словосочетанием,  как номинативной единицей языка, позволяющей точнее, чем слово, называть явления (предметы, признаки, действия), формирование умения самостоятельно строить словосочетание и применять новое знание.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Словосочетания и предложение" (3 класс)»

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА


Тема урока:

Словосочетание и предложение

Школа: №22

Дата:

14.02.2017 г.

ФИО учителя: Огай Б.В.

КЛАСС: 3 «Б»

Количество присутствующих: 23

Количество отсутствующих: нет

Цель:

расширение понятийной базы

Цели урока:

  • знакомство со словосочетанием, как номинативной единицей языка, позволяющей точнее, чем слово, называть явления (предметы, признаки, действия);

  • формирование умения самостоятельно строить словосочетание и применять новое знание.

Ожидаемые результаты:


  • распознавать функции языковых единиц;

  • вычленять словосочетания из предложений;


  • строить словосочетания по заданным схемам.

Предыдущее обучение:

  • повторение темы «Предложение»

Тип урока:

  • урок формирования новых знаний

План:

1.Организационный этап

2. Постановка цели урока

3. Обсуждение критериев успеха

4. Распределение обязанностей в группе

5. Актуализация знаний

6. Повторение

7. Словарная работа

8. Работа над новым материалом

9. Заключительный этап

10.Рефлексия




Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

Начало урока


1.Организационный этап

2. Постановка цели урока

- Цель нашей деятельности на уроке: уметь работать в группе, помогать друг другу во время работы, знать, что такое «предложение» и «словосочетание», уметь составить алгоритм определения словосочетания, уметь найти не менее 5-ти словосочетаний, правильно выполнить синтаксический разбор не менее 2-х предложений.

Учащиеся обсуждают критерии успеха:

смогут психологически настроиться на работу;

смогут создать коллаборативную среду обучения;

раскрыть функции куратора, спикера, секретаря, лидера группы;

распределить роли в группе.

Распределение обязанностей в группе

Комментирование распределения ролей в группе

1.Куратор - руководит обсуждением, следит за тем, чтобы все поняли задание

2. Спикер – выступает от лица всей группы

3. Секретарь - записывает идеи товарищей

4. Лидер - следит за тем, чтобы у каждого была возможность высказаться

5. Контролёр - оценивает работу участников группы

6. Наблюдатель - следит за соблюдением правил работы в группе

Распределяют роли, договариваются, знакомятся с действиями членов группы.


2.Каллиграфическая минутка

Списать, обращая внимание на правильное и красивое написание букв и их соединений.

–Как вы понимаете пословицу?

– Чему она нас учит?

Оценить в соответствии с критериями.

Учащиеся списывают по образцу.

Объясняют смысловое значение пословицы.

(Знания сравнивают с дорогим и драгоценным металлом. Знания можно получить из книг. Чем больше книг прочтёте, тем больше получите знаний.)

Аккуратно и красиво списать образцы букв и их соединений.

Активизировать словарный запас и мыслительную деятельность учащихся.


3.Актуализация знаний

«Мозговой штурм»

-Что такое слово?

- Чем отличается словосочетание от слова?

-Что такое предложение? Чем предложение отличается от словосочетаний?

(В группе обсуждают, спикер представляет мнение группы

Опора: (словарь Ушакова)

(СЛОВО - единица речи, представляющая собою звуковое выражение отдельного предмета мысли. 

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - два или несколько слов, связанных между собой грамматически.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль (грам.).

Учащиеся отвечают на вопросы.

Чем отличается словосочетание от слова? (Дает более точное значение) 
- Чем отличается предложение от словосочетания? (Носит законченную мысль) 

Таблица-пояснение о роли каждого участника группы



























Образцы букв и их соединений
















Толковый словарь Ушакова

Середина урока

4.Повторение

Какие части речи вы знаете?

-Что такое имя существительное, прилагательное?

Учащиеся дают полные ответы

(существительное обозначает предмет, прилагательное – признак)

Знать определения частей речи

-Повторить правописание словарных слов.

-Составить словосочетание, используя имена прилагательные

5.Словарная работа.

К имени существительному, обозначающему предмет, подобрать имя прилагательное обозначающее признак этого предмета.

Картинный диктант.

Показ картинки изображающей словарное слово.

- Вы можете посовещаться и выбрать наиболее верный признак предмета. Лидер группы следит за тем, чтобы каждый участник предложил свой вариант.

Например: дорога длинная, солнце яркое, сирень душистая, берёза белая, корзина большая, и т.д.

б) взаимопроверка

Учащиеся совещаются, выбирают наиболее подходящее имя прилагательное. Самостоятельно записывают.

Учащиеся смогут без ошибок записать словарные слова, составить словосочетания сущ.+ прил.

- Знать определение «словосочетание».

- Установить связь слов в предложении.

- Определять главное и зависимое слово в словосочетании.


Основной этап

6.Работа над новым материалом

Коллективная работа

а) Чтение правила в учебнике стр.167

Словосочетание - это соединение двух или более слов, одно из которых главное, а другое зависимое

б) Коллективная работа стр. 168 №451

Определить связь слов в предложении, найти словосочетания

- Списать первое предложение, определить взаимосвязь

Лиственные д..ревья сбрасывают на зиму листву.

- Какую букву вставили в слово деревья? Почему?

Чтобы найти в предложении словосочетания, что нужно сделать? Найти главные члены предложения. Почему? (они не являются словосочетанием)

Найдите деревья сбрасывают

-Что нужно делать дальше? Задавать вопросы от главных членов предложения

Деревья (какие?) лиственные

Сбрасывают (что?) листву

Сбрасывают (когда?) на зиму

- Сколь словосочетаний мы нашли в этом предложении? (3)

Учащиеся читают правило в учебнике.

Рассказывают правило.

Один ученик комментирует запись предложения.

Работа с комментированием

Дать определение словосочетанию;

Определить связь слов в предложении;

Выделить три словосочетания.

Применить новые знания в практической работе.

Определить уровень самостоятельной деятельности учащихся

Самостоятельная работа

1 уровень

Списать первое предложение. Указать словосочетания.

2 уровень

Списать второе предложение. Подчеркнуть члены предложения и указать части речи. Выделить словосочетания.

3 уровень

Списать второе предложение. Подчеркнуть члены предложения и указать части речи. Выделить словосочетания.

Составить схему предложения.

Учащиеся выбирают уровень заданий в соответствии со своими возможностями.

Самостоятельно выполняют работу.

Самостоятельная работа

Метод «Светофор»

Во время работы учащиеся имеют возможность сигнальной карточкой показать уровень своей деятельности.

красный сигнал светофора, если учащийся испытывает трудность (не понимает задание);

жёлтый - понятно не всё, нужен совет

зелёный - всё понятно, цель достигнута, могу помочь

Учащиеся самостоятельно определяют степень своего понимания материала и фиксируют сигнальными карточками.

Оценить степень сложности самостоятельной деятельности при выполнении практической работы.

Физическая и психологическая релаксация

Музыкальная пауза

Музыкальная разминка.

Учащиеся выполняют танцевальный упражнения под музыку «Қызылөрік»

Метод «Снежный ком»

1. Индивидуальная работа

Найти по иллюстрации слова, которые являются именами существительными

2. Работа в парах

- Составить не менее пяти словосочетаний

3. Работа в группе.

Составить распространённое предложение. Выписать словосочетания. Составить схему предложения.

Учащиеся самостоятельно находят имена существительные. Затем в парах составляют, словосочетания.

В группе составляют предложение.

Закрепление изученного.

Метод «Водоворот»

Групповая работа

Выполнить синтаксический разбор предложений.

Выписать словосочетания. Указать главное и зависимое слово

Каждая группа выполняет своё задание. Затем передаёт работу на проверку в другую группу. Другие группы проверяют в маршрутном листе группы ставят отметку (работу не исправляют работу)

Учащиеся в группе выполняют синтаксический разбор предложения.

Проверяют работы участников других групп

Учащиеся смогут выполнить синтаксический разбор предложений

Подвести итог познавательной деятельности учащихся.

Таблица «Части речи»















Предметные картинки

















Учебник






















































Сигнальные карточки














Музыка для физминутки (видеоклип)


Карточки для индивидуальной работы



Карточки для парной работы


Карточки для групповой работы








Карточки для групповой работы, маршрутные листы












Конец урока

Заключительный этап.

Итог.

Метод «Аквариум золотых рыбок»

Обсудить в группах ответы на вопросы. Выходят спикеры, отвечают на один вопрос.

1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какое задание для вас было самым лёгким?

3. Какое задание для вас было самым трудным?

4. Для чего нужно знать словосочетания?

5. Чтобы бы вы на уроке сделали иначе?

6. Понравилось вам или нет работать в группе? Почему?

Учащиеся в группах отвечают на вопросы, готовят спикера к ответам

Рефлексия

Метод «Коллекция стикеров»

Обратная связь

На стикерах отразить свои высказывания.

Всё понятно

Не всё понятно

Я активно работал

Я стеснялся отвечать

Мне было интересно на уроке

Мне не было интересно на уроке. Почему?

На стикерах высказать своё мнение

















Стикеры

Дополнительная информация

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи,
соблюдение СанПиН,

ИКТ компетентность
Связи с ценностями

  • В дальнейшем планирую поддерживать учащихся с помощью дифференцированных заданий, помогающих раскрыть их способности. Стимулировать способных учащихся с помощью таких приемов, как «Знаю//не знаю», «Кластер», «Деловая игра», «Эссе», «Синквейн» и др.

  • Оценивание приобретенных знаний учащихся через формативное оценивание – фишки и использование стратегий «Светофор», «Верно - Неверно», «Лови вопрос», словесная похвала, самооценка деятельности на уроке.

  • Развитие речи, связь с жизнью, познанием мира.

  • СанПиН соблюден.

  • Применя-ются ИКТ технологии.

Рефлексия

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили?

На что была направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

Цели урока были реалистичными. Учащиеся изучили, что предложения состоят из словосочетаний, связаны грамматически и по смыслу. Смогли находить словосочетания в предложении. Обучение было направлено на то, чтобы учащиеся могли работать в группах, в паре. Учащиеся самостоятельно определяли степень своего понимания материала и фиксировали сигнальными карточками. Смогли оценить степень сложности самостоятельной деятельности при выполнении практической работы. Хорошо было сработано дифференцированное обучение: задания продуманы таким образом, чтобы каждый учащийся находился в зоне комфорта и выполнил задание. Время обучения было выдержано. Все проведено согласно плану.

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?

  1. Более удачно прошел «Мозговой штурм», в котором были активны практически все учащиеся, так как тема им очень хорошо известна.

  2. Не менее удачны самостоятельная работа и работа в парах.

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?

  1. Урок могли бы улучшить работа в группах, создание проблемных ситуаций.

  2. Применение метода «Две звезды и одно пожелание».

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

Учащиеся очень любят игровые и проблемные ситуации. Могут определить тему и цели урока. Особенно выделялся Поберезкин Максим. Его ответы были всегда исчерпывающими, он приводил много примеров, соответствующих схемам словосочетаний.









Комментарии к уроку по теме «Словосочетание и предложение»

Урок по теме «Словосочетание и предложение» является первым в изучении раздела «Предложение. Члены предложения», поэтому основной целью на уроке было – знакомство со словосочетанием, как номинативной единицей языка, позволяющей точнее, чем слово, называть явления (предметы, признаки, действия), формирование умения самостоятельно строить словосочетание и применять новое знание.

В процессе изучения данной темы учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками: знать, что такое словосочетание; научиться различать функции языковых единиц (слово, словосочетание, предложение), строить словосочетания по схемам, вычленять словосочетания из предложений, находить главное и зависимое слово; уметь сравнивать, обобщать, видеть прекрасное вокруг себя.

Считаю, что урок соответствует поставленным целям и задачам. Дети справились с предложенными заданиями и упражнениями на уроке, поэтому цель урока достигнута. Я старалась обеспечить на уроке смену одного вида деятельности другим, использовала различные виды работы: фронтальную, работу в парах, индивидуальную, работу в группах, самостоятельную работу.

Были использованы следующие методы и технологии обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии.

Очень удачно прошло распределение ролей в группе, учащиеся правильно распределили, кто и чем будет заниматься на протяжении всего урока. Но на каждом этапе урока возникали трудности в том, кто будет говорить, потому что каждому хотелось принять участие во время выступления спикера. Необходимо еще раз напомнить детям о том, какая роль принадлежит каждому участнику группы.

Особенно нравится детям метод «Мозговой штурм». Каждый участник группы внес свое объяснение тому, чем отличается словосочетание от предложения.

Следует особое внимание обратить на то, чтобы учащиеся смогли осознать уровень своих возможностей и способов их реализации.