СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка " Суффиксы -ек-, -ик-".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Суффиксы -ек-, -ик-". УМК "Школа России"

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка " Суффиксы -ек-, -ик-".»

Русский язык. 3 класс

Правописание суффиксов -ек-, -ик-.

Тип урока: освоение нового материала

УМК: « Школа России»

Цели урока:

Образовательная:

-формирование представлений о правописании суффиксов –ик-, -ек-;

- построить алгоритм правописания суффиксов.

Развивающая:

- развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.

Воспитательная:

- воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.

Здоровьесберегающая:

-способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.

Планируемые результаты:

Предметные:

• открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-,

• ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения;

• уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

Личностные:

• уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. положительное отношение к изучению русского языка

• принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

• появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи

• проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте

Метапредметные:

• уметь определять и формулировать цель урока,

• проговаривать последовательность действий на уроке,

• работать по плану,

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

• Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

• Уметь ориентироваться в своей системе знаний,

• отличать новое от уже известного,

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы:

  • УМК «Школа России», Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

  • компьютер, интерактивная доска;

  • презентация в программе Power Point;

  • дидактический раздаточный материал.



Ход урока

  1. Организационный момент (Слайд 2)

– Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И урок наш начинаем!

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К вам на урок пришли гости. Так давайте начнём наш урок с добрых пожеланий, подарим друг другу хорошее настроение.


  1. Минутки чистописания

- А прежде чем открыть тетради, подарим друг другу хорошее настроение: соедините ладони перед собой, потрите ими и почувствуйте тепло, а сейчас передайте его частицу своему соседу по парте. Почувствуйте плечо товарища поддержку, которая вас будет сопровождать на протяжении всего урока. Улыбнитесь друг другу. У вас все получится.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа

- Ребята, как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы быть успешным на уроке? (Чтобы все цели, которые мы поставим перед собой, были достигнуты)

- Всё, что вы назвали – очень важно.

- Но я думаю, что самое главное – быть внимательным. Не зря говорят:

«Внимание - путь к запоминанию». (Слайд 3)

Эти слова пусть будут эпиграфом к нашему уроку.

- Посмотрите на ряд слов. Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

Норка дочка книжка (карточки на доске)

- Пропишите букву «К».

К к к к к к к

  1. Актуализация знаний

Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах?

- Что такое суффикс?

- Какое значение придает суффикс - к этим словам? (уменьшительно - ласкательное)

- Запишите слова, выделите суффикс.

- Придумайте и запишите 1слово с таким же суффиксом (берёзка, осинка).

- Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).

- Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).

- Приведите примеры значимых частей слова, которые являются:

1. приставками (Приставки: за, под, по, над, на, пр.)

2. суффиксами ( Суффиксы: еньк, очк, ость, чик, ек, ик.)

- Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и суффиксы? (знать какие бывают приставки и какие бывают суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова).

- Молодцы!

  1. Определение темы. Постановка целей урока

- Ребята! К нам сегодня на урок пришёл ещё один гость. Это мальчик Витя Перестукин, ученик 3-го класса, герой книги «В стране невыученных уроков». Он попал в сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей. И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы.

При выполнении задания у Вити возникли трудности. Поможем ему?

- Мальчику в данных словах нужно было вставить пропущенные буквы.

Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, ключ_к, замоч_к. (Слайд 4)

- Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).

- Возьмите жёлтые карточки и выполните задание.

Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

Смелость, беленький, вазочка, ключ?к, замоч?к. (Слайд 5)

- Почему возникло затруднение? (есть суффикс ЕК, а есть и ИК и нам неизвестен способ выбора того или иного суффикса).

На ваших столах есть листы самоконтроля. Я предлагаю вам заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал». (Слайд 6)

Заполните только первый и второй столбики. А к третьему мы вернёмся чуть позже.

(Слайд 7)

-Сформулируйте тему урока (Слайд 8)

-Итак, чему мы научимся сегодня на уроке?

Поставим цели, используя слова-помощники:

-Узнаем….. (когда пишется суффикс –ек, -ик) (Слайд 9)

-Научимся …(правильно писать слова с этими суффиксами)

-Закрепим…(свои знания и умения)

  1. Изучение нового материала

Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Так же как и Витя, мы оказались перед выбором. Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова.

Сейчас вы поработаете в парах. Возьмите карточку №1, выполните задание.

Приём «Мозговой штурм» Парная работа

Карточка №1

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть чулочек– нет чулочка.

Возьмите карточку №2, выполните задание.

Карточка №2

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) орешка

садик (нет) пенёчка

орешек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика


-Сформулируйте правила правописания:

- суффикс –ек пишется …

- суффикс –ик пишется …. (Слайд 10)


-Сформулируйте образец рассуждения на примере слова «Ключик»

(Слайд 11)

1.Изменим форму слова (нет).

2. Смотрим на гласную в суффиксе.

3. Если сохранилась, то пишем - ик.

Если исчезла, то пишем - ек.

- Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения. Как выяснить, правы мы или нет? Теперь можно помочь Вите Перестукину, но прежде чем с помощью ключика открыть замочек, мы немного отдохнем.

  1. Физкультминутка (видеофайл. Слайд 12)

  2. Закрепление нового материала


Работа по учебнику

Упр. 243, стр. 126 (Слайд 13)

- Обменяйтесь тетрадями и выполните проверку задания по образцу. Взаимопроверка по образцу. (Слайд 14)

  1. Контроль знаний

-Пришла пора проверить, хорошо ли вы усвоили новое правило.

У меня на столе карточки с заданиями разного уровня сложности. Белые – самое простое задание. Зелёные – задания посложнее. Красные – задания повышенной сложности. Выберите карточку и выполните задание.

Индивидуальная работа

1 уровень

Вставь пропущенные буквы.

кораблики – корабл..к

цветочки – цветоч..к

уголочки – уголоч..к

гвоздики – гвозд..к


2 уровень

Вставь пропущенные буквы.

Замоч..к,

корабл..к,

хвост..к,

уголоч..к,

звоноч..к,

гвозд..к,

дружоч..к.


3 уровень

Вставь пропущенные буквы и разбери по составу.

Нос..к,

рот..к,

носоч..к,

огуреч..к,

корабл..к.


- Молодцы! Теперь проверим, запомнил ли правило наш Витя. (Слайд 15-16)

Отлично! И он справился с этим задание!

  1. Итог урока

- Прежде чем подвести итог урока, я предлагаю вам вернуться к нашей таблице и заполнить третий столбик. (Слайд 17)

Подведём итоги урока

- Достигли мы поставленных целей? (Слайд 18)

* Что узнали?

*Чему научились?

*Как закрепили?

- Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты?

  1. Рефлексия

Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и отправьте свой магнит на нужный смайлик.

Мне было легко…

Я пока затрудняюсь…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…

  1. Домашнее задание (разъяснение задания) (Слайд 19)

стр. 125 правило, стр. 126, упр. 244




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!