Урок русского языка
Дата | 09.11.2021 |
Номер в КТП | 45 |
Класс | 1-Б |
Учитель | В. Н. Запорожец |
Тема | Строчная буква б |
Цели урока | Научить писать букву «б», слоги и слова с этой буквой. |
Тип урока | Усвоение учебных знаний. |
Планируемые результаты | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения. Предметные: формирование умения писать строчную букву б на основе двигательных элементов по определенному алгоритму, выполнять письмо слогов, слов, предложений с изученной буквой, соотносить печатный и письменный текст, слышать в словах задаваемый звук. Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих. |
Оборудование | «Пропись»(3 часть) В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. Москва, Просвещение, 2021г.УМК «Школа России», презентация к уроку, раздаточный материал «Бабочка», «Лесенка успеха», карандаши, шнурочки для конструирования. |
Сценарий урока
I. Мотивация (самоопределение учебной деятельности)
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок. ( Слайд № 2).
Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», раздаточный материал «Бабочка», «Лесенка успеха», карандаши, шнурочки для конструирования, ручки).
Повторение правил посадки на уроке письма. (Слайд № 3).
II.Актуализация знаний
- С написанием каких букв мы познакомились на предыдущих уроках?
- Написание, каких букв у вас лучше всего получилось?
Игра «Продолжи предложение»
- Звуки речи бывают….(гласные и согласные)
- Гласные звуки бывают…(ударные - безударные)
- Согласные звуки бывают…(звонкие и глухие, твердые и мягкие)
- Письменные буквы бывают…. (заглавные и строчные)
- Начало предложения пишется с ….(большой буквы)
- В конце предложения ставится ….(точка).
Повторение правил работы в паре. (Слайд № 4).
III. Постановка учебной задачи
- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел… (Бабочка) (слайд № 5)
- Верно. Молодцы.
Работа с дидактическим материалом (слайд № 6)
- К нам на урок прилетели бабочки, и я прошу вас обвести бабочек на ваших партах по контуру. - Составим схему слова бабочка. (слайд № 7, 8) - Сколько в слове слогов? Докажите - Какой слог ударный? Обозначьте - Назовите первый слог, второй, третий. - Сколько звуков, букв? Закрасьте схему.
Этимология слова
- Удивительная милая история этого замечательного слова, первоначально означавшего «душа бабушки». Люди наблюдали за полётом красивых насекомых, как они кружатся возле окон, дверей жилья, как упрямо летят на свет. Задумались люди: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей родоначальницы. Выходит, что бабочка и бабушка это одно и то же слово. (слайд № 9)
- Ребята, с какого звука начинаются слова бабушка и бабочка? - Кто из вас догадался, какова тема сегодняшнего урока? - Тема урока (Написание строчной буквы б) (слайд № 10) - Какие задачи поставим на урок? (Научится писать строчную букву «б», соединять ее с другими буквами, писать слова и предложения с изученной буквой, оценивать свою работу).
Рассматривание прописи на с. 12 (слайд № 11)
- Откроем прописи на стр.12
- Рассмотрим ее и спланируем свою работу.
- научиться писать строчную букву б;
- соединять ее с другими буквами;
- писать слова и предложения с изученной буквой.
-работать со схемами
- оценивать свою работу
Физминутка. (слайд № 12) Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела. На четыре – улетела.
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
- Посмотрите на экран и определите, какая по счёту буква б?
(слайд № 13)
а, б, о, в
- Какой элемент повторяется в написании всех строчных букв? - Чем отличается буква «б» от других строчных букв?
Конструирование буквы.
- Сконструируйте строчную букву б из шнурка. - Удалось ли вам сконструировать эту букву? - Из каких же элементов она состоит?
Характеристика изучаемого звука
-Дайте характеристику звуку б
(он согласный, бывает твердый, бывает мягкий, он звонкий)
-Докажите, что он согласный звук (воздух, при произношении звука встречает препятствия)
-Докажите, что он звонкий? (при произношении чувствуется вибрация голосовых связок)
-Какие буквы делают его твердым? (а, о, у, ы)
- Мягким? (е, и)
Физминутка (слайд № 14)
Тесто круто замесили (сжимают и разжимают кулачки)
Ух ты. Ух-ты (хлопки)
Сковородки накалили (трут ладонь о ладонь)
Ух-ты. Ух-ты
Ладушки-ладушки
Мы печем оладушки (переворачиваем ладони вверх-вниз)
Ладушки-ладушки
Помогаем бабушке (прижать руки к груди)
Правила посадки за столом во время письма (слайд № 15, 16)
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Работа в «Прописи 3» (с. 12). (слайд № 17, 18)
1). Письмо элементов буквы.
2). Анализ начертания строчной буквы б.
-Из каких элементов состоит буква?
(овал и длинная палочка с закруглением вправо). (слайд № 19, 20)
3). Показ написания буквы с комментированием движения руки. - Букву начинаем писать чуть ниже верхней линеечки рабочей строки, ведём вверх, влево, прописываем овал, поднимаемся вверх, не доходя нижней линеечки рабочей строки, поворачиваемся и уходим по горизонтальной линии вправо. 4). Письмо в воздухе с комментированием.
5). Написание строчной буквы б. Напишите до середины строки. Посмотрите на буквы, которые написали, выберите самые лучшие и подчеркните их. Допишите до конца.
6). Написание слогов ба, бу, бе (с.12)
- Посмотрите на следующую строку. - Какая буква написана в начале каждого слога? Прочитайте хором. - Почему вы произносите разные первые звуки? - Какое соединение? - На какие 2 группы мы их можем разделить?
(на гласные, указывающие на твердость предшествующего согласного и на мягкость, предшествующего согласного)
Ба,бо,бу, бы би,бе
- Запишите слоги. Подчеркните мягкий согласный звук .
7). Письмо слов. (слайд № 21)
- прочитаем слово (бусы)
- Сосчитайте, сколько в нем букв? (4)
- Пропишите.
Подчеркнуть красным карандашом гласные буквы.
V. Закрепление знаний и способов действий.
Работа с предложением. Слого - звуковой анализ слова бусы. – Прочитайте предложение. Сколько слов в предложении? - Какое последнее слово? Давайте проверим. - Сколько слогов в слове бусы? - Какой слог ударный? - Назовите первый слог. Дайте характеристику. - Назовите второй слог. Дайте характеристику. Закрасьте схему. - Сколько звуков, букв?
Динамическая пауза. (слайд № 22)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два – нагнулся,
три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
(Дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Работа в парах. Работа со словами барсук, зебра, баран.
- Прочитайте слова, которые записаны справа.
– Соотнесите схему и слово (барсук, зебра, баран). Запишите слова рядом со схемами. Закрасьте схему.
Беседа на тему «Дикие животные» (слайд № 23)
Зебра – это дикая африканская лошадь с полосатой окраской Полосатые лошадки Африканские лошадки, Хорошо играть им в прятки На лугу среди травы. Разлинованы лошадки, Будто школьные тетрадки, Разлинованы лошадки От копыт до головы. - Где вы ещё могли её видеть? (слайд № 24) - Почему пешеходную дорожку назвали «зеброй»? - Для чего нужна такая размётка? - Давайте проверим, правильно ли мы подобрали слово. - Сколько в слове слогов? Докажите. - Какой слог ударный? Назовите первый слог, второй - Сколько звуков, букв?
- К какому слову следующая схема? - Сколько в слове слогов? Докажите. - Какой слог ударный? Назовите первый слог, второй - Сколько звуков, букв?
Барсук. (слайд № 25) Самое чистоплотное животное. Притопает в дубраву за желудями, поест и потешно пятится задом, толкает полосатый поросёнок, ворох сухой листвы, тащит в свою барсучью нору. Мягкую перину готовит для зимней спальни. У него есть кладовые. Копнёшь – зашуршит что-то. Смотришь, а это сушёные лягушки, жуки и грибы.
Письмо предложений по образцу: Мы были в парке. Там прыгала белка.
- Прочитайте предложение - Сколько слов? - Какие правила написания предложения вы знаете? - Спишите, диктуя по слогам. – О ком говорится в следующем предложении? - Что делала белка? - Сколько слов в предложении? - Почему первое слово в этом предложении написано с заглавной буквы? –Запишите предложение самостоятельно. – Посмотрите на доску, проверьте написание. ( На доске письменными буквами написано предложение из прописи).
VI. Итог урока.
- Какую новую букву мы учились писать сегодня? - Из каких элементов состоит строчная буква «б»? - Какие звуки она может обозначать?
VII. Рефлексия (слайд № 26)
- Удалось ли решить поставленные задачи? (вернемся к задачам в начале урока)
- Какие задачи мы ставили в начале урока?
- У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку.
- Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете трудностей при написании строчной буквы, написание строчной буквы в словах и предложениях, то обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности- средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок.
-Покажите мне свои линеечки.
-Урок окончен, спасибо!