Тема: «Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: познакомить со словами - названиями предметов, признаков предметов, действий предметов.
Формируемые ууд:
Познавательные: выделять существенную информацию из текста; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи; и передавать информацию; задавать вопросы.
Личностные: внутренняя позиция обучающегося; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Ход урока
Мотивационный этап
Прозвенел звонок – начинается урок
Отвечайте «да» или «нет» на моё утверждение:
-Очень любим мы учиться - …
-И, конечно же, лениться - …
-Выполняем все задания - …
-Очень любим опоздания - …
-Читаем, пишем, рассуждаем - …
-Дисциплину нарушаем - …
-Всем успехов пожелаем - …
-И урок мы начинаем!
-Не забывайте:
Отвечать – не кричать, только руку поднимать!
Этап актуализации знаний
Сейчас мы поиграем в игру «Закончи предложение».
Речь – это…(средство общения между людьми).
Речь бывает…(устная и письменная).
Речь состоит из…(предложений).
Предложение выражает …(законченную мысль).
Предложение состоит из…(слов).
Ребята, на ваших столах лежат карточки. Найдите слова и раскрасьте их разными цветами
а) Работа в парах.
х | п | т | и | ч | к | а | х | х |
х | х | х | и | г | р | а | е | т |
х | х | х | х | х | х | х | х | х |
м | а | л | е | н | ь | к | а | я |
х | л | е | т | и | т | х | х | х |
х | в | е | с | ё | л | ы | й | х |
х | х | щ | е | н | о | к | х | х |
Ребята, вы нашли слова, а теперь попробуйте дать определение. Что такое слово? (Слово – это буквенное сочетание имеющее смысл).
- Так о чем мы будем говорить на нашем уроке? (о словах)
Чистописание
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
- Итак, откройте свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите:
Е е
-Пропишите красиво заглавную и строчную буквы и оцените свою работу по чистописанию.
-Что можете сказать об этой букве? (Гласная, обозначает мягкость согласного звука и два звука, когда стоит после гласного, мягкого знака, в начале слова.)
-Прочитайте слова на доске:
Щенок, веселый, птичка, играет, летит, маленькая.
- Какое слово лишнее? Почему?
-В каких словах буква е обозначает мягкость согласного звука? (веселый, летит, маленькая.)
- В каких словах буква е обозначает два звука?( играет)
Этап целеполагания
Всему название дано-
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз,
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Озвучено словами. ( Александр Шибаев)
- Так поэт написал о словах. Давайте сами проверим, так ли это.
- И так снова вернёмся к нашим словам.
Щенок, веселый, птичка, играет, летит, маленькая.
-Посовещайтесь в парах и скажите, на какие три группы можно разделить все слова?
-Что общего у слов щенок и птица? (На какие вопросы они отвечают и что называют?)
- Что общего у слов веселый и маленькая?(На какие вопросы они отвечают и что называют?)
- Что общего у слов играет, летит? (На какие вопросы они отвечают и что называют?)
Как вы думайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Верно! Мы с вами поговорим о том, что могут называть слова! Вы будете учиться различать слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов по значению и вопросу, учиться находить такие слова в тексте, упражняться в правильной постановке вопроса к словам названиям предметов, признаков предметов, действий предметов.
Физминутка
Этап открытия новых знаний
- Откроем учебник на странице 21 и прочитаем вопрос.
- Что же могут называть слова?
Предлагаю рассмотреть таблицу в учебнике, т.е. правило и на экране. (Урок «Слово» на диске – приложении.)
- Давайте приведем примеры своих слов предметов, их признаков и действий этих предметов.
СЛОВА-НАЗВАНИЯ (на доске)
Предметы и явления, признаки предметов, действия предметов -Кто? Что?
- Какой? Какое? - Какая? Какие?
Что делает? Что делают?
Для того чтобы определить, к какой группе слов относится данное слово, нужно задать к нему вопрос.
1.Прочитать слово.
2.Задать к нему вопрос.
3.Определить, к какой группе относится это слово.
Заяц: кто? – заяц – предмет; горячий: какой? – горячий – признак предмета; прыгает: что делает? – прыгает – действие предмета.
Презентация – слайды
Физминутка для глаз
Этап первичного закрепления
- Работа по учебнику страница 22 №7.
- Прочитайте задание. Какие слова называют предметы? Какие из них отвечают на вопросы кто? или что? Почему?
- Какие слова называют признаки этих предметов? Поставьте к ним вопросы.
- Какие слова называют действия предметов? На какой вопрос они отвечают?
- Составим три предложения с этими словами. Напишем первое предложение. (ОДИН УЧЕНИК РАБОТАЕТ У ДОСКИ.)
ЯРКОЕ СОЛНЦЕ СВЕТИТ.
- Вспомним правила написания предложения. Найдем грамматическую основу. Что мы называем предложением?
- Чему вы научились, выполняя данное упражнение?
Этап включения в систему знаний
Делаем вывод – презентация слайды с 8 по 12
Этап подведения итогов урока
- С какими тремя группами слов мы познакомились?
-На какие вопросы отвечают слова-названия предметов? Названия признаков? Названия действий?
- Как будем действовать, чтобы определить, к какой группе названий относится слово? ( по рядам)
Заполните таблицу. ( на доске) |
Предмет 1 ряд | Признак предмета 2 р | Действие предмета 3 р |
Лиса, окно, лес, девочка | Красивая, весёлый, голубое | Поёт, играет, гремит |
Этап рефлексии
Оцените свою работу на уроке мимикой и жестами
слайд- 13
я все понял, было скучно, ничего не понял
этап организация домашнего задания
С. 23, упр. 19
х | п | т | и | ч | к | а | х | х |
х | х | х | и | г | р | а | е | т |
х | х | х | х | х | х | х | х | х |
м | а | л | е | н | ь | к | а | я |
х | л | е | т | и | т | х | х | х |
х | в | е | с | ё | л | ы | й | х |
х | х | щ | е | н | о | к | х | х |
х | п | т | и | ч | к | а | х | х |
х | х | х | и | г | р | а | е | т |
х | х | х | х | х | х | х | х | х |
м | а | л | е | н | ь | к | а | я |
х | л | е | т | и | т | х | х | х |
х | в | е | с | ё | л | ы | й | х |
х | х | щ | е | н | о | к | х | х |
х | п | т | и | ч | к | а | х | х |
х | х | х | и | г | р | а | е | т |
х | х | х | х | х | х | х | х | х |
м | а | л | е | н | ь | к | а | я |
х | л | е | т | и | т | х | х | х |
х | в | е | с | ё | л | ы | й | х |
х | х | щ | е | н | о | к | х | х |
море
лиса
тетрадь
девочка
чайник
красивая
весёлые
голубое
большой
поёт
гремит
играют
учатся