Урок русского языка
3 класс
Тема: Значение и употребление имен прилагательных в речи.
Цель урока: развивать умения распознавать имена прилагательные и употреблять их в речи, познакомить с ролью имен прилагательных в речи.
Ход урока.
Орг. момент.
Проверяется готовность к уроку, создается положительная эмоциональная направленность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
2. Актуализация знаний.
- Начнем наш урок со словарной работы.
Кастрюля, солома, сапоги, аккуратный, шоссе, трамвай, картофель (дети записывают слова под диктовку учителя).
Самопроверка (слайд 1).
Проверьте свою работу и оцените себя.
-Найдите среди этих слов лишнее. (аккуратный). Почему? (имя прилагательное).
- Составьте словосочетание с этим прилагательным. (аккуратный ученик). Какого ученика можно назвать аккуратным? (ответы детей). Давайте стараться, чтобы и в нашем классе было как можно больше аккуратных учеников.
3. Постановка учебной задачи.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!
- Что это за часть речи?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Откройте учебник на стр.63. Чему мы будем учиться, работая над этой темой?
4. Работа по теме урока.
Стр. 64. На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Как определить имена прилагательные?)
- Для этого выполним упр. 109.
- Прочитайте стихотворение. Какой вы представили берёзу? Как вы понимаете выражение «шёлковые косы»?
- Сколько предложений в этом стихотворении?
- Какую роль выполняют имена прилагательные в данных предложениях?
1 вариант записывает первое предложение, 2 вариант – второе предложение.
Подчеркнуть главные члены предложения, над именами прилагательными указать часть речи.
(После выполнения работ, дети обмениваются тетрадями, происходит взаимопроверка и оценка работы соседа).
Чтение правила на стр. 64.
- Ребята, знакомо вам это правило? Повторите правило про себя, а теперь расскажите друг другу (работа в парах).
- Что же обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? Приведите примеры. – Уже в самом имени (прилагательное) содержится намёк на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.
-Посмотрите еще раз упр. 109. Каким членом предложения является имя прилагательное? (второстепенным).
5. Физ. минутка.
Игра «Узнай и изобрази». (дети узнают по описанию животного и изображают его).
Рыжая, ловкая, хитрая…
Серый, хищный, злой …
Большой, косолапый…
Косой, трусливый, слабый…
- Почему зайца называют «косой»? (слайд 2) (Считается, что зайца называют косым из-за особенностей его органов зрения. Глаза зайца расположены по бокам, для того, чтобы визуально охватить большее пространство и своевременно заметить хищника. Когда заяц бежит от врага, его взгляд обращен назад (косит назад), из-за чего, кстати, могут произойти столкновения с деревьями и прочими препятствиями. А когда он смотрит вперед, то зрачки сходятся у переносицы, что напоминает косоглазие. Из-за этих особенностей зайца называют косым.)
6. Закрепление изученного материала.
1) - Какая часть речи вам помогла угадать о ком шла речь? С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Делают речь более точной, полной, яркой).
Упр. 110. выполняется по заданию учебника с комментированием.
2) Образуй прилагательное.
- Образуйте от первого имени существительного однокоренное прилагательное, запишите полученные словосочетания. (слайд 3)
Ночь – тишина, радость – встреча, интерес – рассказ, весна – ветер, сладость – ложь).
(Ночная тишина, радостная встреча, интересный рассказ, весенний ветер, сладкая ложь). Дети читают словосочетания, объясняя орфограммы.
-Вспомните пословицу с выражением «сладкая ложь». (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.) Как вы её понимаете?
- Как можно назвать прилагательные горькая, сладкая? (антонимы).
7. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу, давайте проверим, как вы усвоили сегодняшний материал. (слайд 4)
1.Выберите верное утверждение:
а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим.
б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
в) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом.
2. Имя прилагательное обозначает:
а) название предмета
б) количество предметов при счете
в) признак предмета
3. Подберите антоним к прилагательному тонкая.
а) гладкая
б) короткая
в) толстая
4. Укажите прилагательное:
а) удлинять
б) длинный
в) длина
5. Укажите имя прилагательное, в котором звуков меньше, чем букв.
а) вкусный
б) радостный
в) еловый
Ответы: 1б, 2в,3в, 4б, 5б
Всем спасибо за урок.
Д. з. стр. 64 правило, упр. 111
4