Тема урока: Закрепление знаний о местоимении.
Цели урока:
- развивать умение определять признаки местоимений.
Задачи:
Формировать умение различать местоимения от других частей речи.
Развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст)
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.
Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.
I. Организационный момент.
К.Д.Ушинский говорил: «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего»
II. Введение в тему урока.
Учитель: -Догадаетесь, послушав стихотворение.
(Учитель читает стихотворение.)
Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него как не крутись,
В речи нам не обойтись!
Учитель: - Ребята, вы узнали, о чём идёт речь?
Итак, тема нашего урока- «Местоимение».
III. Раздели на группы.
Учитель:
-Что заметили - скажите?
В, НА, НОС, Я, МНИ, ОН, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ
Дети:- Здесь записаны разные части речи.
Учитель:- Давайте разобьём их на группы (дети выходят к доске и вычёркивают разноцветными маркерами разные части речи, называя их).
Предлоги - в, на, под.
Им. существительное - нос.
Глаголы - мни, мнём.
Местоимения - я, он, ты, нас, мне, вы
Учитель: Я предлагаю вам записать эти местоимения в тетрадях.(Я, он, ты, нас, мне, вы)
- В свою очередь данные местоимения можно разделить на две группы.
-- Какие? ( Стоящие в нач. форме и не в нач. ф-ме).
IV. Устный опрос.
На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.
- Какие цели перед собой поставим? Что нам необходимо вспомнить? Определение
Роль в речи.
Грамматические признаки.
- С какой группой местоимений мы знакомимся?
- Почему местоимения я, ты, вы, мы...называются личными?
- По какому признаку местоимения можно поделить на 2 группы?
- Назовите местоимения ед.ч. (мн.ч.)
- По какому признаку можно разделить личные местоимения на 3 группы?
- Назовите местоимения 1л. (2л.,3л.)
- Какие местоимения изменяются по родам?
-Что такое местоимение?
Закончи предложения:
Местоимения - это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только…
Местоимения 1-го лица: …
Местоимения 2-го лица: …
Местоимения 3-го лица: …
По родам изменяются только местоимения… лица… числа. (взаимопроверка)
V.Словарная работа.
Игра «Найди меня»с целью повторения местоимений 3 лица.
Задание.
Прочитайте слова. Найдите в них спрятавшиеся местоимения.
-Запишите их. Определите род местоимений. Проверка.
-В каком слове не определили род и почему? (Они - мн.ч.)
В тетрадях в три столбика запишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, оно. (3 ученика у доски)
(Метро, яблоко, молоко, малина, ягода, помидор, огурец, капуста, картофель, земляника)
-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?
Дети: - Местоимения третьего лица ед. числа изменяются по родам.
VI.Актуализация знаний
Выписать местоимения, определить: лицо, число, падеж.
Мы взяли Шарика на прогулку в лес.
Мама рассказала нам интересную историю.
На нём висели спелые ягоды.
Дедушка подарил мне интересную книгу с картинками.
У нас в клетках живут кролики.
Составить и разобрать предложения по членам предложения.
Я иду по весеннему лесу.
Недавно я не спеша возвращалась домой и остановилась у берёзки, что растёт , прикоснулась к ней ладонью. Я видела её много раз. Но в этот вечер я словно увидела её не глазами, а душой. Какое грациозное дерево, белый стан, изящные тонкие ветви. Мне захотелось составить о ней маленький рассказ. Прочитайте его.
«Берёзу милую, родную мы считаем символом России. У берёзы белый стан, изящныетонкие ветви Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок. Белые березы трогают наши души. .»
- Удачно ли я составила тект- описание берёзки?
- Какая часть речи поможет избежать этих речевых ошибок?
-Слова, какой части речи заменяют местоимения?
- Поработайте в парах и отредактируйте тексты. (Проверка)
Для чего мы используем местоимения в нашей речи?
- Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
VII. Обобщение.-
-Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.
VIII. Самостоятельная работа. Тест.
IX.Рефлексия.
Х. Домашнее задание.