1.Орг.момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Слайд №1
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. (В. Мономах)
-Как понимаете выражение?
2.Актуализация знаний уч-ся.
Слайд №2.
Пейза…., р..сунок, алма.., ..льбом, б..рёза, доро..ка, обл..ко, т..пор, е..кий, яг..да, г..рой, жемчу.., ..прель.
-Посмотрите на слова. Какое задание надо выполнить? (Вставить пропущенные буквы).
-Исследуйте слова и разделите их на группы. Ответ обоснуйте. (Работа в парах устно)
1гр.- слова с парным согласным.
2 гр. – слова с безударным гласным, непроверяемым ударением.
-Какое правило надо знать, чтобы избежать ошибки при письме?
-Запишите слова в столбик, выделяя орфограмму. (По вариантам. 1в. – с парным согл., 2 в. – слова с непроверяемым гласным)
Проверка (слайд №3).
Пейзаж Рисунок
алмаз альбом
дорожка берёза
едкий облако
жемчуг топор
ягода
герой
апрель
3. Самоопределение к деятельности.
-Подчеркните 1 букву в каждом слове. Прочтите слово, используя только 1 букву.
-С какими словами ассоциируется слово работяга? (Труд, работа, творить)
-О каком падеже идёт речь?
-Почему его так назвали? (Связан с глаголом творить)
-Назовите тему урока. (Творительный падеж имен существительных). Слайд
- Что нам уже известно? (Отвечает на вопросы кем? чем?)
-Есть ли что-то, чего мы не знаем?
-Назовите главную учебную задачу урока. (Узнать все о творительном падеже, научиться распознавать им. сущ. в творительном падеже ) Слайд
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже творительном.
4.Открытие новых знаний
1.
-Чтобы не сбиться с пути , я предлагаю воспользоваться маршрутом движения, который лежит на ваших столах.
(Карточки у каждого уч-ся с машрутом движения)
1. Название падежа | |
2. Вспомогательное слово | |
3. Вопросы | |
4. Значение | |
5. Предлоги | |
6. Роль в предложении | |
-Какие сведения должны выявить и занести в листок?
-Что уже знакомо ? (Название падежа, вспомогательное слово, вопросы). Занесите это в таблицу.
(Уч-ся читает стих-е.)
С тем, - заявил Творительный -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
-В русской грамматике этот падеж назвали так потому, что одним из значений было орудие, которым что-нибудь делают.
-Наш главный труд – учёба.
-Назовите орудия учеников. (Ручка, карандаш, кисть, линейка)
- Какими предметами мы творим, работаем. (Пишем ручкой, рисуем кисточкой и т.д.) Слайд
-Определите падеж существительных. Почему мы поставили к ним вопрос чем? (Неодушевлённые им. сущ.)
-На какой вопрос теперь предстоит найти ответ? (С какими предлогами употребляется)
2. Работа в группах.
-Возьмите карточки жёлтого цвета.
-Какой части речи не хватает в записи? (Предлогов)
-Поработайте в группах и дополните запись. Подумайте, какие предлоги сделают словосочетания правильными? Определите падеж им. сущ.
Задание. (Работа в группах) (Слайд )
Искал … (под) сосной, пролетел …(над) полем, играл …(с) сестрой, зарядка …(перед) уроком,
гнался … (за) собакой.
Проверка Слайд
-Кто может дать ответ на вопрос?
-В каком словосочетании к им. сущ. можно задать другой вопрос? (Искал где?..., пролетел где?..).
-На что надо обратить внимание? (Им. сущ. в твор. пад. имеют смысловой вопрос где? когда?)
-На что указывают им. сущ. в твор. пад.? (На предмет, которым выполняют действие, на лицо, с которым выполняют действие, на место, на время).
-На какой вопрос мы смогли ответить?
-Назовите предлоги, с которыми употребляются сущ. в твор. падеже?
- Где можно проверить свои выводы? (В учебнике)
3.Работа по учебнику(с.53)
Прочтите сведения. Расскажите друг другу.
-Чем пополнили свои знания? (Предлог между )
А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам, нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
4.Работа над предложением. (Слайд )
-Назовите следующий пункт нашего маршрута. (Роль в предложении)
Работа в парах. Составить предложение, используя слова. (Карточка зелёного цвета)
Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.
Проверка. Слайд
Зима укрыла землю белым пушистым ковром.
-Определите падеж имён существительных. Разберите предложение по членам. (С комментированием)
-Каким членом предложения является им. сущ. в творит. падеже? (Второстепенный член)
- Все ли тайны мы раскрыли?
-Какую учебную задачу нам надо решать теперь? (Учиться распознавать им. сущ. в творительном падеже)
5. Упражнения в распознавании существительных в творительном падеже.
1. Работа по учебнику.
Упр.95 (с.53)
2.Самостоятельная работа. (Задания по выбору уч-ся)
-Составьте словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу. Определите падеж.
Дружит с (природа), живёт за (река), рос под (дерево), стоит перед (зеркало).
Выпишите словосочетания, относящиеся к теме урока.
Идут по дороге, рубит топором, сидел с дедушкой, дарит маме, стоит за домом.
Самопроверка. Слайд
Самооценка.
6.Рефлексия
Продолжите предложения:
-Я научился …
-Теперь я могу …
-Я испытываю сложность …
7. Итог урока
-Что узнали мы сегодня и забыть уж не должны?
-Расскажите всё друг другу о творительном падеже.
8. Д/з.Упр.94, правило