СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе «Как найти корень в слове?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Как найти корень в слове?» (2 урок по данной теме).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Задание 1»

Найдите предложение, где «девятый вал» является фразеологизмом. Объясните значение предложения.

  1. Такому кораблю не страшны ни шторм, ни девятый вал.

  2. То всё нормально, а то хандра девятым валом накатывает.

  3. Шторм, накрывающий девятым валом хлипкое судёнышко?

  4. "Девятый вал" - по-моему, самая знаменитая картина Айвазовского. 

Найдите предложение, где «девятый вал» является фразеологизмом. Объясните значение предложения.

  1. Такому кораблю не страшны ни шторм, ни девятый вал.

  2. То всё нормально, а то хандра девятым валом накатывает.

  3. Шторм, накрывающий девятым валом хлипкое судёнышко?

  4. "Девятый вал" - по-моему, самая знаменитая картина Айвазовского. 

Найдите предложение, где «девятый вал» является фразеологизмом. Объясните значение предложения.

  1. Такому кораблю не страшны ни шторм, ни девятый вал.

  2. То всё нормально, а то хандра девятым валом накатывает.

  3. Шторм, накрывающий девятым валом хлипкое судёнышко?

  4. "Девятый вал" - по-моему, самая знаменитая картина Айвазовского. 

Найдите предложение, где «девятый вал» является фразеологизмом. Объясните значение предложения.

  1. Такому кораблю не страшны ни шторм, ни девятый вал.

  2. То всё нормально, а то хандра девятым валом накатывает.

  3. Шторм, накрывающий девятым валом хлипкое судёнышко?

  1. "Девятый вал" - по-моему, самая знаменитая картина Айвазовского. 

Найдите предложение, где «девятый вал» является фразеологизмом. Объясните значение предложения.

  1. Такому кораблю не страшны ни шторм, ни девятый вал.

  2. То всё нормально, а то хандра девятым валом накатывает.

  3. Шторм, накрывающий девятым валом хлипкое судёнышко?

  4. "Девятый вал" - по-моему, самая знаменитая картина Айвазовского. 

Найдите предложение, где «девятый вал» является фразеологизмом. Объясните значение предложения.

  1. Такому кораблю не страшны ни шторм, ни девятый вал.

  2. То всё нормально, а то хандра девятым валом накатывает.

  3. Шторм, накрывающий девятым валом хлипкое судёнышко?

  4. "Девятый вал" - по-моему, самая знаменитая картина Айвазовского. 

Найдите предложение, где «девятый вал» является фразеологизмом. Объясните значение предложения.

  1. Такому кораблю не страшны ни шторм, ни девятый вал.

  2. То всё нормально, а то хандра девятым валом накатывает.

  3. Шторм, накрывающий девятым валом хлипкое судёнышко?

  4. "Девятый вал" - по-моему, самая знаменитая картина Айвазовского. 

Найдите предложение, где «девятый вал» является фразеологизмом. Объясните значение предложения.

  1. Такому кораблю не страшны ни шторм, ни девятый вал.

  2. То всё нормально, а то хандра девятым валом накатывает.

  3. Шторм, накрывающий девятым валом хлипкое судёнышко?

  4. "Девятый вал" - по-моему, самая знаменитая картина Айвазовского. 

Просмотр содержимого документа
«Задание 2»

Важным этапом в развитии дарования Айвазовского стало его плавание летом 1836 года с кораблями Балтийского флота по Финскому заливу и Балтийскому морю. Плавание в течение двух месяцев в северных широтах обогатило, расширило представления начинающего мариниста (маринистами называют художников, изображающих море) об изменчивой морской стихии. Пройдет совсем немного лет, и он увидит и испытает на себе не только ласковый шум Эгейского, Адриатического и Средиземного морей, но и могучее дыхание Атлантики и Тихого океана. Морская стихия навсегда завладела воображением художника, стала единственной и главной темой его творчества. Уже в первых картинах Айвазовского учителя и зрители увидели неординарность дарования. В самых ранних его работах «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Большой рейд в Кронштадте» поражало мастерство, с каким написаны вода, морская пена на гребнях волн, северное небо.

  1. С значением какого нового слова вы познакомились?

  2. Найдите в тексте имена собственные. Какие из них обозначают географические названия?

  3. Найдите в тексте однокоренные слова. Запишите.

Придумайте к этим словам ещё два однокоренных слова.

Важным этапом в развитии дарования Айвазовского стало его плавание летом 1836 года с кораблями Балтийского флота по Финскому заливу и Балтийскому морю. Плавание в течение двух месяцев в северных широтах обогатило, расширило представления начинающего мариниста (маринистами называют художников, изображающих море) об изменчивой морской стихии. Пройдет совсем немного лет, и он увидит и испытает на себе не только ласковый шум Эгейского, Адриатического и Средиземного морей, но и могучее дыхание Атлантики и Тихого океана. Морская стихия навсегда завладела воображением художника, стала единственной и главной темой его творчества. Уже в первых картинах Айвазовского учителя и зрители увидели неординарность дарования. В самых ранних его работах «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Большой рейд в Кронштадте» поражало мастерство, с каким написаны вода, морская пена на гребнях волн, северное небо.

  1. С значением какого нового слова вы познакомились?

  2. Найдите в тексте имена собственные. Какие из них обозначают географические названия?

  3. Найдите в тексте однокоренные слова. Запишите.

Придумайте к этим словам ещё два однокоренных слова.

Важным этапом в развитии дарования Айвазовского стало его плавание летом 1836 года с кораблями Балтийского флота по Финскому заливу и Балтийскому морю. Плавание в течение двух месяцев в северных широтах обогатило, расширило представления начинающего мариниста (маринистами называют художников, изображающих море) об изменчивой морской стихии. Пройдет совсем немного лет, и он увидит и испытает на себе не только ласковый шум Эгейского, Адриатического и Средиземного морей, но и могучее дыхание Атлантики и Тихого океана. Морская стихия навсегда завладела воображением художника, стала единственной и главной темой его творчества. Уже в первых картинах Айвазовского учителя и зрители увидели неординарность дарования. В самых ранних его работах «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Большой рейд в Кронштадте» поражало мастерство, с каким написаны вода, морская пена на гребнях волн, северное небо.

  1. С значением какого нового слова вы познакомились?

  2. Найдите в тексте имена собственные. Какие из них обозначают географические названия?

  3. Найдите в тексте однокоренные слова. Запишите.

Придумайте к этим словам ещё два однокоренных слова.

Важным этапом в развитии дарования Айвазовского стало его плавание летом 1836 года с кораблями Балтийского флота по Финскому заливу и Балтийскому морю. Плавание в течение двух месяцев в северных широтах обогатило, расширило представления начинающего мариниста (маринистами называют художников, изображающих море) об изменчивой морской стихии. Пройдет совсем немного лет, и он увидит и испытает на себе не только ласковый шум Эгейского, Адриатического и Средиземного морей, но и могучее дыхание Атлантики и Тихого океана. Морская стихия навсегда завладела воображением художника, стала единственной и главной темой его творчества. Уже в первых картинах Айвазовского учителя и зрители увидели неординарность дарования. В самых ранних его работах «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Большой рейд в Кронштадте» поражало мастерство, с каким написаны вода, морская пена на гребнях волн, северное небо.

  1. С значением какого нового слова вы познакомились?

  2. Найдите в тексте имена собственные. Какие из них обозначают географические названия?

  3. Найдите в тексте однокоренные слова. Запишите.

Придумайте к этим словам ещё два однокоренных слова.

Просмотр содержимого документа
«тест»

Ф.И._______________________________

ТЕСТ

1. Почему корень – главная часть слова:

А) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов;

Б) корень – не главная часть слова;

В) он может изменяться.

2. Однокоренные слова – это:

А) слова с разными корнями;

Б) слова с одинаковым произношением;

В) слова с одним и тем же корнем.

3. Найдите ряд однокоренных слов:

А) лес, лесник, лист;

Б) сад, садовник, посадка;

В) сажать, саженцы, сажа.

4. Прочитай слова. Какое слово в ряду лишнее?

А) зима Б) зимовать

В) зимовка Г) зимний

Д) заморозить Е) перезимовать

Ж) зимующий.

5. В корнях каких слов согласные чередуются?

А) свет – светить

Б) друг – дружба

В) пять - пятёрка

6. Отметь однокоренные слова:

А) гора – горький;

Б) гора – горный;

В) бережок – бережёт;

Г) берег – бережливый.

7. Написание корня в однокоренных словах:

А) одинаковое;

Б) разное;

В) в одних случаях одинаковое, в других разное;

Г) зависит от лексического значения слова.





Ф.И._______________________________

ТЕСТ

1. Почему корень – главная часть слова:

А) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов;

Б) корень – не главная часть слова;

В) он может изменяться.

2. Однокоренные слова – это:

А) слова с разными корнями;

Б) слова с одинаковым произношением;

В) слова с одним и тем же корнем.

3. Найдите ряд однокоренных слов:

А) лес, лесник, лист;

Б) сад, садовник, посадка;

В) сажать, саженцы, сажа.

4. Прочитай слова. Какое слово в ряду лишнее?

А) зима Б) зимовать

В) зимовка Г) зимний

Д) заморозить Е) перезимовать

Ж) зимующий.

5. В корнях каких слов согласные чередуются?

А) свет – светить

Б) друг – дружба

В) пять - пятёрка

6. Отметь однокоренные слова:

А) гора – горький;

Б) гора – горный;

В) бережок – бережёт;

Г) берег – бережливый.

7. Написание корня в однокоренных словах:

А) одинаковое;

Б) разное;

В) в одних случаях одинаковое, в других разное;

Г) зависит от лексического значения слова.



Просмотр содержимого документа
«урок 29.10.2019»

Урок «Как найти корень в слове?» (2 урок по данной теме)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели урока:

  1. Метапредметные: Расширить изучение понятия «однокоренные слова»

  2. Предметные: Обобщить знания обучающихся о корне слова, научить правильно выделять корень слова

Метапредметные задачи:

развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Общеучебных:

1. ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

2. извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

3. находить и исправлять чужие ошибки.

Логических:

1. устанавливать причинно-следственные связи;

2. строить логические цепи рассуждений;

3. выдвигать гипотезы;

Постановка и решение проблем:

1. самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;

Личностных:

1. уметь слушать и вступать в диалог;

2. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;

3. стремле­ние к речевому совершенствованию.

Коммуникативных:

1.проявлять любознательность при получении знаний;

2.проявлять интерес к изучению русского языка;

3.проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных:

1. определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";

2.контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3. корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

4. оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания.

Предметные задачи:

Образовательные:

  1. знать определение корня слова;

  2. конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах;

  3. правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова различные по лекси­ческому значению;

  4. закрепить умение распознавать однокоренные слова;

  5. исправлять ошиб­ки в подборе однокоренных слов;

  6. обогащать речь детей.

Развивающие:

  1. развивать орфографическую зоркость;

  2. развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную);

  3. развивать кругозор учащихся.

Средства обучения:

  1. вербальные средства (учебники,);

  2. технические средства обучения (ИКТ).







    1. Приветствие.



    1. Проверка Д/З (Рефлексия) «Тот, кто сумел отрефлексировать деятельность, тот и получает возможность двигаться вперёд» 3 минуты

 Рефлексия - способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов Р. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ почти каждому человеку: каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами собственных неудач и ошибок, с тем чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Р. помогает нам учиться на своих ошибках. 

Научная – это более сложный этап. И нужно стремиться к нему.

Рефлексия настроения.

Рефлексия деятельности.

Рефлексия содержания.

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний.



      1. Число, классная работа


1

2) Мотивация деятельности

- Самое большое однозначное число? «9»

- Какая это часть речи? (числительное).

- Что такое числительное? (количество)


1

      1. Чистописание

Какую букву мы будем сегодня писать на чп (Д)

Лексическая разминка

- А сейчас мы познакомимся с фразеологизмом, связанным с числом 9.

- Запишем его. Что в данном случае обозначает числительное 9? (Порядок)

- Найдите предложение, где записан наш фразеологизм. Объясните значение данного предложения.

- Что обозначает слово «ХАНДРА»? Подберите синонимы к данному слову. (ТОСКА, УНЫНИЕ, ГРУСТЬ, АПАТИЯ)








Работа группой.



Хандра — это невыносимо тоскливое, подавленное настроение, когда все привычно радующее вдруг становится тусклым, бессмысленным и не хочется делать ничего: ни работать, ни гулять, ни заниматься любимым хобби.


4

4) Словарь (Фонетическая разминка)

-Что общего у всех данных слов? (на букву Д)

- Найдите слово, где все гласные буквы берут чужие звуки? (ДЕРЕВНЯ). Что показывают эти буквы на письме? (Мягкость предшествующего согласного)

- Найдите слова, которые заканчиваются на мягкий согласный звук? (ДЕКАБРЬ, ДЕЖУРНЫЙ)

- Что мы ещё можем сказать об этих согласных звуках, чем они ещё похожи? (СОНОРНЫЕ)

- Найдите лишнее слово (ДЕВОЧКА – ударение на первый слог, у всех на второй; ДЕКАБРЬ – 2 слога, у всех 3 слога)

Повторение предыдущих тем

4

5) – Посмотрите на картину. Что вы на ней видите? Может быть кто-то из вас знает, автора данного произведения и название. (Девятый вал. Но это не фразеологизм, а настоящая стихия, настоящая волна. Картину нарисовал известный художник Иван Константинович Айвазовский)

- Кто знаком с творчеством Айвазовского, видел его картины?


1

6.Целеполагание, постановка проблемы

1) - Сейчас вы прочитаете текс и выполните задание

- Со значением какого нового слова вы познакомились? (МАРИНИСТ)

- Собственные имена? Как будем записывать?

- Какие слова вы записали?

- Как вы мне объясните, почему это однокоренные слова?

- Как доказать? Придумайте ещё 2 слова.

- А слово МАРИНИСТ является однокоренным словом к слову МОРЕ? (Нет. Это человек, изображающий море, но общей части со словом море у этого слова нет)

-Какая тема нашего урока? Какие цели мы с вами поставим сегодня?

Работа с текстом в формате ВПР

5

  1. Физкульминутка.


3

8.Первичное закрепление. (Проблема)

- Вы нашли другую часть речи. Как вы думаете, зачем я вас попросила выполнить это задание.

(Лучше искать другие части речи для определения корня слова, чтобы не ошибиться и не найти форму слова)

- Какую ещё часть речи можно подобрать к этим словам? (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)


2

9.Закрепление. Работа со словарями.

– Сегодня мы узнали значение нового слова. Где мы могли его посмотреть? (В толковом словаре)

- Мы узнали значение нового фразеологизма, где мы могли его посмотреть? (Словарь фразеологизмов)

- Посмотрите на доску. Что вы видите? Где в учебнике вы можете это найти? (с 149)


3

10.Коррекция. Самостоятельная работа.

Вернёмся к нашим словам. Моряк. Что обозначает это слово (профессия). А сейчас выполним упражнение из учебника. Какие профессии вы не знаете? Может быть кто-то из родителей у вас имеет такую профессию.

Проверка друг у друга с помощью зелёной ручки.


4

11.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

1)Учебник. Чередование. Мы часто встречаемся с такими словами, и всегда думаем, как обозначить корень.

2) Игра. Где в этих словах произошло чередование в корне. (Другой – не такой, иной)


2




1

12.Систематизация знаний

Тест.

Оценивание


4

13.Объяснение домашнего задания


1

14.Рефлексия

Содержания

Деятельности


4



Просмотр содержимого презентации
«как найти корень слова»

октября 29  Классная работа

октября

29

Классная работа

Каждый шаг алгоритма написания буквы запускается кликом мыши.

Каждый шаг алгоритма написания буквы запускается кликом мыши.

Девятый вал. Символ грозной опасности или наивысшего подъёма.

Девятый вал.

Символ грозной опасности

или наивысшего подъёма.

Выражение пришло из морской терминологии, оно связано с величиной волн, накатывающихся на берег: девятая волна самая большая, а во время бури самая разрушительная и могучая. Девятый вал.

Выражение пришло из морской

терминологии, оно связано с величиной волн, накатывающихся

на берег: девятая волна самая большая, а во время бури самая разрушительная и могучая.

Девятый

вал.

? д о рóга

?

д о рóга

, Н О + Я ?  д е рéвня

,

Н

О + Я

?

д е рéвня

дев чка о

дев чка

о

ДЕ ЫЙ д журный е

ДЕ ЫЙ

д журный

е

3, 2, 1 РЬ 4, 3, 2, 1 Ё = Е ?  д е кáбрь

3, 2, 1

РЬ

4, 3, 2, 1

Ё = Е

?

д е кáбрь

Айвазовский Иван Константинович

Айвазовский

Иван

Константинович

Море, морской, моряк, взморье, приморье.

Море,

морской,

моряк,

взморье,

приморье.

Тема: Как найти корень слова?

Тема:

Как найти

корень слова?

Подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?  игры - игр ы - игр ать свет - свет – свет ить сад - сад – сад ить смотр - смотр - смотр еть

Подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

игры -

игр ы - игр ать

свет -

свет свет ить

сад -

сад сад ить

смотр -

смотр - смотр еть

Работа по учебнику Словарь однокоренных слов, стр. 149

Работа по учебнику

Словарь однокоренных слов, стр. 149

Работа по учебнику Упр. 134, стр. 75 МАССАЖИСТ МОДЕЛЬЕР ПЕРЕВОДЧИК ПИСАТЕЛЬ ПРОГРАММИСТ СТРОИТЕЛЬ ФУТБОЛИСТ ЭЛЕКТРИК ЯЗЫКОВЕД

Работа по учебнику

Упр. 134, стр. 75

МАССАЖИСТ

МОДЕЛЬЕР

ПЕРЕВОДЧИК

ПИСАТЕЛЬ

ПРОГРАММИСТ

СТРОИТЕЛЬ

ФУТБОЛИСТ

ЭЛЕКТРИК

ЯЗЫКОВЕД

Работа по учебнику Упр. 136 - устно (стр. 77)

Работа по учебнику

Упр. 136 - устно (стр. 77)

Закрепление изученного материала Игра «Третий лишний» ДОРОГА, ДОРОЖНЫЙ ДОРОГА, ДОРОГОЙ, ДОРОЖНЫЙ  ЛИСТ ЛИСИЦА ЛИСЁНОК  МОРЯК МОРЕ МОРЖ  ЛОСЬ ЛОСОСЬ ЛОСЁНОК ЛИСИЦА, ЛИСЁНОК МОРЯК, МОРЕ ЛОСЬ, ЛОСЁНОК

Закрепление изученного материала

Игра «Третий лишний»

ДОРОГА, ДОРОЖНЫЙ

ДОРОГА, ДОРОГОЙ, ДОРОЖНЫЙ

ЛИСТ ЛИСИЦА ЛИСЁНОК

МОРЯК МОРЕ МОРЖ

ЛОСЬ ЛОСОСЬ ЛОСЁНОК

ЛИСИЦА, ЛИСЁНОК

МОРЯК, МОРЕ

ЛОСЬ, ЛОСЁНОК

Домашнее задание Стр. 77 упр. 137 С.75 – правило; с.76 «Для любознательных»

Домашнее задание

Стр. 77 упр. 137

С.75 – правило; с.76 «Для любознательных»

Рефлексия Как найти корень в словах:  ЛЕНТОЧКА КОТЯТА ДОРОЖКА

Рефлексия

Как найти корень в словах:

ЛЕНТОЧКА

КОТЯТА

ДОРОЖКА

Рефлексия Подберите фразеологическое выра-жение или пословицу, соответству-ющее вашему восприятию урока: Слышал краем уха.  2.  Хлопал ушами. 3. Шевелил мозгами. 4. Считал ворон.

Рефлексия

Подберите фразеологическое выра-жение или пословицу, соответству-ющее вашему восприятию урока:

  • Слышал краем уха.

2. Хлопал ушами.

3. Шевелил мозгами.

4. Считал ворон.

Х Источники:

Х

Источники:

  • О.И. Дмитриева.Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»). 3 класс.-М.: ВАКО, 2018
  • Учебник В. П. Канакина, В.Г. Горецкий.Русский язык. 3 класс
  • Сова https:// i2.rozetka.ua/goods/2806062/16793972_images_2806062383.jpg
  • Однокоренные https:// russkiiyazyk.ru/wp-content/uploads/2016/01/Kak-rastut-slova.jpg
  • Стол http://www.sibtorgmaster.ru/_ ph/25/414540760.jpg
  • Лента http:// ya-dobrovolec.ru/uploads/images/00/00/14/2016/11/15/ff84ee.jpg
  • Котята https://vignette.wikia.nocookie.net/warriors-cats/images/a/a6/% D0%9A%D0%BE%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B0.jpg/revision/latest?cb=20141026080323&path-prefix=ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!