Конспект урока по русскому языку в 3 классе.
"Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»"
Тема: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»" 3 класс
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме « Глагол», создать справочник юного языковеда по теме «Глагол»
Задачи личностного развития учащихся:
создать условия для закрепления знаний учащихся о глаголе как части речи, его
грамматических признаках, о его роли в предложении;
содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее
и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;
способствовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной
деятельности;
способствовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, взаимопомощи;
любви к русскому языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: карточки, тесты, электронная презентация, видео-минутка «Разминка»
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой. (2 мин)
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать рассуждать,
И друг другу помогать.
Сядьте все правильно.
-Руки?
-На месте!
-Ноги?
-На месте!
-Локти у края?
- Спинка прямая.
(На доске фраза)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Как вы поняли смысл этих слов? (Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать.)
Пусть эти слова станут девизом нашего сегодняшнего урока.
2.Повторение (5мин)
Словарная работа.
На доске записаны слова с пропущенной орфограммой. Запишите их, вставив пропущенные буквы (комментирование по цепочке, а учитель вслед вставляет пропущенную букву)
Г...зета уЛ...ца п…льто ур...Ган пр...рОда пр...таЛина
Дайте характеристику этим словам.( это сущ. Слова с непроверяемой безударной гласной. Написание нужно запомнить.)
Посмотрите внимательно на эти слова, в них есть выделенные буквы. Прочитайте. Что у вас получилось? Прочитайте слово в словарных словах. Глагол
Определим тему урока. Значит мы сегодня поговорим о… (глаголах.)
Вы много знаете о глаголе.
Как вы думаете, какова наша цель на уроке? (Всё повторить о глаголе)
Верно. А ещё мы вместе составим справочник юного языковеда по теме глагол.
3.Повторение (3мин)
Блиц опрос. Вспомните всё, что знаете о глаголе.
(в виде кластера) Дети называют признаки глагола, а учитель прикрепляет их на доску.
Вспомним всё о глаголе. Что такое глагол?
Глагол – это…(самостоятельная часть речи)
Глаголы обозначают…..(действия предметов)
Глаголы отвечают на вопросы….(Что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что сделал? что делали? что будет делать?)
Глаголы изменяются по….. (по числам, по временам)? О глаголах по временам
Глаголы с не ….(пишу раздельно)
В предложении чаще всего бывает… (сказуемым)
4.Музыкальная физминутка: 2мин
5. Повторение. Работа в группах (Повторить правила работы в группах)7+ 5 минут.на проверку
1 команда (заполняют страницу справочника «Глагол»)
Игра “Найди глаголы”
Найдите и подчеркните глаголы в тексте. Заполните таблицу из страницы справочника.
В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Глагол- это……………………… |
Глагол обозначает……………………. |
Глаголы отвечают на вопросы…………………………………. |
2 команда (заполняют страницу справочника «Неопределенная форма глагола»)
Игра “Что делать? Что сделать?”
Найдите и подчеркните глаголы неопределенной формы. Заполни табличку из страницы справочника.
Закрыл, смотрит, ходить, пришила, уехать, читают, отпилит, прочитать, рисовал, плавать, напишут, стричь, принести, строим, нарисовать, возить.
Глагол в неопределенной форме отвечают на вопросы…………………………………………………………… |
Глаголы неопределенной формы оканчиваются на ……………………………………………………………… |
3 команда (заполняет страницу справочника «Изменение глаголов по числам»)
Измени число глагола. Заполни таблицу из страницы справочника.
Идёт- …………. мычит-………………..
пьёт-…………………квакает-……………………..
сидит-………………крякают-…………………………
спешит-………………..
| Глаголы в ед. числе | Глаголы во мн. числе |
Вопросы | | |
Окончания | | |
4 команда (заполняет страницу справочника «Изменение глаголов по временам»)
Игра “Какое время?”
Определите время глаголов . Заполни таблицу из страницы справочника.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (ветер)
Длинной шеей поверчу -
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу. (подъёмный кран)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб (пила)
| Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
На какой вопрос отвечает | | | |
Слова -помощники | | | |
Глагол прошедшего времени легко определить по суффиксу ……
5 команда (заполняет страницу справочника «НЕ с глаголами»)
Игра “Раскрой скобки”
Раскройте скобки. Как вы напишите частицу не? Вместе или раздельно? Заполни страницу справочника.
Береги книгу! (Не)бери её грязными руками
И (не)клади на грязный стол.
(Не)перегибай книгу и
(Не)загибай у неё листов.
Если ты взял книгу в библиотеке,
То (не)забудь её вернуть в срок..
Частица «НЕ» с глаголами пишется………………………………
ИТОГ: молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием. Сейчас сдайте мне, пожалуйста, ваши страницы. (скрепить все страницы степлером, продемонстрировать детям) Посмотрите, какой полезный справочник вы создали сегодня на уроке! Справочник юного языковеда будет храниться в классе в портфолио нашего класса. Вы всегда можете им воспользоваться.
6. Контроль знаний. 5мин + 2мин на проверку
А сейчас нам предстоит выполнить тест (в группах) Это и будет завершением нашей работы над глаголом. Работаем в группах. Правильный ответ на вопрос обводим в кружок.
Тест.
1.Глагол обозначает: а) признак предмета б) действие предмета в) предмет
2. Глагол отвечает на вопросы: а) кто? что? б) какой? какая? какое? в) что делать? что сделать?
3. Глаголы в предложении являются: а) сказуемым б) подлежащим в) второстепенным членом
4. Указать глаголы неопределённой формы: а) побежал б) спешит в) учить
5. Указать глаголы прошедшего времени: а)играли б) пишет в) выиграет
6. Указать глагол настоящего времени: а) сварил б) варит в) сварит
7. Указать глаголы будущего времени: а) играет б) буду играть в) играл
8. Глаголы единственного числа: а) думаете б) бегут в) читает
9. Глаголы множественного числа: а) скачут б) иду в) поёшь
10. По каким суффиксам распознаём глаголы неопределённой формы?:
а) –ик, -ек б) –ть, -ти, -чь в) –л
Проверка вслух: 1-б 2-в 3-а 4-в 5-а 6-б 7-б 8-в 9-а 10-б
7.Инструктаж домашнего задания. 1мин
8.Рефлексия 1-2мин
мы провели большую работу по глаголам. А теперь я предлагаю вам, ребята оценить свою работу на данном уроке.
Закрасьте цветным карандашом ту часть круга, которую вы выбираете.
Проверка:
Кому было легко и интересно? Я очень рада! Значит, вы всё усвоили.
Кому было трудно, но интересно? В чём были трудности?
Кому было трудно и неинтересно? Как думаете, почему? Тебе предстоит поработать еще над глаголами.
Оценка учителем
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!