2 | Мотивация к учебной деятельности, актуализация | 5 мин | - Первое, что мы сделаем, выполним словарную работу. Но перед тем, как мы начнем писать, предлагаю наши пальчики разогреть. Выполним пальчиковую гимнастику, слушайте меня внимательно и повторяйте: Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять (загибаем пальчики синхронно на обеих руках). Этот пальчик в лес пошел (Разгибаем пальцы поочередно), Этот пальчик гриб нашел, Этот резал, Этот ел, Ну а этот лишь глядел. - Молодцы. Теперь откройте тетрадь со словарными словами на стр. 10. С какими словами мы будем сегодня работать? Прочитайте. (Приложение 1) - Что в них нужно сделать? - Давайте с вами это и сделаем. В слове молоко, какие буквы вставим? - Объясните, почему в первом слоге мы пишем букву «О»? Что с ней нужно сделать? - Тогда почему во втором слоге мы пишем букву «О»? - Какое проверочное слово можем подобрать? - Молодцы. (Продолжается работа со словарными словами) - А теперь ребята посмотрите еще раз на все эти слова. Что это за слова? Какая часть речи? - Верно. Что мы знаем об имени существительном? - На какие вопросы отвечает имя существительное? - Что обозначает имя существительное? - Назовите морфологические признаки имени прилагательного. - Молодцы, вспомнили. | - Выполняют пальчиковую гимнастику. - Молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь. - Вставить пропущенную букву. - Во всех словах пишем букву «О». - Запомнить. - Ее можно проверить. - Молочный. - Существительное. - Часть речи. - Кто? что? - Предмет. - По родам: женский, мужской, средний; - по числам: единственное, множественное; - по падежам: И.п, Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п. | Метапредметные: П: - ориентируются в своей системе знаний; - умеют отличать новое от уже известного с помощью учителя. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению. |
3 | Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности | 5 мин. | - Сегодня мы продолжим говорить о частях речи. А чтобы вы могли догадаться о какой, послушайте загадку: …зверьки, …шубки, зубки. - Вы поняли загадку? - Почему вы ее не поняли? Помогли вам имена существительные догадаться, о чем или о ком идет речь? (2 слайд) - Послушаем еще раз. - Теперь догадались, о ком идет речь? - Какие слова помогли отгадать загадку? - Почему эти слова помогли отгадать загадку? - Кто из вас догадался, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? - Верно. Как вы думаете, так какая тема нашего урока? (3 слайд) - Почти. Тема нашего урока: «Как определить имена прилагательные?» - Эта тема вам уже знакома? - Значит, сегодня мы повторим то, о чем уже знаем. (4 слайд) - Сформулируем цель на наш урок. Для этого у вас уже есть вспомогательное слово «повторить». (4 слайд и щелк) - Проверим. Молодцы. Для того, чтобы достичь нашу цель, составим план урока. (4 слайд и щелк) - Смотрите наш план перепутан. Давайте это исправим. Прочитайте пункты плана про себя. - Какой пункт плана должен быть первым, вторым, третьим? (4 слайд щелк) - Отлично. Давайте проверим, посмотрите на экран. Имя ученика, прочитай, пожалуйста, план нашего урока. - Можем начинать работать. | - Нет. - Нет, потому что нет дополнительных слов, которые помогли бы догадаться о ком или о чем идет речь. - Да, это мышки. - Слова: маленькие, серенькие, остренькие. - Потому что они указывают на признаки предмета. - Об имени прилагательном. - Имя прилагательное. - Да. - Цель урока: повторить, что такое имя прилагательное. - Первым должен быть: вспомнить, что такое имя прилагательное. Вторым: научиться определять, с каким именем существительным связано. Третьим: оценить свою работу на уроке. - Читает: план на урок: 1.Вспомнить, что такое имя прилагательное и его морфологические признаки; 2. Научиться определять, с каким именем существительным связано; 3. Оценить свою работу на уроке. | Метапредметные: П: - ориентируются в своей системе знаний; - умеют отличать новое от уже известного с помощью учителя. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; - ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению. |
4 | Актуализация знаний | 18 мин. | (5 слайд) - Предлагаю посмотреть видеоролик и вспомнить, что же такое имя прилагательное. Слушайте внимательно, после видео я задам вам несколько вопросов (включается видео: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4397/main/200328/ ) (Приложение 2) - Итак, ребята, что такое имя прилагательное? - С какой частью речи имя прилагательное связано по смыслу в предложении? - Имя прилагательное – что это за имя? На что оно указывает? - Приведите пример, чему они дают определение, что обозначают? - Вспомнили, что такое имя прилагательное? (6 слайд) - Молодцы. Идем дальше. Выполним интерактивное задание. (https://resh.edu.ru/subject/lesson/4397/main/200334/) (Приложение 3). Обратите внимание на экран. Что вы видите? - Да, это слова, а какие это слова? К каким частям речи они относятся? Назовите эти части речи. - Верно. Давайте же узнаем, что нам нужно сделать. Нам необходимо из этих слов выбрать только имена прилагательные и нажать на них. Задание всем понятно? - Тогда начинаем. Имя ученика, какое имя прилагательное ты первое заметил? - Подберите к этому слову имя существительное. - Теперь зададим вопрос от имени существительного к имени прилагательному. - Молодец. Имя ученика, какое ты имя прилагательное нашел? - Подбери к этому слову имя существительное. - Задай вопрос от имени существительного к имени прилагательному. (Учащиеся продолжают искать имена прилагательные, подбирать к ним имена существительные и задавать вопрос от имени существительного к имени прилагательному) (7 слайд) - Отлично. Предлагаю отдохнуть. Выполним гимнастику для глаз. Слушайте меня внимательно и повторяйте: - Первое упражнение: быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 3-х. Повторяем еще раз. Закончили. - Второе упражнение: вытяните правую руку вперед. Следите глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки – влево и вправо, вверх и вниз. Повторяем еще раз. Закончили. - Ну что, отдохнули хоть немного? - Замечательно. Не забываем о правилах посадки. - Перейдем к работе с учебником. Откройте учебник на странице 65-ой, обратите внимание на 111-ое упражнение. Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? - Докажите, что это имена прилагательные. - Еще как можно доказать? - Например? К слову «оранжевый» подберите имя существительное. - Запишем это словосочетание. Откройте тетради. От предыдущей работы отступите две строки вниз. С новой строки от начала ставим четыре пальчика. Записываем число. Сегодня… - Со следующей строки от начала ставим три пальчика и записываем «Классная работа». Вспомним, какая орфограмма в слове «Классная»? - Отлично. Не забываем ставить точки в конце предложений. - Со следующей строки, ставим 4 пальчика и записываем «Упражнение 111». - С красной строки записываем словосочетание «Оранжевый апельсин». - Задаем вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Имя ученика, пожалуйста. (учитель пишет на учебной доске) - Карандашом записываем вопрос. Ставим стрелочку от слова «апельсин» и ведем к слову «оранжевый». Сверху пишем вопрос. - Теперь выделим окончание. Раз у нас вопрос «какой?» окончание будет? - Укажите число над именами прилагательными. Какое число указали? - Как определили число у прилагательного? - Хорошо. Укажите род имени прилагательного. Какой род указали? - Как определили род? - Выделяем карандашом. Данное имя прилагательное обозначает признак предмета по чему? По запаху, цвету, величине, весу, звуку, температуре, размеру, вкусу? Или дает оценку предмету? - Верно. Переходим к следующему слову. Имя ученика, прочитай, пожалуйста. - Какое имя существительное можем подобрать к этому слову? - Выходи к доске, записывай. Остальные записывают в тетрадь. Задаем вопрос от имени существительного к имени прилагательному. - Записываем вопрос. Также ставим стрелочку от имени существительного к имени прилагательному и записываем сверху вопрос. - Выделяем окончание. Раз у нас вопрос какое? то окончание будет? - Укажи число над именами прилагательными. Какое число указал? - Как определил число? - Хорошо. Укажи род имени прилагательного. Какой род указал? - Как определили род? - Молодец, садись. (Учащиеся продолжают работать подобным образом с остальными словами, подбирая к имени прилагательному имя существительное, записывают словосочетание в тетрадь, ставят вопрос, выделяют окончание) (учитель вызывает обучающихся по очереди к доске, остальные ребята работают в тетради). - Замечательно. Вижу, вы все вспомнили, что такое прилагательное, что оно обозначает и на какие вопросы отвечает. У вас хорошо получается подбирать к имени прилагательному имена существительные, задавать вопрос, выделять окончание у имени прилагательного, определять число и род. Думаю пора перейти к самостоятельной работе. | - Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? - С именем существительным. - Имя прилагательное указывает на признак предмета, то есть на его свойства, которые содержат характеристику качества, количества, принадлежности. - Прилагательные дают определение по цвету, вкусу, запаху: обозначают его характер, оценку явления и т.д. - Да. - Слова. - Имя существительное, глагол и имя прилагательное. - Да. - Красивый. - Стакан. - Стакан - Какой? - Красивый. - Яркая. - Одежда. - Одежда - Какая? - Яркая. - Выполняют гимнастику для глаз. - Да. - К имени прилагательному. - К ним можно задать вопросы какой?, какая?, какое?, какие? - Они обозначают признак какого-либо предмета. - Апельсин. - Открывают тетради, записывают число. - Записывают «Классная работа». - Удвоенная буква С. - Записывают «Упражнение 111». - Записывают словосочетание. - Апельсин - какой? - оранжевый. - Записывают вопрос - -ый. - Единственное число. - По имени существительному. В данном случае апельсин – он один. - Мужской. - Отвечает на вопрос какой?/ заканчивается на -ый. - Прилагательное «оранжевый» обозначает признак предмета по цвету. - Большое. - Дерево. - Дерево - какое? - большое. - -ое. - Единственное число. - По имени существительному. В данном случае дерево – оно одно. - Средний. - Отвечает на вопрос какое? / заканчивается на -ое. - Выполняют упражнение 111. | Предметные: - знают об имени прилагательном как части речи; - отличают имя прилагательное от других частей речи; - устанавливают взаимосвязь имен прилагательных с именами существительными. Метапредметные: П: - ориентируются в своей системе знаний; - умеют отличать новое от уже известного с помощью учителя. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; - принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
5 | Закрепление изученного на уроке | 7 мин. | - У вас на партах лежат карточки под номером 1, переверните их. Давайте посмотрим, что вам необходимо сделать. Вам представлены предложения. Ваша задача – выписать из этих предложений словосочетания имен прилагательных с именами существительными, после чего вы должны задать вопрос к имени прилагательному, также как мы делали в классной работе, выделить окончание у имени прилагательного, определить его число и род. Задание всем понятно? (Приложение 4) - Можете приступать. На выполнение вам 5 минут. Как закончите глазки на меня. - Заканчиваем. - Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите простой карандаш, проверим друг друга. - Итак, имя ученика, какие словосочетания выписал имя ученика? - У чьих соседей также, поднимите руку. - Замечательно. Имя ученика, какой вопрос можно задать к словосочетанию «ясная погода». - Какое окончание выделим? - Какое число будет у прилагательного «ясная»? - Докажи. - Какой род можем определить у этого прилагательного? - Докажи. - У чьих соседей все также, поднимите руку. (Подобная проверка продолжается со всеми словосочетаниями). - Молодцы. Теперь передайте листочки с последней парты на первую, чтобы я смогла еще раз посмотреть на какие-либо ошибки и поставить отметки. - Оценки скажу на следующем уроке. | - Да. - Выполняют самостоятельную работу. - Ясная погода, теплым ветром, веселые ручьи, молодая травка. - Поднимают руку. (если возникло затруднение, учитель спрашивает у ученика, что он выписал, и просит аргументировать). - Какая? - -ая. - Единственное число. - Погоды не может быть много. - Женский род. - Потому что отвечает на вопрос какая? / заканчивается на –ая. - Поднимают руку. (если возникло затруднение, учитель спрашивает у ученика, как сделал он, и просит аргументировать). - Осуществляется взаимпопроверка. - Передают листочки с последней парты на первую. | Предметные: - знают об имени прилагательном как части речи; - отличают имя прилагательное от других частей речи; - устанавливают взаимосвязь имен прилагательных с именами существительными. Метапредметные: П: - ориентируются в своей системе знаний; - умеют отличать новое от уже известного с помощью учителя. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; - принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
6 | Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами | 3 мин. | (8 слайд) - А нам пора подводить итоги урока. Для этого вернемся к цели и плану урока. (8 слайд и щелк) - Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли ли мы этой цели? - Что мы делали, для того что повторить? (8 слайд) - Отлично. Теперь обратите внимание на план урока (Учитель показывает на интерактивную панель). Какая первая задача стояла перед нами? - Вспомнили ли мы? - Давайте проверим. Учебник закрыли. Имя ученика, что такое имя прилагательное? - Имя ученика, с какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? - Имя ученика, какие морфологические признаки мы знаем? Что мы можем определить у существительного? - Молодцы. Вспомнили еще раз. Какая стояла перед нами вторая задача? - Как вы думаете, научились ли мы это делать? - Что мы для этого делали? - Верно. Тогда, что же мы забыли сделать? - Сейчас мы с вами это и сделаем. Но перед этим, ответьте, пожалуйста, мне на вопрос. Где нам могут пригодиться те знания, которые вы сегодня получили? - Конечно. Поэтому давайте не будем забывать о такой важной теме, знания которой вам понадобятся еще ни раз. | - Повторить, что такое имя прилагательное. - Да. - Смотрели видео, беседовали после просмотра видео, выполняли интерактивное задание, выполняли упражнение в учебнике. - Вспомнить, что такое имя прилагательное и его морфологические признаки - Да. - Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др. - С именем существительным. - Число и род. - Научиться определять, с каким именем существительным связано. - Да. - Придумывали к именам прилагательным имена существительные. - Оценить свою работу на уроке. - На уроках русского языка, литературного чтения. Чтобы грамотно писать и говорить... | Метапредметные: Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности; - осознают значимость темы. |