СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе «Второстепенные члены предложения. Обстоятельства»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке учитель формирует умения распознавать новый второстепенный член предложения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе «Второстепенные члены предложения. Обстоятельства»»



Тема: «Второстепенные члены предложения. Обстоятельства».

Цель: создание условий для формирования умений распознавать второстепенный член предложения - обстоятельство.

Задачи:

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и

способам решения новой частной задачи.

Предметные: Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Уметь подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: проблемный урок

Оборудование: учебник М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова «Русский язык 3 класс», компьютер, презентация.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Песня Г.Гладкова о русском языке.

  2. Мотивация урока

Начинаем урок русского языка.

Добрый день, дорогие ребята и гости!

Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, посмотрите на экран. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос:

- Зачем нужна грамматика?

(СЛАЙД) Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

- Мы должны любить свой родной язык и уважать всех кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.


Открываем тетради и записываем дату и классная работа.


  1. Словарная работа. (Слайд 3)

На доске написаны слова: Сл…пыш, к…ртина, д…р…га, п…м…дор, в…гон, с…рень, т…льняшка, б…лото, с…л…вей, р…кета, т…традь.


- Спиши, вставьте пропущенные буквы.

- Что общего у этих слов? (сущ., ед. ч., Им.п.)

- Чем различаются эти слова? (род, склонение)

- Если это существительные в Им. п., то каким членом предложения будут эти существительные? (подлежащим, т.е. главным членом предложения)

- Составьте устно предложения с любым словом, где бы они были главным членом. (Картина висит на стене. На тарелке лежит спелый помидор. В саду растёт душистая сирень. Болото содержит большие запасы пресной воды и т.д.)

- А если эти существительные поставить в другие падежи, то каким членом предложения станут эти существительные? (второстепенным членом предложения)

- Значит, над какими членами предложения мы будем сегодня работать? (Над второстепенными членами предложения)

В словах 1, 3, 5, 7 выпиши первые слоги и прочитай, какое слово получилось (следователь)

Один ученик читает, что обозначает слово «Следователь»

- Мы сегодня с вами будем следователями.

(На доске тема урока: «Второстепенные члены предложения»)

  1. Постановка проблемной задачи

- Послушайте разговор наших друзей: волшебницы – Анишит Йокоповны и Миши.

-Знаете, какие вопросы задают, когда ведут какое-нибудь расследование? – спросила Анишит Йокоповна.

- Где? Когда? Куда? Откуда? Как? – ответил Миша, большой любитель детективов.

- Правильно, Михаил! – одобрила Анишит Йокоповна. – Просто диву даёшься, как ты иной раз точно можешь ответить… Следователю нужно знать ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (на доске) дела: ГДЕ и КОГДА что-то случилось, КАК именно всё было…

- Вот и мы сегодня будем, как следователи: в предложениях находить второстепенные члены, которые отвечают на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (записано на доске). Кто догадался, как называются второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (обстоятельства)

- Итак, в конце урока мы (как следователи) должны ответить на вопросы:

  • На какие вопросы отвечают обстоятельства?

  • Какой частью речи выражено обстоятельство?

  • Как подчёркивается обстоятельство?

5 . Изучение нового материала.

1. Работа в парах.

На доске 3 предложения ( на карточке на каждой парте):

  • На поляне ст…яла б…льшая б…рёза. 1 ряд

  • Зимние птицы с…дятся на б…рёзу. 2 ряд

  • С б…рёзы сл…тел яркий дятел. 3 ряд

- Найти в предложениях обстоятельства и выяснить, какой частью речи оно является.

- Чтобы выполнить это задание, как вы будете действовать? (по инструкции)

  • Списать предложение, вставить буквы.

  • Подчеркнуть основу предложения

  • Выписать словосочетания

  • Найти обстоятельства, используя вопросы на доске

  • Выяснить, какой частью речи является обстоятельство


2. Проверка работы в парах


На поляне ст…яла б…льшая б…рёза.

берёза (какая?) большая

стояла (где? на чём?) на поляне


Зимние птицы с…дятся на б…рёзу.

птицы (какие?) зимние

садятся (куда? на что?) на берёзу


С б…рёзы сл…тел яркий дятел.

дятел (какой?) яркий

слетел (откуда? с чего?) с берёзы

- Сделайте вывод, какой частью речи выражено обстоятельство? (сущ. с предлогом).

- Прочитайте правило на с.147 и ответьте, что нового вы там ещё узнали?

(обстоятельство подчёркивается прерывистой линией с точкой)

- Подчеркните так в ваших предложениях обстоятельства.

Физминутка

6. Закрепление. Дифференцированная работа.

1) На выбор: упр. 150 или текст на листочке (надо заменить вопросы подходящими по смыслу словами)

Замени вопросы подходящими по смыслу словами.

Я возвращался (откуда?) и шёл (где?) сада. Собака бежала впереди меня. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья. Он выпал (откуда?) и сидел (как?). Моя собака (как?) приближалась к нему.

Слова для справок: неподвижно, с охоты, по аллее, из гнезда, медленно, на дорожку.

ПРОВЕРКА:

У: -Скажите, какими членами предложения являются вставленные слова? (главными или второстепенными?)

- как вы думаете, что они называют и для чего нужны в предложении?

2) ВЫВОД (зачитать на листочке)


7. Рефлексия деятельности

1. «Пантомима»

Покажите пантомимой результаты своей работы:

руки вверх – довольны,

голова вниз – не довольны,

закрыть лицо руками – безразлично

2. «Благодарность или комплимент»


8. Домашнее задание с. 148 упр.149


9. Итог урока, оценки.

Урок подошёл к концу. Мы много поработали. А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.

-Выполнили мы поставленные задачи? Добились своей цели?

- Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?

- А зачем мы этим занимались?

- Какой вывод мы сделали?

- Что было трудным на уроке сегодня ?













На поляне ст…яла б…льшая б…рёза.

  • Списать предложение, вставить буквы

  • Подчеркнуть основу предложения

  • Выписать словосочетания

  • Найти обстоятельства, используя вопросы на доске

  • Выяснить, какой частью речи является обстоятельство



Зимние птицы с…дятся на б…рёзу.

  • Списать предложение, вставить буквы

  • Подчеркнуть основу предложения

  • Выписать словосочетания

  • Найти обстоятельства, используя вопросы на доске

  • Выяснить, какой частью речи является обстоятельство


С б…рёзы сл…тел яркий дятел.

  • Списать предложение, вставить буквы

  • Подчеркнуть основу предложения

  • Выписать словосочетания

  • Найти обстоятельства, используя вопросы на доске

  • Выяснить, какой частью речи является обстоятельство




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!