Тема: «Второстепенные члены предложения. Обстоятельства».
Цель: создание условий для формирования умений распознавать второстепенный член предложения - обстоятельство.
Задачи:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой частной задачи.
Предметные: Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Уметь подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.
Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Оборудование: учебник М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова «Русский язык 3 класс», компьютер, презентация.
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Песня Г.Гладкова о русском языке.
Мотивация урока
Начинаем урок русского языка.
Добрый день, дорогие ребята и гости!
Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, посмотрите на экран. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос:
- Зачем нужна грамматика?
(СЛАЙД)
Зачем нужна грамматика? Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
- Мы должны любить свой родной язык и уважать всех кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.
Открываем тетради и записываем дату и классная работа.
Словарная работа. (Слайд 3)
На доске написаны слова: Сл…пыш, к…ртина, д…р…га, п…м…дор, в…гон, с…рень, т…льняшка, б…лото, с…л…вей, р…кета, т…традь.
- Спиши, вставьте пропущенные буквы.
- Что общего у этих слов? (сущ., ед. ч., Им.п.)
- Чем различаются эти слова? (род, склонение)
- Если это существительные в Им. п., то каким членом предложения будут эти существительные? (подлежащим, т.е. главным членом предложения)
- Составьте устно предложения с любым словом, где бы они были главным членом. (Картина висит на стене. На тарелке лежит спелый помидор. В саду растёт душистая сирень. Болото содержит большие запасы пресной воды и т.д.)
- А если эти существительные поставить в другие падежи, то каким членом предложения станут эти существительные? (второстепенным членом предложения)
- Значит, над какими членами предложения мы будем сегодня работать? (Над второстепенными членами предложения)
В словах 1, 3, 5, 7 выпиши первые слоги и прочитай, какое слово получилось (следователь)
Один ученик читает, что обозначает слово «Следователь»
- Мы сегодня с вами будем следователями.
(На доске тема урока: «Второстепенные члены предложения»)
Постановка проблемной задачи
- Послушайте разговор наших друзей: волшебницы – Анишит Йокоповны и Миши.
-Знаете, какие вопросы задают, когда ведут какое-нибудь расследование? – спросила Анишит Йокоповна.
- Где? Когда? Куда? Откуда? Как? – ответил Миша, большой любитель детективов.
- Правильно, Михаил! – одобрила Анишит Йокоповна. – Просто диву даёшься, как ты иной раз точно можешь ответить… Следователю нужно знать ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (на доске) дела: ГДЕ и КОГДА что-то случилось, КАК именно всё было…
- Вот и мы сегодня будем, как следователи: в предложениях находить второстепенные члены, которые отвечают на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (записано на доске). Кто догадался, как называются второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Как? (обстоятельства)
- Итак, в конце урока мы (как следователи) должны ответить на вопросы:
На какие вопросы отвечают обстоятельства?
Какой частью речи выражено обстоятельство?
Как подчёркивается обстоятельство?
5 . Изучение нового материала.
1. Работа в парах.
На доске 3 предложения ( на карточке на каждой парте):
На поляне ст…яла б…льшая б…рёза. 1 ряд
Зимние птицы с…дятся на б…рёзу. 2 ряд
С б…рёзы сл…тел яркий дятел. 3 ряд
- Найти в предложениях обстоятельства и выяснить, какой частью речи оно является.
- Чтобы выполнить это задание, как вы будете действовать? (по инструкции)
Списать предложение, вставить буквы.
Подчеркнуть основу предложения
Выписать словосочетания
Найти обстоятельства, используя вопросы на доске
Выяснить, какой частью речи является обстоятельство
2. Проверка работы в парах
На поляне ст…яла б…льшая б…рёза.
берёза (какая?) большая
стояла (где? на чём?) на поляне
Зимние птицы с…дятся на б…рёзу.
птицы (какие?) зимние
садятся (куда? на что?) на берёзу
С б…рёзы сл…тел яркий дятел.
дятел (какой?) яркий
слетел (откуда? с чего?) с берёзы
- Сделайте вывод, какой частью речи выражено обстоятельство? (сущ. с предлогом).
- Прочитайте правило на с.147 и ответьте, что нового вы там ещё узнали?
(обстоятельство подчёркивается прерывистой линией с точкой)
- Подчеркните так в ваших предложениях обстоятельства.
Физминутка
6. Закрепление. Дифференцированная работа.
1) На выбор: упр. 150 или текст на листочке (надо заменить вопросы подходящими по смыслу словами)
Замени вопросы подходящими по смыслу словами.
Я возвращался (откуда?) и шёл (где?) сада. Собака бежала впереди меня. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья. Он выпал (откуда?) и сидел (как?). Моя собака (как?) приближалась к нему.
Слова для справок: неподвижно, с охоты, по аллее, из гнезда, медленно, на дорожку.
ПРОВЕРКА:
У: -Скажите, какими членами предложения являются вставленные слова? (главными или второстепенными?)
- как вы думаете, что они называют и для чего нужны в предложении?
2) ВЫВОД (зачитать на листочке)
7. Рефлексия деятельности
1. «Пантомима»
Покажите пантомимой результаты своей работы:
руки вверх – довольны,
голова вниз – не довольны,
закрыть лицо руками – безразлично
2. «Благодарность или комплимент»
8. Домашнее задание с. 148 упр.149
9. Итог урока, оценки.
Урок подошёл к концу. Мы много поработали. А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
-Выполнили мы поставленные задачи? Добились своей цели?
- Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?
- А зачем мы этим занимались?
- Какой вывод мы сделали?
- Что было трудным на уроке сегодня ?
На поляне ст…яла б…льшая б…рёза.
Списать предложение, вставить буквы
Подчеркнуть основу предложения
Выписать словосочетания
Найти обстоятельства, используя вопросы на доске
Выяснить, какой частью речи является обстоятельство
Зимние птицы с…дятся на б…рёзу.
Списать предложение, вставить буквы
Подчеркнуть основу предложения
Выписать словосочетания
Найти обстоятельства, используя вопросы на доске
Выяснить, какой частью речи является обстоятельство
С б…рёзы сл…тел яркий дятел.
Списать предложение, вставить буквы
Подчеркнуть основу предложения
Выписать словосочетания
Найти обстоятельства, используя вопросы на доске
Выяснить, какой частью речи является обстоятельство