Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"
Полуэктова Ольга Алексеевна учитель начальных классов
Класс: 3.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Тема «Закрепление знаний о частях речи».
Цель: обобщить и систематизировать знания о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Задачи:
развивать умение узнавать части речи, классифицировать их по группам;
закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил;
развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать познавательный интерес, память, мышление;
воспитывать любовь к русскому языку, доброжелательное отношение друг к другу.
Формируемые УУД
Личностные: обучающиеся научатся положительно относиться к изучаемому русскому языку.
Регулятивные: обучающиеся научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.
Методы работы на уроке: индивидуальный и фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа.
Основные понятия: Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, Ресурсы: основные – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык».
Организация пространства. Учебный кабинет, интерактивная доска, ИКТ, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
- Ребята, к нам сегодня пришли в гости наши дорогие и любимые родители. Давайте мы с вами их поприветствуем. Повернитесь, поклонитесь им. Спасибо. Молодцы. Готовы к уроку?
- Присаживаемся.
- Открыли тетради, положили их наискосок, ножки вместе, спинка прямая, подбородок слегка наклонен вперед, правый локоток лежит на парте, левая рука придерживает тетрадь.
- Записали дату 17 мая, классная работа. Ручки положили на середину тетради, руки перед собой.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
- А из чего состоят предложения? (Из слов)
- Из чего состоят слова? (Из слогов).
- А слоги? (Из букв)
- А что такое буква? (Это знак для обозначения звука).
- Продолжите предложение ЗВУКИ мы….. (слышим, произносим и не видим), а БУКВЫ мы…. (видим, пишем и читаем).
- Хорошо. Молодцы.
- Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица).
- Что такое имя существительное? Приведите пример.
- Что такое имя прилагательное? Приведите пример.
- Что такое глагол? Приведите пример.
- Что такое местоимение? Приведите пример.
- Как вы думайте, какова же тема нашего урока? (Обобщение знаний о частях речи).
Слайд № 1
- Итак, тема урока «Обобщение знаний о частях речи».
- Какие задачи мы поставим перед собой?
Слайд № 2
Задачи урока:
1. Закрепить знания о частях речи;
2.Повторить все виды разборов;
3. Подготовиться к диктанту и грамматическому заданию.
3. Работа по теме урока
Слайд № 3
Учитель:
- Слова, которые представлены на слайде (или записанны на доске) разделите на группы.
НОЖИ , СОННЫЙ, ЛЬЁТ, Я, ЩУКА, ГОВОРЛИВЫЙ, СПИШЕШЬ, ВЫ, КРУЖЕЧКА, ОН, БОЛЬШОЙ, ТЕНЬ, ДОЧЬ, МЫ, МЕЧТАЕТ, МЕДОВЫЙ, ОНИ, ПОДЪЕЗЖАЕТ, КРАСИВЫЙ, РИСОВАЛ
- На сколько групп можно разделить? (На четыре)
- На какие группы можно разделить слова? (На имена существительные, имена прилагательные, глагол и местоимения).
- К доске выходят: Руслан – существительные , Максим - глаголы , Тимофей– прилагательные, Дима – местоимения.
- Какие орфограммы вы здесь увидели? Подчеркните их. Объясните их. Объясняет Таня.
Слайд № 4
- А теперь выпишем слова: КРАСИВЫЙ, РИСОВАЛ, КРУЖЕЧКА . Выполним разбор по составу.
Разбор под какой цифрой? (Под цифрой 2). Разбирает Женя.
- Справимся с таким грамматическим заданием на диктанте.
Слайд № 5
Учитель:
- А теперь из этих слов давайте составим предложение.
- Что такое предложение? (Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны между собой по смыслу).
- Как на письме мы оформляем предложение? (Пишем с заглавной буквы. В конце предложения ставим точку , или восклицательный знак, или вопросительный).
- К доске выходит Дарина.
Аня нарисовала красивую кружечку.
- Подчеркните грамматическую основу предложения. Над каждым словом укажите к какой части речи оно относится.
- К доске выходит Толя.
Слайд № 6
- Толя, теперь необходимо дать характеристику этого предложения. (По цели высказывания…, по интонации…., по наличию второстепенных членов предложения…., по наличию грамматических основ).
- К доске выходит Семен.
- Семен тебе необходимо установить связь слов в предложении.
- Ребята, а какой мы сейчас разбор сделали? Синтаксический разбор предложения.
- Под какой цифрой? (Под цифрой 4).
Слайд № 7
4. Физкультминутка.
5. Продолжение работы по теме урока.
Учитель:
- А теперь мы с вами повторим морфологические разборы.
- Морфологические разборы это какие разборы? (Как часть речи)
- Под какой цифрой? (Под цифрой 3).
- К доске идет Катя. Катя выполняет морфологический разбор имени существительного из выше написанного предложения.
- Где находится памятка? В учебнике на с. 144.
- К доске идет Кристина. Кристина выполняет морфологический разбор имени прилагательного из выше написанного предложения.
- Где находится памятка? В учебнике на с. 145.
- К доске идет Наташа. Наташа выполняет морфологический разбор глагола из выше написанного предложения.
- Где находится памятка? В учебнике на с. 145.
Слайд № 8
Учитель:
- А сейчас мы с вами повторим фонетический разбор. Это какой разбор? (Звуко-буквенный разбор).
- Под какой цифрой? (Под цифрой 1).
- К доске выходит Лена.
- Лена выполняет фонетический разбор слова : ТЕНЬ
- К доске выходит Аня.
- Аня выполняет фонетический разбор слова : ЯМА
- К доске выходит Андрей.
- Андрей выполняет фонетический разбор слова : ЛЬЁТ
- К доске выходит Ярослав.
- Ярослав выполняет фонетический разбор слова : МОЕТ
Учитель:
- К доске выходит Маша.
- Записываем слова: писал, встретит, поёт.
- К какой части речи они относятся? (К глаголу).
- Определите у глаголов время, форму числа, у глаголов в форме прошедшего времени род.
6. Рефлексия
Слад № 9
- Закончите предложения:
- Сегодня я узнал….
- Мне было интересно….
- Я научился…
- Мне захотелось…
7. Подведение итогов.
- Какие знания мы повторили?
- Вы готовы к диктанту?
Слайд № 10
8. Домашнее задание.
У. с. 134 упр.247 , в пятом предложении подчеркните главные члены предложения, над каждым словом в предложении укажите к какой части речи оно относится, цвета (1); АОП: У. с. 134 упр. 247 , в пятом предложении подчеркните главные члены предложения, над каждым словом в предложении укажите к какой части речи оно относится.