Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивация к учебной деятельности |
Цель этапа (для учителя) Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Цель этапа (для ученика) Актуализация внимания, установка на продуктивную деятельность. |
Проверка готовности детей к уроку. Включение в урок (психологический настрой) - Ребята, давайте улыбнемся друг другу, настроимся на успешное занятие, создадим атмосферу добра. Желаю вам приподнятого настроения от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка. - Какими должны быть действия, чтобы легче было добывать знания? | Настраиваются на урок Дети вспоминают правила работы на уроке - Активными. Объясняют, что такое «активность». (Опора на эталон) |
Актуализация изученных знаний. Постановка темы и цели урока. Мотивация к выбору роли и формы деятельности |
Цель этапа (для учителя): выявление степени осведомленности детей в изучаемом вопросе, - мобилизация внимания учащихся к восприятию материала; | Цель этапа (для ученика): - уметь слушать и извлекать новую информацию из сказанного, уметь говорить так, чтобы слушали. |
Предлагает орфографическую минутку: -решите орфографические задачи, объясните способ решения На доске записаны слова и сочетания слов с окошками на месте изученных орфограмм | Прочитывают на доске слова и сочетания слов, называют орфограмму, выбирают способ решения орфографической задачи, вставляют в окошко пропущенную букву |
Л . ёт, с . нтябрь, ж . лтеют, оп . дают, ч . стый, грус . ный, лист . пад, дож . ь, ненас . ный, птиц. | |
Просит ответить на вопросы: -Какой темой можно объединить все слова орфографической минутки? -Можно ли их использовать в одном тексте? Как бы вы этот текст озаглавили? | Отмечают, что слова на осеннюю тему. Утверждают, что слова можно использовать в одном тексте, тогда к такому тексту подходит заголовок «Осень» |
Предлагает вспомнить всё, что дети знают о тексте. Обращает внимание на модели. -Посмотрите на модели. Попробуйте, опираясь на них, сформулировать, что такое текст. Предлагает рассмотреть материал на Слайде -Прочитайте запись. Подберите к ней заголовок. Обращает внимание на системный лифт (доска, справочный отдел) -Поднимитесь по системному лифту на верхнюю площадку и скажите, какое языковое понятие записано на перевёрнутой карточке. Кто догадался, по какой теме будем работать на уроке? -А как вы думаете, всё ли об этой единице языка вы уже знаете? Есть ли по тексту неоткрытые знания? -Какую цель сформулируем на урок? -В какой роли лучше работать, чтобы знание открыть самому? -В какой форме работа будет продуктивней – индивидуальной или групповой? -Каким правилам работы в группе будете следовать? | Рассматривают модели. Формулируют определение: «Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически» Прочитывают материал на Слайде, отмечают, что запись можно озаглавить «Признаки текста». «Поднимаются» по системному лифту «Речь», называют, что на перевёрнутой карточке записано слово «текст», высказывают предположение, что на уроке будет продолжена работа над понятием «текст». Предполагают, что есть ещё неоткрытые знания. Ставят цель: открыть о понятии «текст» новые знания. Отмечают, что лучше работать исследователями, работа будет продуктивней, если действовать в группе. Повторяют правила работы в группе |
III. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности, выявление места и причин затруднения. Подготовка к групповой работе |
Цель этапа (для учителя): - мобилизация внимания учащихся к восприятию материала; - фиксация затруднения, демонстрирующего недостаточность знаний. -мотивация к использованию справочного материала | Цель этапа (для ученика): - выявление затруднения в работе; - осознание недостаточного уровня осведомленности, -потребность к использованию сопровождающих задание материалов |
Предлагает выполнить задание: -Прочитайте тексты. Что их объединяет? -Можете ли вы сказать, к какому типу речи относится каждый текст? | Читают тексты. Отмечают, что все тексты об осени, об осенней листве. -Нет, потому что мы не знаем, как определять тип речи в тексте. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения с опорой на сопровождающие групповую работу материалы |
Цель этапа (для учителя): -мобилизация внимания к восприятию нового материала -актуализация инструментов, сопровождающих групповую работу по открытию нового знания | Цель этапа (для ученика) -осознание необходимости в использовании алгоритма в решении учебно-познавательной задачи, |
-Рассмотрите сопровождающий задание материал. Какие инструменты помогут вам выполнить задание? -Почему важно работать по алгоритму? -Какой продукт вы должны получить в результате групповой работы? | Рассматривают сопровождающий задание материал, знакомятся с алгоритмом выполнения задания, отмечают, что алгоритм (план) позволит прийти к открытию. -Сопоставительную таблицу. |
V. Реализация проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания. |
Цель этапа (для учителя): - создать условия для извлечения и преобразования информации; - учить устанавливать причинно-следственные связи по заданному алгоритму, -содействовать развитию у школьников познавательных действий (анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное), -учить работать в группе -учить составлять сравнительную таблицу -осуществлять контроль за работой групп, оказывать помощь в ситуации затруднения | Цель этапа (для ученика) - извлечь и обработать информацию; -зафиксировать выводы в сопоставительной таблице на основе выполнения познавательных действий с текстами; - осуществить взаимодействие с участниками группы. |
Следит за работой групп, оказывает методическую помощь в ситуации затруднения. Предлагает образец для самопроверки Слайд Просит заполнить карточку «Оцени работу группы» Организует введение новых терминов-понятий. Предлагает выбрать для каждого текста характеризующее понятие (тип текста). | Работают по алгоритму, заполняют сопоставительную таблицу, сравнивают результат своей работы с образцом выполнения задания Заполняют карточку «Оцени работу группы» Знакомятся с названиями типов речи. Для 1-го текста выбирают термин «повествование», для 2-го текста – «описание», для 3-го текста – «рассуждение». Поясняют свою точку зрения |
VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи. Применение составленной таблицы для решения практической задачи. Включение в систему знаний и повторение |
Цель этапа (для учителя): -организовать практическую деятельность с текстами, относящимися к разным типам речи -мотивировать использование открытого знания в творческой деятельности по созданию собственных текстов | Цель этапа (для ученика) -осознать типовые признаки, характеризующие тексты, -мотивация к использованию таблицы для решения задачи по определению типового значения текста в практике создания собственных текстов |
Предлагает ответить на вопрос: -Где может пригодиться вам новое знание? -Предлагает выполнить самостоятельную работу: -Выберите по цвету один текст и, опираясь на таблицу, определите, к какому типу текст относится. На обратной стороне карточки приклейте название типа текста. Организует проверку: -Встаньте те, кто выбрал розовую карточку. И т.д. Организует обобщение -Помогала ли вам таблица при определении типа речи? Предлагает задание усложнённого типа: -Можно ли по первому предложению текста догадаться, к какому типу речи текст относится? -Попробуем решить такую задачу. Слайд -Прочитайте начало текста. Попробуйте догадаться, к какому типу речи его можно отнести. Предлагаются следующие предложения: 1. Интересно, а почему происходит листопад? 2. Однажды солнечным сентябрьским утром мы с братом отправились в лес. 3. Перед нами картина художника И.И.Левитана «Золотая осень». -Есть ли желание попробовать продолжить текст по его началу? Тогда выберите то начало, которое вас привлекло. При составлении текста опирайтесь на таблицу. Используйте свои воспоминания, если выберете повествование, учебник окружающего мира, если выберете рассуждение. При составлении описания смотрите на картину. | -При работе с текстами, при создании собственных текстов. Выбирают из трёх карточек карточку, читают текст и, используя таблицу, относят текст к определённому типу. Встают, показывают карточку обратной стороной. И т.д. -Да. -Высказывают предположение. Прочитывают на Слайде Первое предложение текста. Пробуют отнести к определённому типу. Доказывают свою точку зрения. Прогнозируют содержание текста. Относят первое предложение к тексту-рассуждению, потому что в первом предложении называется явление и поставлен вопрос «почему?» этот факт происходит. Второе предложение относят к началу текста-повествования, так как слово «однажды» и глагол «отправились» указывают на начальное действие, которое совершают герои (мы с братом). Вероятно, дальше пойдёт речь о том, что произошло с ними в лесу. Третий текст – начало описания предмета (картины). Вероятно, дальше пойдёт речь о признаках этой картины (что и как на ней изображено художником). Выбирают вариант, записывают домашнее задание. |
VII. Рефлексия деятельности на уроке |
Цель этапа (для учителя) - организовать рефлексивный анализ учебной деятельности; - мотивировать на дальнейшее изучение предмета; - мотивировать для дальнейших действий по отработке навыков; - зафиксировать достижение индивидуальной цели. | Цель этапа (для ученика) - зафиксировать новый способ действия; - зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; - оценить собственную деятельность на уроке; |
-С какой единицей языка мы работали на уроке? -Какую ставили цель? Какую задачу решали? -Достигли ли этой цели? Кто считает, что научился различать типы текстов? Предлагает заполнить Карту «Каким умениям учился на уроке» | -Мы работали с текстами. -Ставили цель: узнать новое о тексте. Цели достигли, узнали, что такое типы текстов. Учились определять тип текста. Заполняют Карту «Каким умениям учился на уроке» |
| |