СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок прошёл в виде деловой игры. Ребята работали в гуппах, парах. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе»

Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном". 4-й класс по программе «Школа России»

ЦЕЛИ: 1. Закрепить знания детей о существенных признаках имён существительных.

  1. Развивать устную связную и письменную речь, познавательную

активность учащихся, творческую способность.

  1. Воспитывать умение работать в группах, доброжелательность,

самостоятельность.

ОБОРУДОВАНИЕ: конверты с заданиями, карточки для индивидуальных работ, презентация.



ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация занятия

– Сегодняшнее наше занятие будет проведено в форме деловой игры. Я предлагаю вам превратиться в детективов. А наша классная комната будет называться «Детективное агентство». (Карточка на доске: «Детективное агентство»).
– Кто такой детектив? (Выслушиваются ответы детей, прикрепляется на доску  карточка: Детектив – частный сыщик, ведущий расследование какого-либо дела.)
– Какими качествами должен обладать хороший детектив? (Иметь зоркий глаз; уметь слушать и слышать; быть внимательным, уметь собирать информацию.)

II. Сообщение темы и целей занятия

– В наше детективное агентство вчера поступило срочное сообщение. Ознакомьтесь с этим сообщением на карточке. (Одному из детей выдаётся карточка, он читает сообщение: «ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ»)
– Детектив ….., прочитайте нам это сообщение.
– Что будем делать? (Собирать информацию).
– Какую задачу мы поставим перед собой? (Узнать, что это за часть речи и повторить всё, что мы о ней знаем).

На доске вывешивается карточка:

  • Как называется?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Что обозначает?

–  Но, чтобы определить часть речи, нам нужно составить фоторобот.  (Доска: фоторобот. Приложение 1)

III. Актуализация познавательной деятельности учащихся

1. Чистописание

– Итак, уважаемые детективы, откройте свои ежедневники и отметьте какой сегодня день. (Запись числа и классной работы).
– Какой вчера был день недели? (Среда)
– Какой звук слышим первым в этом слове? [с].
– Какой буквой обозначаем его на письме? (эс).
– На что она похожа? (На полуовал)
– Пропишите эту букву в своих ежедневниках.

2. Словарная работа

– Для дальнейшего составления фоторобота, нам необходимо выявить слова по описанию, которые вы ежедневно повторяете дома. Я описываю вам предмет, вы записываете как он называется одним словом.

  • сладкий на вкус, белый по цвету (сахар;)

  • животное, верный друг человека (собака);

  • самая болтливая птица (сорока);

  • шестой день недели (суббота);

  • обувь для дождливой погоды (сапоги);

  • первый месяц осени (сентябрь);

  • сосуд для питья воды (стакан).

– Сверим точность записей друг у друга.  (Обмен тетрадями  – взаимопроверка).
– Оцените свою работу, поставив зелёный кружочек на полях, у кого всё верно.
– На какие вопросы отвечают все эти слова? (Кто? или Что?)
– Что называют? (Предметы, явления природы, события, процесс,действия..).
– Собранная нами информация позволяет сделать первый вывод. Какой? (Все эти слова являются именами существительными, отвечают на вопросы кто?или что?, называют предмет).

На доске под фотороботом вывешивается:

Имя существительное
Предмет кто? что?

3. Синтаксический разбор предложения

– Давайте заглянем в рубрику «Это интересно». (Доска: «Это интересно», картинка с изображением сирени и зайца).
– Детективы …… и ……. подготовили нам сообщения об этих предметах. (Приложение 2)

Сирень – род кустарников. Многочисленные сорта сирени обыкновенной с фиолетовыми, белыми, розовыми, голубоватыми крупными соцветиями. В нашей местности сирень расцветает ранней весной.
Заяц  – у него длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Есть такая загадка: летом серенький, а зимой беленький. Это всё про него же, потому что летом он серый, или даже немного с рыжинкой, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.

 – Что это за слова? (Словарные, с непроверяемой безударной гласной, написание их надо запомнить.)
– Давайте составим, запишем из данных слов  предложения про сирень и зайца. 1 вариант  – про сирень, 2 вариант  – про зайца.

(На доске записаны предложения. У детей карточки. Приложение 3)

1 вариант – Весной, пахучая, расцветает, ранней, сирень.
2 вариант – Зайчата, леса, на опушке, веселились.)

 – Разберите эти предложения по членам.
– Детективы …… и ….. выполнят это ответственное задание индивидуально. Все остальные работают в своих ежедневниках.

(Учащиеся с обратной стороны доски записывает и разбирают свои предложения.)

Ранней весной расцветает пахучая сирень.
На опушке леса веселились зайчата.

 – Какие эти предложения по составу? (простые, повеств., невосклиц., распрост., состоит из одной грамм., основы).
– Сверим свои работы с работами наших детективов.
– Оцените свою работу. (Дети ставят кружочки у кого работа выполнена верно)
– Так какими членами предложения может быть имя существительное? (Подлежащим, дополнением, обстоятельством. Добавляю к фотороботу на доску карточки: подлежащее, дополнение, обстоятельство.)

IV. Работа по теме занятия

1. Работа в четвёрках

– Продолжим наше расследование. Перед вами карточки со словами.

  • 1 группа детективов выписывает существительные 1 склонения;

  • 2 группа детективов – существительные 2 склонения;

  • 3 группа детективов – существительные 3 склонения.

  • Приложение4

  •  (Слова в группах одинаковые: перо, вода, ночь, ворона, пенёк, тишь, правда, месяц, дочь, картина, конь, дичь, машина, детство, тетрадь.)
    – Давайте вспомним, как определить тип склонения? Приступайте к выполнению задания.
    – Все группы детективов готовы. Сверим полученные результаты. (по одному от группы зачитывают слова)
    – Делаем вывод следующего расследования, каких типов бывают склонения?
    (Добавляю карточки на доску к фотороботу: 1– склонение, 2 – склонение, 3 – склонение.)
    – Оцените свою работу. (Плюсики на полях)

V. Физкультминутка

– Сейчас мы отдохнём. Игра «Внимательный детектив».
(Дети изображают животных).
– Зайчики! (Скачут)
– Раки! (Пятятся назад)
– Лошадки! (Топают ногами)
– Птицы! (Машут руками)
– Цапли! (Стоят на одной ноге)
– Человек! (Садятся на места)
– Как можно назвать слова этой группы? (Имена существительные)
– На какие вопросы они отвечают? (Кто?)
– Какого они числа? (Множественного).

2. Работа по выбору

- Поработаем, как оперативные работники – поможем навести нарушенный порядок:

1. Пострадавшие существительные обратились за помощью: найти потерявшиеся пары слов на доске

кот Хабаровск

город Мухтар

река Известия

собака Александр Сергеевич Пушкин

поэт Матроскин

газета Волга



2. Дайте общее название словам из первого столбика; словам из второго столбика.(собственные и нарицательные)

- Запишите в тетрадь по две пары одушевлённых и неодушевлённых существительных с доски.

- Допишите в таблицу признаков Личного дела другие постоянные признаки имён сущ. (род, склонение)


3)Выбрать и удалить лишнее существительное в задании Личного дела «Экспертиза-выбор лишнего». Проверка на интерактивной доске с объяснением выбора:

  • Приложение 5



  1. Дочка, курица, кенгуру (м.р. несклоняемое), щука

  2. Золото, серебро, облако, песня ( 1 скл, ж. род)

  3. Тушь (3 скл.) туша, гуща, туча

  4. Кино (нескл.), полено, поиск (м.р.), сочинение

– Уважаемые детективы, наступил момент выполнить работу, которая требует ваших профессиональных качеств: внимание, память, логическое мышление.
– На партах у вас лежат карточки с заданиями:

Упражнение «Корректор».

- Перед вами текст. Внимательно прочитайте. И если вдруг найдете ошибку в безударном окончании сущ-го, зачеркните и напишите сверху свой вариант. Будьте очень внимательными.

  • Приложение 6

(Работа в парах)

Где ночуют птицы? Они ищут ночлег в укромном мести. Ласточка спит в гнёздышки. Скворец уснул в своём скворечники. Вороны и галки ночуют в рощи на вершини деревьев.

-Были ли ошибки в этом тексте? ( да ).

-Сколько ошибок вы обнаружили? Покажите на пальчиках. ( 5 )

-В каких словах обнаружили ошибки? Хорошо, ребята.


– Какой частью речи они являются? По каким признакам, вы это определили? (Обращаюсь к фотороботу)
– Оцените свою работу. (Плюсик на полях)

5. Тестирование

V. Итог урока

– Сегодняшнее наше расследование подходит к концу. Давайте сделаем по нашему фотороботу обобщение. 

Доска: фоторобот.

  • Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?  

  • обозначает предмет(живые существа, явления природы, события: война, процесс, действия: стрельба, бег.)

  • Имя существительное изменяется по числам и падежам.

  • Имя существительное бывает трёх родов: м.р.,  ж.р., с.р.

  • Имя существительное имеет три типа склонения: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.

  • В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением или обстоятельством.

– Молодцы, вы сегодня хорошо справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу.

VI. Самооценка

– Уважаемые детективы, я вас попрошу оценить свою работу за урок. (Учащиеся, которые набрали пять плюсиков, сигналят зелёными карточками.)

VII. Домашнее задание

– Но наше расследование не окончено. Получите следующие задания.

Тест (Приложение 7)

1. Имя существительное – это …

а) часть слова;
б) часть речи;
в) словосочетание.

2. Имя существительное отвечает на вопросы

а)  кто? или что? и обозначает действие предмета;
б) какой? какое? какая? и обозначает предмет;
в) кто? или что? и обозначает предмет.

3. Склонение – это:

а) изменение имён существительных по числам;
б) изменение имён существительных по падежам;
в) изменение имён существительных по родам.

4. Выбери падежные вопросы и распредели их по падежам.

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

кем? чем?
кто? что?
кого? чего?
о ком? о чём?
кого? что?
кому? чему?



2) Составить кроссворд по теме «Имя существительное»































Приложение 1





ФОТОРОБОТ











Приложение 2



Сирень – род кустарников. Многочисленные сорта сирени обыкновенной с фиолетовыми, белыми, розовыми, голубоватыми крупными соцветиями. В нашей местности сирень расцветает ранней весной.


Заяц  – у него длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Есть такая загадка: летом серенький, а зимой беленький. Это всё про него же, потому что летом он серый, или даже немного с рыжинкой, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.

Приложение 3

1 вариант – Весной, пахучая, расцветает, ранней, сирень.
2 вариант – Зайчата, леса, на опушке, веселились

Приложение4

 (Слова в группах одинаковые: перо, вода, ночь, ворона, пенёк, тишь, правда, месяц, дочь, картина, конь, дичь, машина, детство, тетрадь.)

Приложение 5



  1. Дочка, курица, кенгуру (м.р. несклоняемое), щука

  2. Золото, серебро, облако, песня ( 1 скл, ж. род)

  3. Тушь (3 скл.) туша, гуща, туча

  4. Кино (нескл.), полено, поиск (м.р.), сочинение



Приложение 6

(Работа в парах)

Где ночуют птицы? Они ищут ночлег в укромном мести. Ласточка спит в гнёздышки. Скворец уснул в своём скворечники. Вороны и галки ночуют в рощи на вершини деревьев.



Тест (Приложение 7)

1. Имя существительное – это …

а) часть слова;
б) часть речи;
в) словосочетание.

2. Имя существительное отвечает на вопросы

а)  кто? или что? и обозначает действие предмета;
б) какой? какое? какая? и обозначает предмет;
в) кто? или что? и обозначает предмет.

3. Склонение – это:

а) изменение имён существительных по числам;
б) изменение имён существительных по падежам;
в) изменение имён существительных по родам.

4. Выбери падежные вопросы и распредели их по падежам.

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

кем? чем?
кто? что?
кого? чего?
о ком? о чём?
кого? что?
кому? чему?