СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе. Имя числительное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок введения новых знаний. Цель урока: познакомить обучающихся с понятием имени числительного, учить распознавать имена числительные среди других частей речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе. Имя числительное.»

Тема.

Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.

Малые жанры фольклора.

Цели.

Предметные:

- познакомить обучающихся с именем числительным как частью речи;

- учить различать имена числительные среди других частей речи;

- определить понятия «число» и «имя числительное»;

- дать определение количественным и порядковым числительным;

- учить правильно применять имена числительные в речи.

Деятельно-коммуникативные:

- воспитывать умение работать самостоятельно, в группе и коллективно;

- учить давать оценку своей деятельности и деятельности своего товарища.

Ценностно-ориентированные

- показать разнообразие и богатство русского языка (считалки, пословицы, поговорки, устойчивые выражения);

- через проведение релаксационных пауз следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель. Ребята, сегодня у нас на уроке гости, поприветствуйте гостей.

Проверьте, пожалуйста, всё ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, цветные карандаши.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Очень многое узнать.

- Садитесь.


II. Мотивация учебной деятельности

1. Деловой настрой

- Для чего мы приходим на урок?

(Чтобы получать знания.)

- Зачем нам нужны знания?

(Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

- Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

Чтобы получить полезные знания, настроимся на урок.

2.Эмоциональный настрой

- Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.

- Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.

- Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.

- Настроим наш «Барометр» на спокойный деловой лад.

(слайд 3)

- У нас все получится!

III. Объявление плана урока

- А работать мы будем по следующему плану.

(слайд4)

IV. Первичное введение нового материала

- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату («Восемнадцатое марта»)

- Минутка чистописания

Вв во вторник

- Посмотрите на экран,прочтите текст.

(слайд 5)

Начинается считалка,

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

- Запомните.

- Запишите по памяти.

(Закрыть объектив)

- Самопроверка.

(Вновь открыть слайд5)

- Самооценка. Оцените свою работу по образцу.

(слайд 6)

кр.- ошибки

зел.- красиво, без ошибок

син.- стараюсь, но не все получается

- Поставьте на поля значок того цвета, который вы заслужили.

( учитель проверяет знаки в тетрадях)

- Молодцы, почти все показали зеленый цвет, значит, можем продолжить работу.

- Назовите жанр написанного текста. (считалка)

- Да, это считалка – малый жанр устного народного творчества.

- Почему считалка так называется?

- Стихотворение со счетом, используемый в различных детских играх, главная его особенность – счет. В народной речи считалка называется «счетки», «сосчиталочки», «пересчет».

  • (Вновь открыть слайд5 )

- Найдите в тексте слова со значением числа. (Два, три)

- Что они обозначают? (Количество)

- На какой вопрос отвечают? (Сколько)

- Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими категориями.

- Вспомните наш «Пирог частей речи» (Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»).

  • ( слайд7: Пирог – Части речи)

- Как называется эта часть речи? (Имя числительное)

  • (слайд 8 : имя числительное)

- Запишите тему урока в тетрадь.

- От какого слова образовано название этой части речи? (Число)

- Переходим к новому этапу нашего урока.

V. Открытие нового знания

(слайд 9: «считалка»)

- Посмотрите на текст в тетради.

- С какой частью речи согласовывается имя числительное? (С именем существительным)

- Прочтите словосочетания из считалки. (Две вороны, три сороки)

- Запишите.

  • (слайд «Тема урока»)

Выборочный диктант

- Я буду читать предложение, вы должны вспомнить к какому малому жанру фольклора оно относится и выписать в тетрадь словосочетания вида «имя числительное + имя существительное»


(слайд10: «имя числительное + имя существительное»)

Диктант

1. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. (Скороговорка)

2. Шесть мышат в камышах шуршат. (Скороговорка)

3. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка) (Загадка)

4. Есть семь братьев, годами равные, именами разные. (Дни недели) (Загадка)

Взаимопроверка

- Поменяйтесь тетрадями в парах, проверьте, сверьте с образцом, исправьте ошибки.

(слайд11: словосочетания)

- Оцените работу соседа по парте, за каждое верное словосочетание – 1 балл, максимальное количество – 6 баллов.

- Посмотрите на образец записи, который вы должны сделать на полях.

(щелчок)

- Верните тетради.

Микроитог

- С какой частью речи сочетаются имя числительное? (С именем существительным)

- Мы завершили этот этап урока.

(ссылка « План урока»)


VI. Контроль результатов первичного закрепления

- На каких уроках мы часто встречаемся с именем числительным? ( На математике)

- Как записываем имена числительные на математике в тетрадях? (Цифрами)

- А на уроках русского языка? Взгляните на сегодняшнюю дату. (Словами)

Словарная работа

- Взгляните на числа, запишите словами.

(слайд12: «Словарная работа»)

(слайд числа цифрами)

- Прочтите, как произносим.

( щелчок)

- Прочтите, как записано.

( щелчок)

- Выполним этимологический анализ слова одиннадцать.

(щелчок)

- В Древней Руси «один на дцать» означает «один сверх десятка». Вот почему в слове «одиннадцать» две буквы «н». Одна в корне, вторая – в суффиксе.

(щелчок)

- Вопрос на смекалку! Быстро!

5+7=/а/диннадцать или /о/диннадцать?

Ответ-5+7=двенадцать!

Микроитог этапа урока

- Запомните, это словарные слова с непроверяемым написанием!

(ссылка «План урока»)


VII. Открытие нового знания

- Числительные считают- 1,2,3.

- Посчитаем девочек нашего класса. Девочек…

_Что называет слово 20?(кол-во)

- Как можно назвать такие числительные? (количественные)

_ А теперь посчитаем мальчиков, но по-другому: 1-ый, 2-ой,…,

- Что называют эти слова? (порядок предметов при счёте)

- На какие вопросы отвечают?

- Как можно назвать такие числительные?

(слайд13: «Правило»)

(слайд 10 + щелчок)

- Они могут называть точное количество предметов. (Количественные)

(2 щелчка)

- Но если говорим «первый», «второй», то обозначает порядок предметов при счёте. (Порядковые)

(2щелчка)

- На какие вопросы отвечают имена числительные? (Сколько? Который? Какой?)

(2щелчка)

- Какие две группы числительных мы выделили? (Количественные, порядковые)

(2щелчка)

- Сравните нашу запись с правилом в учебнике на с. 76.

(слайд14: правило)

(

- Прочтите, мы сами вывели правило!

- Поаплодируем себе.

Вывод

- Из всех частей речи имя числительное самая молодая по времени возникновения в языке.

- И этот этап урока завершили.

(ссылка « План урока»)

- Поупражняемся в употреблении имён числительных в речи.

VIII. Первичное закрепление знаний

- Посмотрите на слайд.

(ссылка « Говори правильно»)

(слайд15: словосочетания)

Составь словосочетание

(пять, пятеро) (сестры) –

(два, двое) (ребят) –

(три, трое) (котят) –

(четверо, четыре) (суток) –

(шесть, шестеро) (апельсины, помидоры) -

  • Составьте словосочетания и запишите в тетрадь.

  • Проверьте по образцу.

(слайд16: словосочетания)

  • Исправьте ошибки.

Самооценка

  • Оцените свою работу.

(слайд17: цветовые сигналы)

кр.- есть ошибки

зел.- правильно и быстро

син.- правильно, но с помощью других





  • Отметьте на полях цветные значки


  • Справились!

  • Запомните, как употребляются эти числительные в речи.

(ссылка « План урока»)


IX. Физкультминутка для глаз

(ссылка «Физкультминутка»)

(слайд18: схема для глаз)

(ссылка на схему)

Пусть наши глазки отдохнут. Не двигая головой, сделайте по 10 движений глазами в каждом направлении. (Физкультминутка для глаз по В. Базарному) (анимация)

  • Перейдем к следующему этапу урока.

(ссылка «План урока»)


X. Самостоятельная работа с самопроверкой

  • Сейчас вы будете работать в парах. Вы должны выбрать на доске цифру, которая обозначает нужное числительное для этих фразеологизмов и устойчивых оборотов, записать числа в нужном порядке.

(ссылка «Интеллектуальная разминка»)

(слайд 19:фразеологизмы с пропусками + щелчок)

1 2 3 4 5 6 7

1. Наговорить с ________короба.

2._________пятниц на неделе.

3.Знать как свои_______ пальцев.

4._______в поле не воин.

5._______сапога пара.

6.Магическое число - шестьсот шестьдесят______.

7. Идти на все ______ стороны.

  • Запишите имена числительные в тетрадь.

  • Проверьте друг у друга записи.

  • Самоконтроль

  • Проконтролируйте себя.

(щелчок)

- Для украшения своей речи используйте эти выражения.

  • Мы выполнили еще один пункт плана урока.

(ссылка « План урока»)


XI. Контроль на уровне знания, понимания и применения.

Включение в систему знаний и повторени

  • Проверим, как мы усвоили полученные знания.

  • Выполните упр.134 на стр.81 в тетради «Учимся писать без ошибок» (печатные листы)

  • Работаем самостоятельно.

  • Проверьте себя.

(ссылка «Закрепление»)

(слайд20: числа)

  • За каждую верно выполненную строку начислите себе 1балл, максимально 6 баллов, напишите на полях тетради.

  • И с этим заданием мы справились.


XII. Физкультминутка двигательная

- Отдохнём немного. Встаньте.

Раз-подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть.

- Назовите числительные, используемые в физминутке. К какой группе они относятся?


XIII. Рефлексия урока.

Самооценка

- Посчитайте, сколько баллов вы набрали за урок.

  • Напишите это число рядом с датой на полях в тетради.

  • Определите свой уровень работы на уроке по таблице.

(ссылка « Рефлексия»)

(слайд21: баллы)

- Напишите под баллами.

(ссылка «План урока»)

Установка на следующий урок

  • Обратите внимание, как мы записали дату? («Четвёртое марта»)

  • А как запишем дату окончания третьей четверти? (Двадцать четвёртое марта)

  • Напишите.

  • Сколько слов мы использовали для написания числа? (Два)

  • На следующем уроке мы узнаем, на какие группы делятся все числительные по количеству основ и слов.

Подведение итогов
  • Что нового вы узнали сегодня?

  • Какой речевой материал использовали? ( Малые жанры устного народного творчества)

Эмоциональный итог
  • Посмотрите на план нашего урока. (слайд 4)

  • Обратите внимание на использованные цвета. Где вы еще встречались с таким расположением цветов? (Радуга)

  • Да, это радуга. Пусть у вас в жизни всегда присутствуют все цвета радуги и несут вам только радость познания.


XIV. Релаксация.

  • Давайте отдохнем.


(слайд22: линии)

  • Следите взглядом за стрелкой курсора.

  • Теперь примите позу покоя.

(слайд23: текст)

  • Произносите за мной.

Все умеют танцевать,

Бегать, прыгать рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая.

Очень легкая, простая.

Замедляются движения,

Исчезает напряжение.

И становится понятно –

Расслабление приятно.


- Спасибо за работу на уроке.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!