СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе "Наречие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Наречие"»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ «НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

Кохановская М.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 19»

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Наречие как часть речи» разработан по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» учебно-методического комплекта «Школа России». Тема «Наречие» изучается в разделе «Слово в языке и речи». На изучение наречий в 4 классе отведено 4 часа. Данный урок является первым. Урок проведен 12 ноября 2020 г.

Цели
деятельности
педагога

Создание условий для знакомства учащихся с наречием.

Решаемые учебные задачи

1. Находить наречия среди данных слов и в предложении.

2. Анализировать грамматические признаки наречий.

3. Определять роль наречий в предложении.

Тип урока

Открытие нового знания

Технология

Проблемное обучение

Образовательные
ресурсы

1) Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий — 11-е изд. — М. : Просвещение, 2020.

2) Интерактивная доска.

3) Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»

Наглядно-демонстрационный
материал

Рисунок синицы, карточки для этапа рефлексии

Межпредметные связи

Окружающий мир

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:

— распознавать наречие как часть речи;

— определять грамматические признаки наречий;

— определять роль наречий в предложении.

Личностные:

— осознавать важность изучения темы урока;

— проявлять интерес к изучению темы «Наречие».

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия:

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве:

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

— осуществлять логические действия сравнения, анализа, обобщения, строить рассуждения;

— подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— вести диалог, слушать и слышать собеседника;

— строить понятные для партнера высказывания;

— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивация к учебной деятельности.


1. Приветствует учащихся, просит проверить готовность к уроку, обращает внимание детей на рисунок с изображением синицы. Задает вопрос: Как вы думаете, почему я сегодня на урок русского языка принесла рисунок с изображением синицы?»

2. Обобщает ответы детей и сообщает, что каждый год 12 ноября в России отмечается экологический праздник — Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России. Его еще называют днем встречи зимующих птиц. Рассказывает об интересном факте из жизни птиц: за сутки синица кормит своих птенцов до 60 раз за 1 час.

Призывает заботиться о птицах, не забывать подкармливать их, желает детям успеха в изучении русского языка, быть такими же трудолюбивыми, как синички.

3. Просит записать в тетрадь число «Двенадцатое ноября» и «Классная работа».

5. Задает критерии самооценивания результатов выполнения работ на уроке:

2 балла — нет ошибок;

1 балл — допущены 1 или 2 ошибки;

0 баллов — допущено больше 2 ошибок.

Баллы проставляются на полях тетради простым карандашом.

Слушают учителя, проверяют готовность к уроку, принимают участие в беседе, оформляют записи в тетради.




2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений


1. Организует упражнение «Письмо по памяти». Предлагает прочитать предложение, записанное на интерактивной доске, обращает внимание на соединения букв, их написание, просит назвать орфограммы в словах.

2. Проводит работу по самопроверке и самооцениванию выполненной работы по критериям, заданным в начале урока.

3. Просит детей вернуться к записанному предложению и самостоятельно определить знакомые детям части речи, подписав над словом кратко. Организует проверку фронтально, выписывает на доску слова, в которых учащиеся затруднялись определять часть речи: проворно, внимательно.

1.Читают предложение, называют орфограммы, объясняют соединения букв в словах.

2.Записывают предложение по памяти, проверяют выполнение упражнения, сверяя с записью на доске, в тетради на полях простым карандашом выставляют баллы.

3. Подписывают части речи, называют слова, у которых не смогли определить часть речи.

3.

Выявление места и причин затруднения. Постановка учебной задачи.


1. Продолжение работы (постановка проблемного вопроса):

— Почему эти слова вызвали затруднения? Почему у кого-то это были глаголы, у кого-то — существительные, а кто-то вообще не смог определить часть речи?

— Почему ваши ответы такие разные?

2. Организует постановку учебной задачи.

1.Коллективная фронтальная работа.

Ответы детей:

— Мы не знаем, какой части речи эти слова.

2.Определют учебную задачу: провести исследование данных слов.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

1. Организует исследовательскую работу:

— На доске записаны предложения. Прочитайте их парами.

Синица пела песенку. Синица весело пела песенку.

Синичка села на ветку. Синичка медленно села на ветку.

— Что вы можете сказать об этих предложениях? Чем они отличаются и чем похожи между собой?

— Выпишите словосочетания из вторых предложений каждой пары, задавая вопросы к уточняющим словам.

— Какую часть речи уточняют данные слова? Что обозначают данные слова: действие или признак?

— Что вы можете сказать о вопросах, которые вы задавали?




2. Организует дальнейшую работу по исследованию новой части речи.

— Запишите вторые предложения каждой пары, изменив число с единственного на множественное и время там, где это возможно. Сделайте вывод.


  1. Читают предложения, высказывают предположения:

— В каждой паре во втором предложении есть уточняющие слова. Выписывают словосочетания:

Пела (как?) весело.

Села (как?) медленно.

Отвечают на вопросы учителя, что данные слова уточняют глаголы, вопросы задаются не падежные, не могут сказать, что обозначают эти слова.

2. Учащиеся записывают получившиеся предложения.

Делают вывод, что слова «весело» и «медленно» не изменились при изменении существительных и глаголов по числам, глаголов по временам. Эта часть речи неизменяемая.

5

Постановка темы, задач урока

1. Организует работу по постановке темы, задач урока:

— Знакома ли нам эта часть речи?

— Откройте учебник на странице 73 и прочитайте, как она называется.

— Расскажите, по какому алгоритму мы изучали части речи? После ответов учащихся учитель на доске открывает алгоритм изучения части речи:

1. Название части речи.

2. Что обозначает.

3.На какие вопросы отвечает.

4. Какие грамматические признаки имеет.

5. Роль в предложении.

Просит сформулировать задачи урока.


  1. Организует чтение правила на стр. 74.

Читают название части речи, называют алгоритм изучения части речи, формулируют тему урока и задачи:

Тема урока: «Наречие как часть речи».

Задачи урока: Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их роль в предложении.


Первичное закрепление учебного действия с проговариванием во внешней речи.


1 . Организует работу в парах. Выполнение упр. 126. Списывают первое и второе предложения. Выписывают из первого и второго предложений наречия вместе со словом, с которым они связаны, записывают перед наречием вопрос. Разбирают по членам предложения первое предложение, определяют, каким членом предложения являются наречия.











2. Организует работу по самопроверке выполненной работы.

Дети выписывают наречия из предложений, по очереди объясняют друг другу, какие словосочетания с наречиями надо выписать, задают вопросы, определяют, каким членом предложения являются наречия.

Выполняют проверку выполненной работы по образцу на доске.

Выполняют самооценку выполненной работы по критериям, заданным в начале урока.

7.

Физминутка

1 Упражнение для снятия мозгового напряжения. Исходное положение (далее – И.п.) - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 раза. Темп медленный.

2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 раза. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 раза. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.


8.

Включение в систему знаний и повторение.

  1. Организует самостоятельное выполнение упражнения 129, на странице 75.


Организует фронтальную работу по устным ответам на вопросы упражнения.

Организует самопроверку и самооценку выполненной работы.

Учащиеся выписывают первое предложение, над каждым словом обозначают часть речи, выписывают из других предложений наречия, разбирают первое предложение по членам предложения, определяют, каким членом предложения является наречие, если позволяет время – выполняют разбор слова «выступают» как части речи. Выполняют самопроверку и самооценку работы, устно отвечают на вопросы к упражнению.


8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Организует проверку достижения планируемых результатов урока с самопроверкой по критериям, заданным в начале урока.

1) Обращает внимание детей на предложение, записанное в начале урока: Синицы проворно лазают по стволам деревьев, внимательно рассматривают трещинки в коре. Просит устно назвать часть речи у слов, вызвавших затруднения: проворно, внимательно.

2) Раздаёт карточку, просит дописать нужные слова в предложения:

Наречие — это ______________________________, которая обозначает ___________________________________________ и отвечает на вопросы ________________________________________. В предложении наречие является __________________________________.

  1. Просит высказать своё мнение об уроке. Приём «Продолжи предложение»:

— я не знал…;

— я узнал…;

— я не умел…;

— я научился….

1.Проверяют правильность выполнения задания № 2, оценивают правильность выполнения по баллам.

2. Подсчитывают общее количество баллов, переводят в оценку.

7 — 8 баллов — отметка «5»;

5 — 6 баллов – отметка «4»;

4 балла – отметка «3».

Отметка «2» за урок не ставится, если ученик набрал 4 балла, то отметку «3» тоже нежелательно ставить в журнал, так как данный урок был первым в изучении наречий.

9.

Домашнее задание

  1. Обязательное задание для всех учащихся: страница 74, выучить правило.

  2. Задание на выбор: а) страница 74, упражнение 127; б) найти статью о синицах, узнать почему их так назвали (интернет, энциклопедия или другие источники), выписать наречия, ставя перед ними вопросы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!