СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе «Обобщение изученного по теме «Местоимение»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний о местоимении включает задания, разработанные на основе текстов  сказок А.С. Пушкина.  Задания направлены на усовершенствование навыка правильного употребления местоимений в речи,  правописания местоимений с предлогами; развитие орфографической зоркости. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе «Обобщение изученного по теме «Местоимение»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопоселеновская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области









Урок русского языка в 4 классе

«Обобщение изученного по теме «Местоимение»










Воронина Светлана Ивановна,


















В ходе проведения урока используются следующие педагогические технологии, методы и приемы:


Этап урока

Педагогические технологии, методы и приемы

Результаты

Организационный момент

Диалоговая

Мотивирует настрой на урок и переход к следующему этапу урока.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос


Здоровьесберегающая

Развивает внимание и умение слышать друг друга.

Коррекция психоэмоционального напряжения детей.

Закрепление знаний

Проблемная ситуация, парная и групповая работа, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Самостоятельная работа с консультированием учителя.

Развитие операций анализа и синтеза, самостоятельного поиска решения, развитие межличностных отношений, преодоление утомляемости, создание ситуации успеха. Дети учатся адекватно выражать свои мысли.

РК способствует расширению знаний о своем крае.

Подведение итогов

Коллективная

Развивает умения задавать вопросы и отвечать на них.

На протяжении всего урока

ИКТ






Коммуникативная

Обеспечивает наглядность, повышает образно-художественное представление материала и объем выполняемой работы, развивает навыки самоконтроля и самооценки.

Облегчает вступление детей в общение, развивает умение договариваться.























Тема. Обобщение изученного по теме «Местоимение»

Цель: закрепить и обобщить знания о местоимении как части речи,

усовершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи, формировать навык правописания местоимений с предлогами; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление; воспитывать интерес к слову, любовь к сказкам А. С. Пушкина.

Задачи:

  • повторить изученные признаки однокоренных слов;

  • развивать умение находить и подбирать однокоренные слова;

  • воспитывать умение работать совместно;

  • коррекционная задача: обогащение словарного запаса через использование в речи родственных слов.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, авторская презентация, раздаточный материал.


Ход урока

1. Организация начала урока.


-Сегодня наш урок будет необычным, поэтичным, сказочным.


2. Мотивация учебной деятельности.

-Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах на поднятых парусах... (модель парусника) На этом корабле мы отправляемся в путешествие, а ваши рабочие тетради будут бортовыми журналами. Запишите в них дату отправления, а ниже нарисуйте 6 кружков для пометок результатов путешествия.


-Наш корабль плыть только с помощью ветра не может. Его можно завести, отгадав кроссворд. Отгадав его, вы узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова.


3. Актуализация знаний.

-Вы будете работать в парах. Читаете на карточке строки из сказок А. С. Пушкина, пропущенное слово вписываете в кроссворд по горизонтали и записываете слова в свои бортовые журналы. Один ученик работает у доски.

Позже проверим работу с помощью сигнальных карточек «да-нет».


  1. За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.


  1. Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит.

Глядь, поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.


  1. Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы не даром,

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далёк

Восвояси на восток».


  1. Вот въезжает в город он...

Вдруг раздался лёгкий звон.

На глазах у всей столицы

Петушок слетел со спицы.


  1. Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И, дивясь, перед собой

Видит город он большой.


  1. Царь Дадон к шатру спешит.

Что за странная картина:

Перед ним его два сына.


  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.


  1. Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.


  1. Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.


  1. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.


  1. Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!»


4. Постановка цели и задач урока. Самоопределение к учебной деятельности.

-Какое слово получилось по вертикали? (Местоимение)

- Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи поставим перед собой? (Мы обобщим наши знания о местоимении.)

5. Работа по теме урока.

Словарная работа

- Что объединяет все слова кроссворда? (Словарные слова)

- Какие можно заменить личными местоимениями? (месяц-он, лебедь-она, ветер-он...)

- Что общего у этих местоимений? (Злицо, ед. ч.)

- В нашей речи мы чаще других употребляем личные местоимения 3 лица, так как они создают нам речевое удобство, экономят время. Они как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

-Почему исключили слова «золотые», «тридцать»?

- А теперь оцените свою работу со словарными словами. Если вы считаете, что работали хорошо, закрасьте первый кружок полностью. Если недостаточно хорошо, допускали ошибки, неточности-половину, совсем плохо-не закрашивайте. Так вы будете оценивать свою работу на каждом этапе путешествия.

Пристань «Вспоминай-ка.

Ветер весело шумит, судно весело бежит...И первая остановка - пристань «Вспоминайка»

Вспомните, что вы знаете о личных местоимениях. Отвечайте с помощью карточек «да-нет».

Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные (да)

Личные местоимения - это часть речи, которая называет предмет (нет) Почему?

Местоимения с предлогами пишутся слитно (нет) Почему?

После предлогов у местоимений 3 лица пишется буква «н» (да)

К личным местоимениям 1 лица относятся местоимения «ты», «вы» (нет)

На доске:

ты вы 1 л.

он она они 2 л.

я мы 3 л.

Соедините линиями в правильном порядке. (1 ученик) Согласны? Оцените свою работу. Как вы закрасите кружок?


Пристань «Разбирай-ка»

а) На доске: Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.

Прочитайте предложение. Спишите. Разберите по членам.

Дайте характеристику предложению.


б) Выберите из предложенных вариантов все словосочетания и запишите их, указав главное и зависимое слово.

На доске:

рыбку золотую, ласковое слово, отпустил он, сказал слово,

отпустил и сказал, сказал ласковое, отпустил рыбку, сказал ей.

Взаимопроверка в парах.


в) Разберите слово «рыбку» как часть речи, выбрав нужный вариант на карточке (индивидуально и 1 у доски).

Часть речи (сущ., прил., глаг., мест.)

Н. ф. (рыба, рыбки, рыбка)

Род (м., ж., ср.)

Склонение (1, 2, 3)

Падеж (И., Р., Д., В., Т, П.)

Число (ед., мн.)

Роль в предложении (гл. член, втор, член)

Проверим. У кого не так? Почему?


Пристань «Выбирай-ка»

-На пристани «Выбирайка» вас ждёт задание - выберите один вариант написания. Запишите текст в бортовой журнал.

Ты, цареви _ мой спаситель,

Мой м_гучии избавитель,

Не туж_ ,что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стр_ла попала в море.

Это горе - всё не горе.

Отплачу тебе д_бром,

Сослужу тебе п_том:

Ты не лебе_ ведь избавил,

Девицу в живых оставил,

Ты не коршуна убил,

Чародея подстр_лил.

Ввек тебя я не забуду:

Ты найдёшь меня повсюду.


-Найдите личные местоимения, определите лицо и падеж.

-Оцените свою работу.


Пристань «Думай-ка».

- У вас на столах карточки с местоимениями.

Называю местоимение «он», креплю карточку к доске. Подберите его форму в Р. п., Д. п. и т. д.

(аналогично составим все столбики)

ОН ОНА ОНИ

у него у неё у них

к нему к ней к ним

на него на неё на них

с ним с ней с ними

о нём о ней о них


-Оцените работу.


Пристань «Итоговая»

- Перед вами «мозаика», которая проверит ваши знания. Выберите на каждой из четырёх частей правильный ответ и накройте его карточкой с соответствующей цифрой.


У какого местоимения неверно определены лицо и число:

1) ты - 2л., ед. ч.

2) они - Зл., мн.ч.

3) мы - 1л.,мн. ч.

4) она - 1л., ед. ч.

Найди предложение, в котором подлежащее

выражено местоимением:

1) По озеру плавают лебеди.

2) Детвора кормит их хлебом.

3) Мы нашли в траве ёжика.

Предлоги перед местоимениями пишутся:

1. отдельно

2. вместе

Это верно, что после предлогов у местоимений 3 лица пишется буква «Н»:

  1. Да

  2. Нет


- Проверьте себя, перевернув карточки цифрой вниз.

- У вас получилась рифмовка?

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они -

Это без сомнения,

Все местоимения.

- Оцените работу.


5. Рефлексия. Оценивание.

- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мне на уроке понравилось …»

- Из каких произведений А. С. Пушкина были прочитаны отрывки?

- Подведём итоги. Кружок закрашен полностью - 2 балла, наполовину -1 балл, пустой - 0 баллов. Максимальная сумма - 12 баллов.

Я с вами согласна - не согласна... (дать оценку, выставить отметки).


6. Организация окончания урока.