Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопоселеновская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Урок русского языка в 4 классе
«Обобщение изученного по теме «Местоимение»
Воронина Светлана Ивановна,
В ходе проведения урока используются следующие педагогические технологии, методы и приемы:
Этап урока | Педагогические технологии, методы и приемы | Результаты |
Организационный момент | Диалоговая | Мотивирует настрой на урок и переход к следующему этапу урока. |
Актуализация знаний | Фронтальный опрос Здоровьесберегающая | Развивает внимание и умение слышать друг друга. Коррекция психоэмоционального напряжения детей. |
Закрепление знаний | Проблемная ситуация, парная и групповая работа, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая. Самостоятельная работа с консультированием учителя. | Развитие операций анализа и синтеза, самостоятельного поиска решения, развитие межличностных отношений, преодоление утомляемости, создание ситуации успеха. Дети учатся адекватно выражать свои мысли. РК способствует расширению знаний о своем крае. |
Подведение итогов | Коллективная | Развивает умения задавать вопросы и отвечать на них. |
На протяжении всего урока | ИКТ Коммуникативная | Обеспечивает наглядность, повышает образно-художественное представление материала и объем выполняемой работы, развивает навыки самоконтроля и самооценки. Облегчает вступление детей в общение, развивает умение договариваться. |
Тема. Обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цель: закрепить и обобщить знания о местоимении как части речи,
усовершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи, формировать навык правописания местоимений с предлогами; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, мышление; воспитывать интерес к слову, любовь к сказкам А. С. Пушкина.
Задачи:
повторить изученные признаки однокоренных слов;
развивать умение находить и подбирать однокоренные слова;
воспитывать умение работать совместно;
коррекционная задача: обогащение словарного запаса через использование в речи родственных слов.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, авторская презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организация начала урока.
-Сегодня наш урок будет необычным, поэтичным, сказочным.
2. Мотивация учебной деятельности.
-Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах на поднятых парусах... (модель парусника) На этом корабле мы отправляемся в путешествие, а ваши рабочие тетради будут бортовыми журналами. Запишите в них дату отправления, а ниже нарисуйте 6 кружков для пометок результатов путешествия.
-Наш корабль плыть только с помощью ветра не может. Его можно завести, отгадав кроссворд. Отгадав его, вы узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова.
3. Актуализация знаний.
-Вы будете работать в парах. Читаете на карточке строки из сказок А. С. Пушкина, пропущенное слово вписываете в кроссворд по горизонтали и записываете слова в свои бортовые журналы. Один ученик работает у доски.
Позже проверим работу с помощью сигнальных карточек «да-нет».
За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
Глядь, поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы не даром,
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далёк
Восвояси на восток».
Вот въезжает в город он...
Вдруг раздался лёгкий звон.
На глазах у всей столицы
Петушок слетел со спицы.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И, дивясь, перед собой
Видит город он большой.
Царь Дадон к шатру спешит.
Что за странная картина:
Перед ним его два сына.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод,
Пришёл невод с одною тиной.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!»
4. Постановка цели и задач урока. Самоопределение к учебной деятельности.
-Какое слово получилось по вертикали? (Местоимение)
- Сформулируйте тему урока.
- Какие задачи поставим перед собой? (Мы обобщим наши знания о местоимении.)
5. Работа по теме урока.
Словарная работа
- Что объединяет все слова кроссворда? (Словарные слова)
- Какие можно заменить личными местоимениями? (месяц-он, лебедь-она, ветер-он...)
- Что общего у этих местоимений? (Злицо, ед. ч.)
- В нашей речи мы чаще других употребляем личные местоимения 3 лица, так как они создают нам речевое удобство, экономят время. Они как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
-Почему исключили слова «золотые», «тридцать»?
- А теперь оцените свою работу со словарными словами. Если вы считаете, что работали хорошо, закрасьте первый кружок полностью. Если недостаточно хорошо, допускали ошибки, неточности-половину, совсем плохо-не закрашивайте. Так вы будете оценивать свою работу на каждом этапе путешествия.
Пристань «Вспоминай-ка.
Ветер весело шумит, судно весело бежит...И первая остановка - пристань «Вспоминайка»
Вспомните, что вы знаете о личных местоимениях. Отвечайте с помощью карточек «да-нет».
Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные (да)
Личные местоимения - это часть речи, которая называет предмет (нет) Почему?
Местоимения с предлогами пишутся слитно (нет) Почему?
После предлогов у местоимений 3 лица пишется буква «н» (да)
К личным местоимениям 1 лица относятся местоимения «ты», «вы» (нет)
На доске:
ты вы 1 л.
он она они 2 л.
я мы 3 л.
Соедините линиями в правильном порядке. (1 ученик) Согласны? Оцените свою работу. Как вы закрасите кружок?
Пристань «Разбирай-ка»
а) На доске: Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
Прочитайте предложение. Спишите. Разберите по членам.
Дайте характеристику предложению.
б) Выберите из предложенных вариантов все словосочетания и запишите их, указав главное и зависимое слово.
На доске:
рыбку золотую, ласковое слово, отпустил он, сказал слово,
отпустил и сказал, сказал ласковое, отпустил рыбку, сказал ей.
Взаимопроверка в парах.
в) Разберите слово «рыбку» как часть речи, выбрав нужный вариант на карточке (индивидуально и 1 у доски).
Часть речи (сущ., прил., глаг., мест.)
Н. ф. (рыба, рыбки, рыбка)
Род (м., ж., ср.)
Склонение (1, 2, 3)
Падеж (И., Р., Д., В., Т, П.)
Число (ед., мн.)
Роль в предложении (гл. член, втор, член)
Проверим. У кого не так? Почему?
Пристань «Выбирай-ка»
-На пристани «Выбирайка» вас ждёт задание - выберите один вариант написания. Запишите текст в бортовой журнал.
Ты, цареви _ мой спаситель,
Мой м_гучии избавитель,
Не туж_ ,что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стр_ла попала в море.
Это горе - всё не горе.
Отплачу тебе д_бром,
Сослужу тебе п_том:
Ты не лебе_ ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты не коршуна убил,
Чародея подстр_лил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдёшь меня повсюду.
-Найдите личные местоимения, определите лицо и падеж.
-Оцените свою работу.
Пристань «Думай-ка».
- У вас на столах карточки с местоимениями.
Называю местоимение «он», креплю карточку к доске. Подберите его форму в Р. п., Д. п. и т. д.
(аналогично составим все столбики)
ОН ОНА ОНИ
у него у неё у них
к нему к ней к ним
на него на неё на них
с ним с ней с ними
о нём о ней о них
-Оцените работу.
Пристань «Итоговая»
- Перед вами «мозаика», которая проверит ваши знания. Выберите на каждой из четырёх частей правильный ответ и накройте его карточкой с соответствующей цифрой.
У какого местоимения неверно определены лицо и число: 1) ты - 2л., ед. ч. 2) они - Зл., мн.ч. 3) мы - 1л.,мн. ч. 4) она - 1л., ед. ч. | Найди предложение, в котором подлежащее выражено местоимением: 1) По озеру плавают лебеди. 2) Детвора кормит их хлебом. 3) Мы нашли в траве ёжика. |
Предлоги перед местоимениями пишутся: 1. отдельно 2. вместе | Это верно, что после предлогов у местоимений 3 лица пишется буква «Н»: Да Нет |
- Проверьте себя, перевернув карточки цифрой вниз.
- У вас получилась рифмовка?
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они -
Это без сомнения,
Все местоимения.
- Оцените работу.
5. Рефлексия. Оценивание.
- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мне на уроке понравилось …»
- Из каких произведений А. С. Пушкина были прочитаны отрывки?
- Подведём итоги. Кружок закрашен полностью - 2 балла, наполовину -1 балл, пустой - 0 баллов. Максимальная сумма - 12 баллов.
Я с вами согласна - не согласна... (дать оценку, выставить отметки).
6. Организация окончания урока.