Нужно обязательно читать книги! Для чего? А чтобы больше знать, научиться думать, понимать, чувствовать. Кто действующее лицо, когда происходит действие? (Нельзя ответить.) – На какие вопросы отвечают эти глаголы? – Что ещё у них общего? (Оканчиваются на -ть.) Читать (что делать?), знать (что делать?) и т.д. – Можно ли определить число, время у этих глаголов? (Нет.) Продолжи запись: перечисли, что обычно любят делать мальчики и девочки Мальчики обычно любят (что делать ?) бегать,….. Девочки обычно любят (что делать ?) шить, ….. Что общего у всех записанных вами глаголов? Физкультминутка. Потренируемся в определении лексич. значения глаголов. Если я произношу действие, называющее то, что происходит в природе - вы поднимаете руки вверх и хлопаете. Если же действие связано с состоянием человека - прыжок вверх. Действие, связанное с трудовой деятельностью - маршируем. Копать, любить, смеркается, вязать, подморозило, стирать, ненавидеть, холодает, болеть. рассказать нести беречь сделать идти стеречь придумывать ползти увлечь подсказывать вести печь Почему глаголы записаны в три столбика? – В чём сходство всех глаголов в этом упражнении? (Отвечают на вопрос что делать?) – Как называется такая форма? Где можно найти ответ? (В задании сказано: «Это глаголы в начальной форме», посмотреть в тексте в рамке.) Вывод по наблюдениям: о каких глаголах мы говорили, что у них есть общего? Глаголы отвечают на вопросы что сделать? что делать?, у них нельзя определить время и число. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь. Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число? - А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Поставьте перед собой цель. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число глагола. Неопределённая форма глагола имеет суффиксы -ть-, -ти- либо оканчивается на -чь. Перед суффиксом -ть- стоят глагольные суффиксы -а-, -я-, -и-, -у-, -о-, -е-. |