СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глагол - часть речи, с которой должны дружить все учащиеся.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Глагол"»

Тема: «Глагол».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:

образовательные: сформировать четкое грамматическое понятие «глагол», закрепить знания о существенных признаках глагола, вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, способствовать развитию речи уч-ся

Задачи:

образовательные: обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о глаголе, формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

развивающие: развитие устной и объяснительной речи уч-ся , умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные: создание условий для коммуникативных умений, воспитывать учебную активность, учить ставить цели своей деятельности.

УУД.

Познавательные: уметь выделять признаки глагола как части речи, делать выводы, выделять главное.

Личностные: самооценка на основе критериев спешности, применять навыки делового сотрудничества в группе.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

Регулятивные: планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности.

Целеполагание

относительно педагога: вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс; воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе; развивать умение размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.

относительно учащихся: расширить имеющиеся знания об изменении глаголов по числам, формировать умение в определении и изменении числа глаголов; учить применять свои знания в новых условиях

Главная проблема урока: Глагол как часть речи

Название компетенций: информационная, учебно-познавательная, коммуникативная.

Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируются компетенции. Части речи: существительное, глагол.

Перечень знаний, составляющих компетенцию: теоретические знания: орфограммы корня, что такое глагол, главные члены предложения, связь слов в предложении, как определить число глагола; правила работы в группе, в парах и самостоятельно.

Умения и навыки, относящиеся к компетенции: выполнение инструкций; элементарное обоснование высказанного суждения; учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности; умение находить недостающую информацию в справочнике по русскому языку.

Личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным?).

Эмоционально – ценностное отношение к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.

Каким образом будет организована образовательная ситуация? (эвристическое задание, проблемный вопрос, эвристический вопрос) Проблемный вопрос (От чего зависит число глагола?)

Какие способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов будут применены? Способы решения поставленной задачи: анализ, сравнение, выявление особенностей

Этап урока

Цели

Содержание учебного материала

Методы и приемы

Организационный

Подготовка учащихся к работе на занятии для быстрого включения в деловой ритм

- Здравствуйте, ребята.

- Для того, чтобы наш настрой на работу был отличным (настроение улучшилось), попробуйте на счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Приготовились?

- “РАЗ”, “ДВА”! Молодцы!


Беседа

Языковая разминка

эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться


- Ребята, вы слышите? Что это?

-Правильно, капель. Это наступает весна.

(Учитель читает отрывок из стихотворения И.С.Никитина)


-Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

- Так показывает свою любовь к весне И.С.Никитин.

- Ребята, а вам нравится весна? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?



- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

- Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?

- В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд!


Актуализация знаний

Актуализация изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний»)



- Ребята, вспомните всё, что вы знали раньше о глаголе и составьте схему.




Формулирование проблемы, планирование деятельности

Обеспечение восприя­тия, осмысления и пер­вичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Нужно обязательно читать книги! Для чего? А чтобы больше знать, научиться думать, понимать, чувствовать.


Кто действующее лицо, когда происходит действие? (Нельзя ответить.)

– На какие вопросы отвечают эти глаголы?

– Что ещё у них общего? (Оканчиваются на -ть.)

Читать (что делать?), знать (что делать?) и т.д.

– Можно ли определить число, время у этих глаголов? (Нет.)


Продолжи запись: перечисли, что обычно любят делать мальчики и девочки

Мальчики обычно любят (что делать ?) бегать,…..

Девочки обычно любят (что делать ?) шить, …..

Что общего у всех записанных вами глаголов?

Физкультминутка.

Потренируемся в определении лексич. значения глаголов.

Если я произношу действие, называющее то, что происходит в природе - вы поднимаете руки вверх и хлопаете.

Если же действие связано с состоянием человека - прыжок вверх.

Действие, связанное с трудовой деятельностью - маршируем.

Копать, любить, смеркается, вязать, подморозило, стирать, ненавидеть, холодает, болеть.


рассказать нести беречь

сделать идти стеречь

придумывать ползти увлечь

подсказывать вести печь


Почему глаголы записаны в три столбика?

– В чём сходство всех глаголов в этом упражнении? (Отвечают на вопрос что делать?)

– Как называется такая форма? Где можно найти ответ? (В задании сказано: «Это глаголы в начальной форме», посмотреть в тексте в рамке.)

Вывод по наблюдениям: о каких глаголах мы говорили, что у них есть общего?

Глаголы отвечают на вопросы что сделать? что делать?, у них нельзя определить время и число. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь.

Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число?

- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Поставьте перед собой цель.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос

что делать? или что сделать?

Это начальная форма глагола.

Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя

определить ни время, ни число глагола.

Неопределённая форма глагола имеет суффиксы

-ть-, -ти- либо оканчивается на -чь.

Перед суффиксом -ть- стоят глагольные суффиксы

-а-, -я-, -и-, -у-, -о-, -е-.

Проблемно-диалогический

Практическая работа

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявле­ние пробелов и неверных представлений и их коррекция

Прочитайте. Найдите четвёртый лишний глагол в каждой группе. Почему он лишний? Объясните.

играть, гулять, думал, петь;

читает, пишет, считает, дружить;

привезти, привести, отпустил, вынести;

рассказал, поссорил, расцвести, рассадил.

Упр.317 стр.179

Упр. 318 стр.179



Подведение итогов занятий

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последую­щей работы

Закончите предложение: Я понял…

Я узнал…

Я научился …

Рефлексия контроль









муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Солнцевская средняя общеобразовательная школа»

Солнцевского района Курской области





Урок по русскому языку

в 4 «а» классе на тему: «Глагол».





Подготовила и провела:

учитель начальных классов,

Сараева Светлана Анатольевна








п.Солнцево, 2017г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!