СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"»

Русский язык 4 класс



Тема: Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.


Цель: Формировать навык правописания падежных окончаний в предложном падеже.


Задачи:

1.Отрабатывать последовательность действий при написании окончаний.

2.Продолжатьучить учащихся работать в малых группах.

3.Воспитывать интерес к языку.


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока.


I. Орг. момент. Актуализация знаний.


С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и писать.


- Посмотрите, какое сегодня утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Закрыли глаза и мысленно сказали:

« Я внимателен, я могу, у меня все получится!»

Я желаю вам успехов.


- Предлагаю вам прочитать пословицы:

  • Грамоте учиться – всегда пригодиться.

  • Красна птица пеньем, а человек уменьем.

  • Ученья корень горек, а плод сладок.

- Объясните значение этих пословиц.

- Какую пословицу выберем для девиза урока?


- К. Паустовский сказал:

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».


- Как вы понимаете это высказывание?


- Скажите, о какой части речи говорится в этой загадке:

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам? (существительное)


- Что вы можете рассказать об этой части речи?


II. Новая тема.


  1. На доске.


О школе об уроке

О перемене об языке

О тетради об однокласснике


- Сравните слова двух групп.


- Что общего у этих существительных?

( безударное окончание, П.п.)


- Чем отличается первый столбик от второго?

(предлогами: в первом О; во втором – ОБ )


- Какой у вас возникает вопрос?

- Попробуйте сформулировать тему урока:

«Правописание безударных окончаний им. существительных в Предложном падеже. Правильное употребление предлогов».


- Какую учебную задачу поставите перед собой?

(Правильно писать безударные окончания. Запомнить их по типу склонения.)


  1. Сегодня мы снова говорим о П. п.


  1. Стихотворение о падеже. (читает ученик)

Я ПАДЕЖ ПРЕДЛОЖНЫЙ

Со мною случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чем? Я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.


  1. Уч-ик: Падеж предложный рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли СКАЗАТЕЛЬНЫМ, а М. Ломоносов назвал его предложным, т. к. этот падеж употребляется только с предлогами.


- Как отличить Предложный падеж?

( по вопросам, предлогам, окончаниям)


П.п.

О ком? О чем? ( где?)

-о, (об), в, на, при.


- От чего зависит окончание Предложного падежа?


1скл. 2скл. 3 скл.

-е -е -и


Роль в предложении: второстепенн. член.

- Чтобы правильно написать безударное окончания существит. Надо:

Алгоритм.

1.Определить падеж.

2. Узнать склонение.

3.Выбор окончания по таблице или ударному окончанию.

- Слова помощники: река, конь, степь.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (работа в парах)


На берез.. в парк.. на лошад..

В тетрад.. на окн.. в рыб..

На урок.. в тетрад.. при дом..

В школ.. на рек.. в таблиц..


- Обоснуйте свой выбор окончаний.


III. Физминутка. (хлопаем – П.п., топаем -Р.п) « Самый внимательный»


На востоке (П.п.),от реки (Р.п.),на шапке (П.), из леса (Р.), на тополе (П.), у бабушки(Р.),в деревне (П.), из школы(Р.), о празднике (П.).

V. Работа с предлогами.( таблица)


1. Какие предлоги Предложного падежа не были использованы в этой таблице?

(О и ОБ )


Итак у нас в гостях предлоги О и ОБ.

-Как вы думаете почему, предлог О в синем прямоугольнике, а предлог ОЬ в красном прямоугольнике?

-Попробуйте догадаться?


ВЫВОД: Если сущ. начинается с согласной, то употребляется предлог О. Если сущ. начинается с гласной –ОБ.


2. А теперь узнаем, что об этом говорит автор учебника Т.Рамзаева. с. 112


- Вы оказались правы. Молодцы!

- А по цвету? (гласный – красный, согласный – синий)


3. РАБОТА В ГРУППАХ.


- Определить где пишется предлог О, ОБ.


1ряд 2ряд 3ряд

-тайне -акварели -помощи

-сердце -фасоли -огне

-инее -сирени -снеге

-острове -окне -празднике

-сказке -книге -герое

-Анне -Оле -Илье


Защита своих работ .




4.Фронтальная работа. Покажи предлог О или ОБ.


Акварель, фасоль, ель, весть, лень, сирень, морковь, мебель, исповедь.


-Какого склонения эти существительные? (3скл.)

-Какое окончание у них в предложном падеже? (-и)

-Зачем вам нужно знать падежи? Где вам это пригодится в жизни?


VI. Работа с фразеологизмами.


-Объясните значение фразеологизмов:

Держать себя в руках – сохранять спокойствие (самообладание).

Зарубить на носу – надолго запомнить. (словарь)

-Как вы думаете какой фразеологизм можно соотнести с нашим уроком?


VII Работа с учебником . С.114 №222.


В лесу, в поле, в колхозе, в доме, во дворе, в школе.

Разбор как часть речи.

  1. В колхозе – сущ.(в чем?)

  2. Н.ф. колхоз

  3. М.р., 2скл.

  4. В П.п., ед. ч.

  5. Вт. чл.- дополнение.


(Кружились в воздухе легкие снежинки.) – разбор по членам предложения.


VIII. Итог урока

-Почему в одном и том же падеже у существительных разные окончания? Объясните на примере схемы П.п..


IX. Рефлексия.


- Как светит солнце летом?

-Весной, осенью?

-Зимой?


-Отгадайте загадку.

Покружилась в воздухе

Звездочка немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

-Какой праздник ждете?

-О чем мечтаете?


Я дарю вам елочку, а вы мне снежинки.

Белые –все понятно, вам было хорошо.

Голубые- затруднения.

Зеленые – не понятно, трудно.