СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Фонетика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка был проведен в 5 классе СОШ№1 с.Чинар РД

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Фонетика"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа №1 с. Чинар





Открытый урок русского языка

в 5 «А» классе

Тема:







Провела : учитель русского языка и литературы

Гасанова Минаханум Абулгусеевна



Учитель русского языка и литературы:

Гасанова Минаханум Абдулгусеевна

МКОУ «Чинарская СОШ№1»



План урока по русскому языку в 5 классе ФГОС.

Тема урока: Фонетика.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель:

-формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны;

- познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве;

-развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля.

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные : знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

Метапредметные : задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание ценности русского языка на основе культуры своего народа.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Материал к занятию:листы с заданиями;

презентация Power Point

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока

Основные понятия:звуки, речь ,буквы, фонема, алфавит.

Дата и место проведения: 24 ноября 2018г. ,

Класс: 5 «а»
















Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие.

Вступительное слово.

Звуки….буквы….Общение с древних времен невозможно было без звуков. Сегодня нас природа окружает звуками: шум прибоя, шелест травы, вой ветра, журчание ручейка, пение птиц… Что мы ми ни делали ,мы слышим звуки машин, детский лепет , тиканье часов, плеск воды .

Вопросы к классу:

-Что изучает фонетика?

-Что такое фонема?

-Сколько букв в русском алфавите?

-Сколько гласных и согласных в языке?

Какие буквы не обозначают звука?

Какие буквы в русском языке обозначают два звука?

Молодцы, ребята!

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

2.Буквенный диктант.

Дрожать,проливной,соединить,беседовать,раздача,избить,сбить,грустный,солнечный,появ-ление,справа,снег,вдруг,ложка,подружка.

3.Актуализация знаний

- Закончите фразы.

  • Фонетика – это раздел языкознания, …..

  • Звуки –это …., а буквы -это…..

  • В русском языке … буквы, из них … гласные звуки, а … - согласные.

  • Не обозначают звуков буквы …. .

  • Шипящие звуки …. .

  • Мягкость согласного обозначается …..

  • Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й)

  • Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)

Синтаксическая пятиминутка:

Утром по голубому небу плавно летели белоснежные гуси.

1.Грамматическая основа: летели гуси

2.Выделим словосочетания:

утром летели

летели по небу

летели плавно

по голубому небу

белоснежные гуси

Игра со звуками

В день весенний у ворот

Начал дружно таять мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

- Теперь вы знаете, что звуки различают слова.

4. Целеполагание.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители – фонема.

Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки.А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?

Расставьте по алфавиту названия российских городов.

Воронеж, Калуга, , Санкт-Петербург, Мурманск, Суздаль, Дербент,Волгоград, Орёл, Батуми

(Батуми, Волгоград, Воронеж, Дербент, Калуга, Мурманск, Орел, Санкт – Петербург, Суздаль, )

5. Закрепление .

«Фонетический разбор слова» Лингвистическая лаборатория

В изучение фонетики, мы с вами научились выполнять фонетический разбор слов. Фонетический разбор необходим нам, так как особенность русского языка - не все слова пишутся так, как слышатся, и это лучше усвоить в начале изучения языка. Фонетический разбор – это граница между устной и письменной речью.

Задание: выполните фонетический разбор слова ЗОЛОТО.

Золото{золата}-6букв,6звуков,3 гласных и 3 согласных,,ударение падает на

Первый слог,зо-ло-то

З{з}-согласный, звонкий,твердый;

о{о}- гласный, ударный;

л{л}-согласный, звонкий, твердый;

о{а}- гласный, безударный;

т{т}-согласный, глухой, твердый;

о{а}- гласный, безударный.

6б,;6зв.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Одинаковые или разные звуки обозначены буквой б в словах?

Добрый, лобзик, бочка, гибель, бронза, бетон, дуб.

- Какой вывод можно сделать?

Неразрывно с фонетикой связан другой раздел языкознания, который изучает правила написания слов. Что это? (орфография)

1. Работа по учебнику «ФГОС. Русский язык 5 класс». Авт.: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др

Упражнение №321.

– Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими.

Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры.Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой.

- Что нам необходимо было сделать, чтобы проверить написание слов с пропущенными буквами в этом упражнении?

Физкультминутка и гимнастика для глаз

Подбери словечко

К каждому из данных слов подбери слово во мн.числе:

  • Гора-

  • волк -

  • нога-

  • рояль -

  • дом -

  • конец -

  • сказка –

  • зерно –

Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

Упр 324 (выполняем по условию)

«Лингвистическая лаборатория»

Выписать грамматическую основу.

1. Человек с холодной душой не полюбит мать, если он не полюбит мир.

2. Любовь к людям воспитывается в людях с детства.

3. Дербент- древний город в Дагестане.

4. Замечательные ковры ткут умелые табасаранки.

5.Расул Гамзатов – орел дагестанской поэзии

Тест по теме «Фонетика»

1. Что изучает фонетика?

1) Звуки – речи

2) Части слова,

3) Части речи

2. Сколько гласных букв в русском алфавите?

1) 6

2) 10

3) 33

3. В каком слове буква Е обозначает два звука?

1) Ягода

2) Тетя

3) Ваня

4. В каком слове есть звук О?

1) Хлор

2) Пирог

3) Подарки

5. В каком слове только звонкие согласные звуки?

1) Мороз

2) Снеговик

3) Мандарины

6. В каком слове только глухие согласные звуки?

1) Каток,

2) Игрушки

3) Сани

Ответы: 1 –1, 2- 2, 3- 1, 4 – 2, 5- 3, 6 – 1,

7.Рефлексия деятельности.

- Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?

Продолжите, пожалуйста фразы:

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось …

8. Домашнее задание: страница 147, упражнение №322.