СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе. «Буквы з, с на конце приставок».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе. «Буквы з, с на конце приставок».»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Буквы з, с на конце приставок».

Цели урока: познакомить с орфограммой буквы з, с на конце приставок.

Задачи:

1.Обучающая: сообщить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова.
2.Развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память.
3.Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Ход урока.

1. Орг. момент.

 Выдаётся оценочный лист.

2. Проверка домашнего задания.

. Кроссворд.(Сетка раздана заранее)

Цель: проверить усвоение теоретического материала по теме «Морфемика".
1главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов.
2) часть изменяемого слова без окончания;
3) морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;
4) морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов;
5) при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют …
6) раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова.

7)часть слова. Которая есть только у изменяемых частей речи.
Ключ корень, основа, приставка, суффикс,чередование, морфемика, окончание. Поставьте себе баллы, кто отгадывал кроссворд.

3. Повторение. Беглые гласные.

Запись в тетрадях числа и темы.

Скажите какая в этих словах беглая гласная.

Сынок – сынка, листок – листка, мешок – мешка, узелок – узелка, пушок – пушка, горец – горца.

5.Изучение нового материала.

Сообщение темы и цели.

Лингвистическая задача.

1) Из слова разжечь возьмите приставку.(раз-)

2) Из слова гадать – корень.(-гад-)

3) Из слова упаковка – суффикс.(-к-)

4) И окончание – из слова зима.(-а)

          (Раз+гад+к+а)

- Какое слово получилось?

-  Какая приставка пишется в слове разгадка?

- Чтобы быть уверенными послушаем «Грамматическую сказку о приставках».

В некотором царстве орфографическом государстве.  Жили – были согласные, звонкие и глухие.  Дружно жили не тужили…Однажды заспорили звонкий – з и глухой – с. Кто главней? Кому стоять на конце этих приставок? 

З- кричал, что звучит сильнее, С- убеждал, что без него тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки… А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Решили буквы сходить к мудрецу. Повелел мудрец звонкому стоять перед звонкими согласными, а глухому перед глухими согласными. Тогда снова наступил мир и лад в государстве.

Послушали совета жители государства и поныне живут дружно, беспрекословно следуют правилу, безмерно рады друзьям и бесконечно счастливыСказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок!

-Сделаем вывод, какая буква пишется в слове разгадка на конце приставки?

6. Работа с учебником.

- Проверьте себя. Откройте учебник и прочитайте правило.

7. Закрепление изученного.

- Упражнение №. (устно).

8. Физминутка.

(проводит ученица)

Если в пословице встречается приставка с буквой С – приседаем, с З – подпрыгиваем.

  1. Безмерная хвала чести вредит.

  2. Чего не знаешь, того не разгадаешь.

  3. С совестью не разминуться.

  4. Беспечальному сон сладок.

  5. Горько не вечно, а сладко не бесконечно.

  6. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

  7. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.

  8. Друга разжалобить – самому заплакать.

  9. Не изведан – друг, а изведан – два.

  10. Раздружится друг – хуже недруга.

9. Распределительный диктант.

Выпишите слова с приставками на з-, с- в два столбика.

Цель: отрабатывать умение применять способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.
1) Ласковым словом и камень ра…топишь.
2) Бе…донную бочку водой не наполнишь.
3) Кашу маслом (не)и…портишь.
4) Моря веслом (не)ра…плещешь.
5) Маленькое дело лучше большого бе…делья.
6) Огонь тушат пока (не)ра…горелся.

Игра «Прятки с приставками».

В учебнике даны слова в рамочке

Объясните их правописание.

10.Диктант на замену. Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным. Цель: развивать умение осуществлять синонимическую замену существительного с предлогом прилагательным с применением знаний по изучаемой орфограмме.
Ночь без сна- Бессонная ночь
Труд без пользы.- Бесполезный труд
Небо без звёзд.- Беззвёздное небо
Зима без снега.- Бесснежная зима
Мотор без шума.- Бесшумный мотор
Образуется из пара.- Испарение воды.

упражнение из учебника №424. [4]

12.Найти «Пятое лишнее». 

1. Разжать, безграничный, бесценный, изготовить, безжизненный.

2. Бесцветный, распороть, воспарить, исследовать, безрадостный.

3.Бесшовный, сделать, бестолковый, распробовать, рассказ.

13.Творческая работа. (Работа в группах). Рефлексия.

Учитель: «Ребята, а какой ещё урок извлекли из сказки?»

(Надо жить в мире, чтобы быть счастливыми.)

Задание. Со словами «Лишними» из предыдущего задания придумать предложения о дружбе.

14. Домашнее задание. Задание. Со словами «Лишними» из предыдущего задания придумать предложения о дружбе.



15. Итог урока. Оценивание.

- Чем важен для нас сегодняшний урок?

- Что нового узнали?

Я вам желаю. чтобы вы всегда жили дружно и никогда не ссорились.





Приложение



  1. Ласковым словом и камень ра…топишь.
    2) Бе…донную бочку водой не наполнишь.
    3) Кашу маслом (не)и…портишь.
    4) Моря веслом (не)ра…плещешь.
    5) Маленькое дело лучше большого бе…делья.
    6) Огонь тушат пока (не)ра…горелся.





  1. Ласковым словом и камень ра…топишь.
    2) Бе…донную бочку водой не наполнишь.
    3) Кашу маслом (не)и…портишь.
    4) Моря веслом (не)ра…плещешь.
    5) Маленькое дело лучше большого бе…делья.




  1. Ласковым словом и камень ра…топишь.
    2) Бе…донную бочку водой не наполнишь.
    3) Кашу маслом (не)и…портишь.
    4) Моря веслом (не)ра…плещешь.
    5) Маленькое дело лучше большого бе…делья.
    6) Огонь тушат пока (не)ра…горелся.









«Лишние слова» для домашнего задания



1. Разжать, безграничный, бесценный, изготовить, безжизненный.

2. Бесцветный, распороть, воспарить, исследовать, безрадостный.

3.Бесшовный, сделать, бестолковый, распробовать, рассказ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!