№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Вступительное слово учителя: - Ребята, доброе утро! Сегодня у нас урок русского языка, я очень надеюсь, что он пройдет успешно. Вы мне в этом поможете? Перед вами индивидуальные рабочие листки, подпишите их. Открыв их, вы увидите критерии оценивания, выполнив задания, вы должны оценить себя | Приветствуют учителя | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2 | Актуализация знаний | Внимание на экран (просмотр фрагмента мультфильма «Малышарики») - О чем сюжет? (все из чего-то состоит) - Мы на уроке русского языка, поэтому хочу узнать: из чего же состоят слова? (из морфем) - Т.е. Морфема – наименьшая значимая часть слова. - Назовите морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание) - А изучает морфемы? (Морфемика – особый раздел науки о языке, изучающий морфемы.) Задание 1. Выделите морфемы Лисёнок, рассказать, подарки, зимний | Работают в группе, отвечают на вопросы, делают записи в индивидуальных рабочих листах, выделяют морфемы, работают на интерактивной доске, осуществляют проверку по слайду, оценивают работу | Регулятивные (контроль, коррекция знаний). |
3. | Определение темы и целей урока. | - Перед вами слова, но в некоторых из них чего-то не хватает. Задание 2. Допишите недостающие части и составьте предложение. Красота с умом редко уживаются. Красота не от моды, а от природы. Красна ложка едоком, лошадь – ездоком - Что вы вставили? (Окончание) - О чем же сегодня мы будем говорить? (Об окончании), но и не только - Вернемся к предыдущему слайду. Определите к каким частям речи относятся данные слова (Лисёнок – сущ., рассказать – гл., подарки – сущ., зимний – прил.). - Одинаковы у них окончания? (нет) - Т.е. мы будем говорить и об «Окончаниях самостоятельных частей речи» - Обратите внимание на сами окончания, есть слово, которое мы отметили как пустой квадратик. Как называются такие морфемы? (нулевые) | Формулируют тему урока | УУД: Регулятивные (формулировать тему урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы) |
4. | Открытие нового знания. | Работа с деформированными предложениями. - Вы составили и записали предложения. Сделайте вывод, для чего служат окончания в предложении. Вывод: Окончание помогает связать слова и объединить их в предложении - Ребята, какая тема объединяет данные пословицы? (Тема красоты) - Один из героев Ф.М.Достоевского сказал «Красота спасет мир», вы согласны с ним? Задание 3. Работа с карточками - Что вам помогло последовательно собрать карточки? Если все сделаете правильно, получится картина. (Окончания. Знание падежей). Вывод: При склонении или спряжении окончания изменяются, образуют формы слова Посмотрим на картину А.Шилова «Хозяин земли». Картина красивая? А дед, изображенный на картине? (КРАСИВ) Работа с предложением Л.В.Щербы Задание 4. Выделите окончание в предложении «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка» - Мы можем задать вопросы к даны словам? Определить к какой части речи они относятся? Вывод: Окончания помогают определить морфологические признаки слов - Вернемся к слову ШТЕКО. Как вы думаете, в этом слове есть окончание? (Нет) Неизменяемые слова! (предлоги, союзы, наречия) | Дети участвуют в диалоге, составляют предложения, выделяют окончания, оценивают правильность выполнения работы, делают вывод. | Проблемное объяснение нового материала. УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняется роль окончаний в предложении). Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
5. | Закрепление знания | - А теперь повторим изученное. (Выводы на доске) Окончание | Повторяют изученное, вспоминают выводы. Составляют кластер | Коммуникативные (постановка вопроса) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
6. | Контроль усвоения материала | Зачитывает вопросы – Если ответ «да» встаете, если «нет» - качаете головой – Окончание – изменяемая часть слова? (Да.) – Окончание входит в основу слова? (Нет.) – Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.) – У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.) – С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.) | Участвуют в работе с сигнальными карточками, работают с оценочным листом | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) |
7. | Рефлексия | Я сегодня узнал(а)_______________________________________________ Научился_______________________________________________________ Самым интересным оказалось_____________________________________ Оценка за урок | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
8. | Домашнее задание | Сделайте фото вида из окна своего дома. Разместите фото в Instagram Отметьте под #урококончание В комментарии опишите, что вы видите за своим окном. | Записывают домашнее задание | Личностные |