СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе «Окончание. Окончание самостоятельных частей речи. Нулевая морфема»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе «Окончание. Окончание самостоятельных частей речи. Нулевая морфема»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе «Окончание. Окончание самостоятельных частей речи. Нулевая морфема»»


Урок русского языка в 5 классе

Учитель: Вахитова Альфия Сатлыковна

Тема: «Окончание. Окончание самостоятельных частей речи. Нулевая морфема »

Цель – углубить знания о морфемах, об окончании как формообразующей морфеме, развить умение работать с кластером

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные : осознают способы словоизменения, определяют окончание с выделением его основных признаков; графически обозначают окончание; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование темы, наблюдение, поиск информации.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение работать в группе, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:– сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему урока, подводить итог урока.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод / индивидуальная, работа в группе.

Оборудование – интерактивная доска, компьютер, индивидуальные рабочие листки, карточки, магниты.

Демонстрационный материал – презентация по теме урока, странички Инстаграм

Основные понятия – окончание, окончание самостоятельных частей речи, нулевая морфема













Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

- Ребята, доброе утро! Сегодня у нас урок русского языка, я очень надеюсь, что он пройдет успешно. Вы мне в этом поможете?

Перед вами индивидуальные рабочие листки, подпишите их. Открыв их, вы увидите критерии оценивания, выполнив задания, вы должны оценить себя


Приветствуют учителя

УУД:

личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2

Актуализация знаний


Внимание на экран (просмотр фрагмента мультфильма «Малышарики»)

- О чем сюжет? (все из чего-то состоит)

- Мы на уроке русского языка, поэтому хочу узнать: из чего же состоят слова? (из морфем)

- Т.е. Морфема – наименьшая значимая часть слова.

- Назовите морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание)

- А изучает морфемы? (Морфемика – особый раздел науки о языке, изучающий морфемы.)

Задание 1. Выделите морфемы

Лисёнок, рассказать, подарки, зимний

Работают в группе, отвечают на вопросы, делают записи в индивидуальных рабочих листах, выделяют морфемы, работают на интерактивной доске, осуществляют проверку по слайду, оценивают работу


Регулятивные (контроль, коррекция знаний).


3.

Определение темы и целей урока.

- Перед вами слова, но в некоторых из них чего-то не хватает.

Задание 2. Допишите недостающие части и составьте предложение.

  1. Красота с умом редко уживаются.

  2. Красота не от моды, а от природы.

  3. Красна ложка едоком, лошадь – ездоком

- Что вы вставили? (Окончание)

- О чем же сегодня мы будем говорить? (Об окончании), но и не только

- Вернемся к предыдущему слайду. Определите к каким частям речи относятся данные слова (Лисёнок – сущ., рассказать – гл., подарки – сущ., зимний – прил.).

- Одинаковы у них окончания? (нет)

- Т.е. мы будем говорить и об «Окончаниях самостоятельных частей речи»

- Обратите внимание на сами окончания, есть слово, которое мы отметили как пустой квадратик. Как называются такие морфемы? (нулевые)


Формулируют тему урока

УУД:

Регулятивные (формулировать тему урока, планирование).


Познавательные (формулирование проблемы)

4.

Открытие нового знания.

Работа с деформированными предложениями.

- Вы составили и записали предложения. Сделайте вывод, для чего служат окончания в предложении.

Вывод: Окончание помогает связать слова и объединить их в предложении


- Ребята, какая тема объединяет данные пословицы? (Тема красоты)

- Один из героев Ф.М.Достоевского сказал «Красота спасет мир», вы согласны с ним?

Задание 3. Работа с карточками

- Что вам помогло последовательно собрать карточки? Если все сделаете правильно, получится картина. (Окончания. Знание падежей).

Вывод: При склонении или спряжении окончания изменяются, образуют формы слова

Посмотрим на картину А.Шилова «Хозяин земли». Картина красивая? А дед, изображенный на картине? (КРАСИВ)

Работа с предложением Л.В.Щербы

Задание 4. Выделите окончание в предложении

«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка» 

- Мы можем задать вопросы к даны словам? Определить к какой части речи они относятся?

Вывод: Окончания помогают определить морфологические признаки слов

- Вернемся к слову ШТЕКО. Как вы думаете, в этом слове есть окончание? (Нет)

Неизменяемые слова! (предлоги, союзы, наречия)

Дети участвуют в диалоге, составляют предложения, выделяют окончания, оценивают правильность выполнения работы, делают вывод.


Проблемное объяснение нового материала.


УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняется роль окончаний в предложении).


Познавательные (наблюдение, поиск информации).

5.

Закрепление знания

- А теперь повторим изученное. (Выводы на доске)

Окончание






Повторяют изученное, вспоминают выводы. Составляют кластер


Коммуникативные (постановка вопроса)


Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)


6.

Контроль усвоения материала

Зачитывает вопросы

Если ответ «да» встаете, если «нет» - качаете головой

– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

– Окончание входит в основу слова? (Нет.)

– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

– У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

– С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)


Участвуют в работе с сигнальными карточками, работают с оценочным листом


Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

7.

Рефлексия

  1. Я сегодня узнал(а)_______________________________________________

  2. Научился_______________________________________________________

  3. Самым интересным оказалось_____________________________________


  4. Оценка за урок




Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)


8.


Домашнее задание

  1. Сделайте фото вида из окна своего дома.

  2. Разместите фото в Instagram

  3. Отметьте под #урококончание

  4. В комментарии опишите, что вы видите за своим окном.


Записывают домашнее задание

Личностные






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!