СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Повторение по теме "Слово как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизировать изученное о частях речи в начальной школе и уметь применять знания на практике:  морфологические признаки самостоятельных частей речи, их синтаксическую роль в предложении

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Повторение по теме "Слово как часть речи"»

Урок русского языка в 5 классе по теме

«Повторение по теме «Слово как часть речи».



Тип урока: повторение и систематизация изученного по теме в 1- 4 классах. Вид урока: обобщение и систематизация ЗУНов

Цели урока:

  1. образовательные:

  1. повторить и систематизировать изученное о частях речи и применить знания на практике

  2. показать морфологические признаки самостоятельных частей речи, их синтаксическую роль

  3. учить отличать части речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

  4. повторить орфограммы, связанные с правописанием;



  1. развивающие:

  1. развитие памяти и мышления (уметь выделять общие и единичные признаки, делать обобщающие выводы);

  2. развитие умения аргументировать свои высказывания;

  3. развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;

  4. развитие умения работать в заданном темпе;



  1. воспитывающие:

  1. воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий);

  2. воспитание положительного отношения к знаниям;

  3. воспитание патриотизма.

Задачи урока:

1)  предметные:

1. Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи.
2. Развивать умения: анализировать, сравнивать, классифицировать. Продолжать развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, навыки синтаксического разбора предложения.
3. Содействовать нравственному воспитанию: воспитывать желание быть вежливыми. Содействовать физическому воспитанию: снятие напряжения и профилактика утомляемости на уроке.


2) метапредметные:

корректировать и развивать

  1. познавательные способности;

  2. логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);

  3. умение связно и грамотно излагать свои мысли;

  4. внимание, память, эмоциональную сферу;

  5. коммуникативные качества речи;

3) личностные:

формировать

  1. положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка и литературы;

  2. уважительное, бережное отношение к родному языку;

  3. умение рационально использовать время;

Методы работы:   постановка проблемных вопросов, решение лингвистических задач.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в группе.

Виды контроля: фронтальный письменный и устный, самопроверка.

Оборудование: стенд, оформленный по теме урока, мультимедийная презентация, отрывки из романа …. на столах учащихся, раздаточный материал.

Ход урока:

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Вводно-мотивационный этап.


Приветствует учащихся.

1.Проверка готовности к уроку.

2. Эмоциональный настрой на урок.

- Наступил новый день. Сколько прекрасных слов мы можем сказать друг другу в течение дня. Говорим слово «здравствуйте» и, значит, желаем здоровья. «Благодарю», значит, дарю вам благо. Эти волшебные слова приятно слышать каждому из нас. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить,- не знает ссор и обид. Мне хочется сказать всем присутствующим здесь несколько добрых слов. Желаю всем теплого, осеннего, радостного настроения.

Приветствуют учителя.

Проверка готовности к уроку.

2.

Определение темы урока.

Целеполагание


- Каждое слово, сказанное нами, является частью речи. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о словах как частях речи. О каких частях речи? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите сценку, которую приготовили ваши одноклассники.

Инсценировка сказки «Теремок».

Ведущий: Стоит в поле теремок

                  И красив он, и высок,

                Подходит к терему Предлог

                Промок бедняжка и продрог.

Предлог: Кто-то в теремочке живёт?

                 Кто-то в невысоком живёт?

Ведущий: Постучался. Ждёт ответа.

                  А ответа что-то нету.

Предлог: Никого. Не может быть!

                 Останусь в тереме я жить.

Ведущий: Стало солнышко садиться

                  Слышит, кто-то в дверь стучится

                  Видит, гость стоит незваный,

                Весь промокший и усталый

Союз:  Я продрог, совсем разбит…

            А зовут меня союз

             Разреши поставить груз.

Предлог: Темнота уже вокруг

                  Заходи – мне будешь друг

                  О союзах слышал я

                  Будем мы одна семья.

Ведущий: Стали вместе поживать,

                   Деткам сказки сочинять.

Предлог: Перед, за, вокруг, подо…

Союз: Чтобы, или, и, да, но….

Предлог: через, из, в, надо, о…

Союз: тоже, также, а, зато…

Ведущий: Долго думали, старались –

                  Сказочка не получалась

                  Вдруг стучится кто-то в дверь

                 Может это страшный зверь?

                Испугались не на шутку

Существительное: Отворите на минутку

                                   Да не бойтесь вы меня,

                                   Существительное я

Союз: Впустим гостью за порог

            Я - Союз

Предлог: А я – Предлог

Существительное:  Можно с вами поселиться?

                                   Обещаю не лениться

                                  Вместе дружно заживём,

                                 Сказок будем полный дом. (сочиняют сказку)

Предлог: За…

Существительное: Лесочком…

Союз: Да…

Предлог: Под…

Существительное: Ёлкой…

Предлог: На…

Существительное: Пеньке…

Союз: И…

Предлог: За…

Существительное: Пеньком…

Ведущий: Не найдут друзья покоя,

                  Не хватает в сказке слов

                 К теремку бежит вприпрыжку

               Развесёленький мальчишка

              Видит на дверях записку

Прилагательное: «Сочиняем детям сказку»

Здравствуй, здравствуй теремок!

                               Кто,  скажи,  в тебе живёт?

Существительное: Существительное – я

                                  Предлог, Союз – мои друзья!

Прилагательное: Вижу, вам я пригожусь:

                                Есть слова на любой вкус

                               В сказке обязательно

                                Нужно прилагательное.

Ведущий: Собрались все вечерком,

                  Разговор ведут о том,

                 Как бы сказку сочинить

                 И ребятам подарить.

                 Неожиданно для всех

                Постучался кто-то в дверь

Глагол: В теремочке кто живёт?

              В распрекрасном кто живёт?

Пяткой чувствую друзья,

              Без меня никак нельзя

             Без глагола, к сожаленью,

             Бедным будет предложенье

Существительное: Ты глагол! Какая честь!

                                  Нам в одном ряду стоять,

                              Предложенья составлять!

Все: Обеспечен нам успех!

Союз: Я – союз не имею значенья,

          Свяжу слова и предложенья

Предлог:  Я - предлог отдельное слово:

                  Свяжу слова и речь готова!

Существительное: Даю предметам имена,

                                  Существительное я.

Прилагательное: Прилагательное я

                                Признак – вот моя судьба!

Глагол: Я – глагол, всем помогаю:

              Действовать всех заставляю!

Существительное: Вместе все мы – части речи

                                 Вечерком зажжём мы свечи

Прилагательное: Будем сказки сочинять

                               Ребятишек развлекать!

- Кто участвовал в сказке?

- Что объединяет имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз?

- Вспомните, на какие две группы можно разделить перечисленные части речи?

- Какие части речи не участвовали в сценке?
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
- Итак, урок – повторение по теме «Слово как часть речи». - Вы достаточно хорошо знаете тему, тогда, может, закончим урок?

-Тогда чему же мы будем учиться? - Постарайтесь сформулировать цель нашего урока, пользуясь опорными словами. (Слайд 2.) Опорные слова для определения цели урока: 1. Продолжать учиться … 2.Уметь … 3.Оценить ...

- Молодцы! Цели урока определили. Теперь открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока «Слово как часть речи (повторение)» (Слайд)









Ученики смотрят сценку.











































































Отвечают на вопросы учителя. Называют части речи, перечисляют их. Самостоятельные и служебные части речи. Местоимение, наречие, частица. Повторению и обобщению темы «Части речи». Нет.

1. Продолжать учиться определять части речи, определять их значение 2.Уметь видеть и различать части речи в предложении 3.Оценить свои знания.

Записывают число, классная работа и тему урока

3.

Ориентировочный этап

Актуализация опорных знаний и способов действий.

  1. Распределите данные слова по группам: листопа.., ж..лтеют, пр..щальная, л..ства, п..утина, д..жди, ув..дают, д..ревья, курлыкают,з..лотая, шуршат, осыпают..ся, грус..ная, б..г­ряная, разн..цветные, ш..лестят, падают, ул..тают, м..росит)(Слайд)

- На какие группы распределили слова? Почему? - А какая тема объединяет все эти слова?

2. Беседа

А) –Действительно, осень. Природа прекрасна во все времена года. Мы так привыкли к ней, что порой забываем про неё. Она прекрасна и очаровательна. Во все времена она вдохновляет поэтов, писателей, композиторов.
– Ребята, как вы считаете, рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении, как называется? - Это слово надо запомнить. 

-В “Толковом словаре” под редакцией С.И. Ожегова читаем: (Слайд)

Пейзаж

  1. Общий вид какой-то местности.

  2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Б) –  Итак, за окном осень. Назовите мне детали осеннего пейзажа, выраженные существительными (1 ряд), прилагательными (2 ряд), глаголами (3 ряд).

3. Работа с текстом.

А) (Комментированное письмо)

- Спишите четверостишие, которое вы видите на слайде. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подпишите части речи. (Слайд)

Лист..я жёлтые т..нцуют
С веток падают л..тят.
Эту ска..ку з..лотую
Называют «лист..пад».

- Выполните (самостоятельно) синтаксический разбор первого предложения. – Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, верно ли вы выполнили синтаксический разбор предложения. Образец проверки у вас на доске, на слайде (слайд)

Б) Работа с текстом (карточки)

- У вас на столах лежат карточки с текстом, но в тексте не хватает слов. Видимо осенний ветер разбросал эти слова. Наша с вами задача - расставить эти слова по своим местам. А слова эти даны ниже. Запишите пропущенные слова (работаем в этих листочках).

принцесса Осень возьмет в свои руки …. природу, оденет в …. наряды и промочит …. дождями. Осень, успокоит ….. землю, сдует ветром …. листья и уложит в колыбель …. ….. сна.

Слова для справок: Таинственный, долгий, золотой, зимний, усталый, сонный, долгий, последний.

- Слова какой части речи вы записали? - Как определили, что это имя прилагательное?



- Определите и запишите сверху у имен прилагательных род и падеж. Как будете определять число, род и падеж у прилагательных? Комментируем по цепочке, начинаем со 2 ряда.

1.Ученики распределяют слова на 3 группы: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Объясняют, по какому признаку распределили слова. Выделяют орфограммы в словах. Самопроверка (слайд с ответами)

-Осень.

-Пейзаж (Слайд с определением)





Ученики читают определение пейзажа.







Ученики называют детали осеннего пейзажа, выраженные существительными (1 ряд), прилагательными (2 ряд), глаголами (3 ряд).



Ученики списывают текст. Один ученик комментирует.







Взаимопроверка.











Записывают слова в карточки. Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки сонную природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит усталую землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна. 

-Имена прилагательные. -Обозначают признак предмета. Отвечают на вопрос КАКОЙ?

Подписывают род, падеж прилагательных. Комментируют по цепочке. Отвечают на вопрос.

4

Творческая работа

А) Работа со сказкой

- В одной сказке “Царица Осень и ее любимые туфельки ”, автор рассказывает об осеннем царстве и его царице. Вот как описывает её автор.
Давайте прочитаем отрывок из сказки.(На столах распечатки отрывка из сказки)

- Давно это было. В прекрасной стране, в сказочном дворце жила-была царица Осень. До чего красива, до чего умна была молодая царица! Не любила царица на троне золотом сидеть, а любила она путешествовать. Хлопнет в ладоши, и появится перед ней Осенний ветер. Подхватит он красавицу царицу, и полетит она над землей. Смотрит сверху на поля с золотистыми колосьями, на леса в прекрасном желто-красном убранстве. Любуется она садами. Деревья гнутся под спелыми плодами — яблоками, сливами. Всего много! И радостно на душе у царицы.

А еще царица Осень была модницей большой и любила танцевать. Нарядов у нее было видано-невиданно. Наденет она сарафан, золотыми листьями расшитый, да бусы алые рябиновые. Хороша царица! Нарядов-то у нее было много, а туфельки любила она только одни. Подарил ей их с любовью и почтением Осенний ветер. Украшены они были каменьями самоцветными. Нарядится царица Осень, топнет ножкой и начнет свой танец. Быстро кружится, только листья золотые мелькают.

– Ребята, какой была принцесса Осень по характеру?

– А что создаёт такое впечатление? Назовите эти слова.



- Слова какой части речи вы сейчас назвали? – Для чего нужна эта часть речи?



Б) Беседа о красоте осенних листьев, как писатели не только видят, но и слышат эту красоту.

- Этому времени года многие не только поэты, но и писатели посвящали свои произведения.

1) Например, К. Паустовский: Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот.

2) Лес осенью. И. Соколов-Микитов (отрывок). Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья.

- Вот такие бывают осенние листья. Но мы можем их не только увидеть, но и услышать. А какая часть речи нам помогает услышать листья?

– Ребята, давайте вернемся к нашей сказке и ответим на вопрос, а какие мы видим листья в этой сказке?



В) Самостоятельная работа

- Давайте представим осенние листья и выполним задание: нужно подобрать красивые слова, высказывания, сравнения, эпитеты. Одним словом, подберите осенние слова, описывающие листья и их действия.

Цвет, краски.

Действие

На взгляд и на ощупь

По форме

Звук

 

 

 

 



(Предполагаемый ответ)

Цвет, краски.

Действие

На взгляд и на ощупь

По форме

Звук

оранжевый красный желтый осенний пожухлый золотистый багровый, густо-бардовый в тени; яркие на солнце.

сверкает; шуршат; слетает; залетает; падает; мелькает; вьётся; ложится золотым ковром;

воздушно лёгкие; воздушная пышность глубокий ковер; хрупкий; пушистый зернистый сырые жесткий

Широколиственный дубовый тополиный кленовая овальная миниатюрная симметричная забавная расписная

сыпался как дождь; падающий с дерева; хрустел Трепещущие Шелест шорох










Учащиеся открывают сказку и зачитывают.











-Доброй, путешественницей, танцовщицей. Называют слова (не любила на троне сидеть, любила путешествовать, танцевать).

Глаголы. Отвечают на вопрос.









Зачитывает ученик



Зачитывает ученик



Чаще всего глаголы, т.к. обозначают действие

 Леса в прекрасном желто-красном убранстве, золотыми листьями расшитый, да бусы алые рябиновые, листья золотые





Дети работают 5 минут (по группам); затем записывают слова на доске в виде таблицы.

5

Подведение итогов

- Видите, как много мы вспомнили осенних слов. Но осень можно изобразить не только словами. Её можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество оттенков листьев в разное время дня и года. Обратите внимание на репродукции картин великих русских художников: “Золотая осень” И. Левитана, “ Золотая осень ” В. Поленова , “Осень. Домотканово” В. Серова, “Рябинка” И. Грабаря и много – много еще других. (Слайд)

– Художник не просто рисует на картине осень – он передаёт с помощью красок своё отношение к ней, и вместе с художником мы любуемся и восхищаемся осенним пейзажем, испытываем радость и грусть. Какими красками рисует художник?

Дети смотрят репродукции картин на слайде.



Отвечают на вопрос.

6

Домашнее задание

- Представьте себе, что мы тайком пробрались с вами в осенний сказочный лес и нам нужно будет увидеть, услышать и нарисовать словами “Вальс осенних листьев”.

- Итак, ваше домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру: “Вальс осенних листьев”, используя осенние слова, которые вы подобрали на уроке.



7

Рефлексия

Рефлексия - А теперь попрошу поднять карточки, которые у вас лежат на столе:

    1. Всё понял(а), могу этот материал объяснить другому (красная карточка)

    2. Я сам(а) всё понял(а), но объяснить другим не берусь (синяя карточка)

    3. Для полного понимания мне нужно повторить тему (зеленая карточка)

    4. Я ничего не понял(а) (желтая карточка)

Поднимают карточки














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!