СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласных в приставках. Приставки и предлоги"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта занятия по русскому языку в 5 классе. Расчитано на 2 часа по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласных в приставках. Приставки и предлоги"»

Правописание гласных в приставках. приставки и предлоги

Цель деятельности
учителя

Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных в приставках, приставок и предлогов, отрабатывать умения правильно писать гласные в приставках, различать написание приставок и предлогов со словами

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило о правописании гласных в приставках, приставок
и предлогов; уметь различать приставку и предлог.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстра-ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Морфема, морфемный разбор

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка, и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (учащиеся хором: «Пять»).

– Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.

– Я очень рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что

в течение урока оно будет только улучшаться. А урок у нас сегодня необычный – нам предстоит интересное путешествие

Слушают учителя, участвуют в диалоге
с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Листы обратной связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Просмотр мультимедийной презентации «Правописание гласных
в приставках, приставки
и предлоги»

– Наш давний друг старичок-лесовичок приглашает всех ребят в свой

сказочный лес.

Отвечают
на вопросы, строят понятные для партнера высказывания, смотрят презентацию, воспринимают на слух

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза,

Устные ответы



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– К сказочному лесу нас приведут вот эти следы (изображение на экране):

– Прочитайте буквы и сочетания букв, которые написаны
на следах.

– Что они вам напоминают? (Приставки, предлоги.)

– Чтобы добраться до леса, надо списать буквы и сочетания букв, записанные на следах.

– Среди приставок есть много таких, которые присоединяются
к словам различных частей речи, но их написание определяется общими правилами.

Всегда одинаково, независимо от произношения пишутся согласные и гласные в большинстве приставок:

В конце приставок может быть беглый гласный о: обвить – обозначить, отбирать – обобрать, надписать – надорвать, входить – ворваться, сбить – сорвать и др.

информацию,
осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы
и осознают, что знаний
у них недостаточно для полных ответов


сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

3. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

– Ребята, вот мы и пришли к лесу. Возле леса, на поляне, растут цветы, которые очень нравятся старичку-лесовичку. Как вы думаете, мы правильно поступим, если сорвем эти цветы для нашего друга? (Нет. Мы нарушим правила поведения в природе.)

– А давайте перенесем цветы в волшебный лес. Но сделать это непросто. Для того чтобы цветы пересадить, вы должны называть слова с приставкой пере-. (Учащиеся называют слова
с приставкой пере-, и цветы исчезают с проекционного экрана.)

– Ребята, старичок-лесовичок благодарит вас за такой подарок
и приглашает посетить его сказочный лес. Лес этот полон чудес. Чтобы войти в него, надо знать пароль.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; выполняют элементарные физические упражнения

Индивидуальная, групповая.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих
знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы.

Физкультминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней – потянуться, руки поднять и опустить их через стороны

Фронтальная

Выполнение упражнений

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов
об изученных нормах; письменная работа

– Паролем является тема нашего урока. Чтобы ее определить, мы выполним вот это задание.

На доске:

(до)ехал (до)деревни

(по)бежал (по)дороге

(про)читал (про)завод

(под)полз (под)машину

– Внимательно прочитайте написанные словосочетания.

– На какие две группы можно разделить находящиеся в скобках слова? (На приставки и предлоги.)

– Назовите слова с приставками. (Доехал, побежал, прочитал, подполз.)

Отвечают
на вопросы, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников,

Вопросы для уточнения информации, письменная работа

1

2

3

4

5

6

7



– Как надо писать приставки с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно.)

– Молодцы! А теперь назовите слова с предлогами. (До деревни, по дороге, про завод, под машину.)

– Как надо писать предлоги со словами? (Предлоги со словами пишутся раздельно.)

– Спишите словосочетания, раскрывая скобки. (Учащиеся записывают словосочетания на доске и в тетрадях.)

Сообщение темы урока.

– Кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Предлоги и приставки.)

– Правильно, ребята. Сегодня мы будем упражняться в правописании предлогов и приставок.

– Мы разгадали пароль, и теперь можем войти в сказочный лес.

– Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу. (Учащиеся называют правила поведения в лесу.)

дополняет ответы



систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач


5. твор-

ческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта, первичное закрепление

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах; письменная работа, игра

– На доске я записала предложение. Но из него исчезли предлоги и приставки. Кто поможет мне вернуть их на место?

На доске: Ребята ____весили ____ лесу кормушки ____ птиц.

– Как вы думаете, правильно ли поступили ребята? (Правильно. Птицам надо помогать.)

– Произведите разбор этого предложения по членам и по частям речи.

Игра «Исключи лишнее слово».

– Старичок-лесовичок хочет познакомить нас с одним из своих друзей. Отгадайте ребус, и узнаете, о ком идет речь.

(Заяц.)

Отвечают
на вопросы, под руководством педагога составляют план работы заданиями

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Устные ответы,

выполнение письменных упражнений





1

2

3

4

5

6

7



– Правильно, ребята, это зайчик. И он просит у нас помощи. Волк велел ему из каждой цепочки слов по какому-либо признаку исключить лишнее. А зайчик не умеет этого делать. Давайте поможем ему.

На доске:

по линейке, по квартире, побежал

зашел, задел, за садом

до вечера, до зимы, дочитал

на земле, на траве, написал

– Посмотрите внимательно на слова с предлогами. С какими словами чаще всего употребляются предлоги? (С именами существительными.)

– Перед какими словами никогда не стоят предлоги? (Предлоги не стоят перед словами, обозначающими действие предмета, то есть перед глаголами.)

– Молодцы, ребята!



Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы


6. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону

Беседа по вопросам; письменная работа, игра

1. Самостоятельная работа. Игра «Колесо приставок».

– Ребята, отгадайте ребус и скажите, кто еще живет в сказочном лесу? (Белка.)

– Правильно, ребята, это белка. Решила она поиграть с вами в игру «Колесо приставок». За минуту вы должны приписать как можно больше приставок к слову бежать.

2. Письмо по памяти.

а) Чтение стихотворения.

Выполняют задания, формулируют свои мысли, высказывают и объясняют свою точку зрения; строят понятные для партнера высказывания, выслушивают мнения одноклассников

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Вопросы для уточнения информации

Продолжение табл



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– В сказочном лесу живет медведь. Прочитайте о том, какой случай с ним однажды произошел.

(За)ревел медве_ь (со)сна,

И в густом л_су,

Вздрогнув, стукнула с_сна,

Ш_шкою л_су.

б) Работа над изученными орфограммами.

– От медвежьего рева буквы в словах выпали. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Обоснуйте свое решение.

в) заучивание стихотворения наизусть.

г) Запись стихотворения по памяти (слабым учащимся учитель раздает карточки, на которых написаны первые буквы каждой строки).

д) проверка записи путем сличения с образцом.

контролирует правильность работы



Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


7. Включение
в систему знаний
и повторение

Обобщение
полученных
на уроке сведений, выполнение тестовых заданий

– Ребята, мы хорошо провели время в гостях у старичка-лесовичка. Пора нам отправиться домой. Но выйти из леса вы сможете, только предъявив пропуск – результаты грамматического теста. За 7 минут вы должны выполнить задания, предложенные в тесте.

Тест
по теме «Правописание приставок и предлогов»

1. Вставь в предложение слова предлог и приставка.

Между ___________ и словом можно вставить еще какое-нибудь слово, а между ___________ и словом нельзя. (2 балла)

2. Заполни пропуски.

Предлоги со словами пишутся _____________________ ,

а приставки ________________ . (2 балла)

3. Подчеркни одной чертой предлоги, а двумя – приставки.

1) Мальчик сбился с дороги. 2) Витя надел на руки варежки.
3) Малыш подравнял свой кустик под остальные. (6 баллов)

4. Напиши в клеточках подходящие предлоги.

Решают тест

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют
и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают
и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения
информации, письменная работа



Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



5. Подчеркни слова с приставкой от-.

Отцовский, отрезать, отпилить, отколоть, отужинать, оттаять, отдыхать. (5 баллов)





8. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;

заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Оценивание учащихся за работу
на уроке; листы обратной связи



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!