1.Организационный момент. Приветствие учителя. | - Прозвенел у нас звонок, Все настроились на урок! Ну-ка, улыбнитесь! Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради, запишите число. Сегодня тринадцатое ноября. - Посмотрите на картинки. Какое время года на них изображено? -Какое настроение оно у вас вызывает? | Участвуют в диалоге Рассматривают картинки, отвечают на вопросы | Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности, совершенствуют имеющиеся знания |
2. Повторение учебного материала предыдущего урока. 3.Актуализация знаний. | - Как вы думаете, кто из вас больше знает однокоренных слов, связанных с этим радостным временем года? Давайте определим это с помощью стихотворения С. Погорельского. Послушайте. - Как вы думаете, кто из вас больше знает однокоренных слов, связанных с этим радостным временем года? Давайте определим это с помощью стихотворения С. Погорельского. Послушайте. Проплясали по снегам снежные метели. Снегири снеговикам песню просвистели. У заснеженной реки, в снежном переулке Звонко носятся снежки, режут лёд снегурки. временем года? Давайте определим это с помощью стихотворения С. Погорельского. Послушайте. временем года? Давайте определим это с помощью стихотворения С. Погорельского. Послушайте. - Сколько однокоренных слова вы услышали? Какие это слова? Докажите. (Снег, снежный, снегири, снежки, снегурки.) - Сегодня мы продолжаем говорить о частях слова (Запись в тетрадях темы урока.). Перед вами на партах карточки самоконтроля. В конце урока проверим, удалось ли нам узнать и научиться всему, что запланировано. | | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, анализа, синтеза Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения |
4. Целеполагание | - Посмотрите внимательно на доску. Постарайтесь дописать слова так, чтобы получилось предложение: Мам_ слушает дочк_. (Мама слушает дочку. Маму слушает дочка.) - Почему получились разные предложения? (Вставили разные буквы в конце слов.) - Изменился ли смысл предложений? Объясните. (В первом предложении говорит дочка, а мама её слушает, а во втором предложении наоборот – говорит мама, а дочка её слушает.) - «Мама» и «маму»; «дочка» и «дочку» – это однокоренные слова? (Нет, это разные формы одних и тех же слов.) - Как вы думаете, если букву на конце слова можно изменить, а слово при этом не меняет смысла, то, как называется эта изменяемая часть слова? (Окончанием слова называется его изменяемая часть.) - Вы знаете, что при помощи приставки и суффикса образуются новые слова. А какую же роль играет окончание? (Окончание помогает связать слова и объединить их в предложение.) - Обратите внимание на доску. Ночь, ударять, сильный, мороз Пушистый, снегири, сидеть, ветках, рябина - Прочитайте слова первой строчки. Понятен смысл каждого из них? (Понятен.) - Можно ли сказать, что здесь записано предложение? Обоснуйте свой ответ. (Нет, слова никак не связаны друг с другом.) - Что надо сделать, чтобы составить из данных слов предложение? (Надо изменить окончания слов; во второй строке добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.) - Так для чего служит окончание? Сравните, пожалуйста, свой вывод с определением в учебнике § 60. С. 171. (Окончание служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица. В слове есть изменяемая часть – окончание, оставшаяся часть – неизменяемая. Это основа слова.) - Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите. (Окончание и основа слова.) - Запишите составленные предложения в тетрадь. Выделите окончания и основу в записанных словах. Ночью ударил сильный мороз. Пушистые снегири сидели на ветках рябины. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, тему урока; в сотрудничестве с одноклассниками слушают и обсуждают ответы Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, тему урока; в сотрудничестве с одноклассниками слушают и обсуждают ответы | Личностные: Осознают свои возможности в учении Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного объяснения и высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания Регулятивные: Планируют совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания |
5. Первичное закрепление материала | - Скажите, могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний? Докажите. Приведите примеры. - Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры. - Как найти в слове окончание? Обоснуйте свое мнение примерами. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Личностные: Желают приобретать новые знания, совершенствуют имеющиеся Познавательные: Систематизируют собственные знания |
7. Самостоятельная работа обучающихся | 1.Упражнение 349 ( по рядам) 2. Упражнение 350 ( устно) 3. Упражнение 351 ( выписать слова с нулевым окончанием) 4. Упражнение 356 | Распределяются по группам, вариантам, выполняя упражнение; слушают и обсуждают ответы одноклассников | Регулятивные: Контролируют учебныедействия, замечают и исправляют допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: Осуществляют совместную работу с учетом конкретных учебных задач |
8. Повторение полученных знаний | - Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки. | Анализируют выполненные задания, оценивают их, отвечают на вопросы | Личностные: Понимают значение знаний для человека Познавательные: Приобретают умения применять полученные знания на практике Регулятивные: Оценивают свою работу на уроке Коммуникативные: Высказывают и обосновывают свою точку зрения |
9. Рефлексия учебной деятельности | - Что нового вы узнали на уроке? (Как определить и графически обозначить окончание слова, основу.) - Что для вас было трудно? Как вы с этим справились? - Вспомните свое настроение в начале урока? А какое оно сейчас? - Дайте оценку нашей работе: оставьте свой магнит у тех слов, которые вам больше подходят к окончанию урока. Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! | Определяют свое эмоциональное состояние, анализируют свою работу на уроке | Личностные: Стремятся к приобретению новых знаний Познавательные: Устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями Регулятивные: Оценивают свою работу Коммуникативные: Высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят монологические высказывания |