СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе " Окончание и основа слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урок усвоения новых знаний по теме " Окончание и основа слова", цель которого формирование у учащихся  умения выделять  окончания у различных частей речи  и основу, углубление знаний о нулевом окончании.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе " Окончание и основа слова"»


Технологическая карта урока


Учитель: Лебедева Светлана Фёдоровна

Предмет: русский язык

Класс/Дата: 5б класс 13.11.2023 г.

Тема урока: Окончание и основа слова


Цели для ученика

1. Ознакомление с окончанием как изменяемой части слова и его ролью в предложении.

2. Углубление представлений учащихся об особенностях окончания как части слова, которая служит для связи слов в предложении.

3. Углубление знаний о нулевом окончании.

4. Закрепление сведений об основе слова.

5. Изменяемые и неизменяемые части речи.

Цели для учителя

Образовательные: сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Развивающие: развивать осознание цели учебной деятельности и ее пояснение; умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценку.

Воспитательные : воспитывать сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока

 урок усвоения новых знаний


Форма урока

Урок комплексного применения знаний и умений

Формы контроля

Фронтальный, индивидуальный, устный



Домашнее задание : п.60,61, упражнение 357.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Приветствие учителя.

- Прозвенел у нас звонок,

Все настроились на урок!

Ну-ка, улыбнитесь!

Здравствуйте, садитесь.

Откройте тетради, запишите число. Сегодня тринадцатое ноября.

- Посмотрите на картинки. Какое время года на них изображено?

-Какое настроение оно у вас вызывает?


Участвуют в диалоге







Рассматривают картинки, отвечают на вопросы

Личностные:

положительно относятся

к познавательной деятельности, совершенствуют имеющиеся знания


2. Повторение учебного материала предыдущего урока. 3.Актуализация знаний.

- Как вы думаете, кто из вас больше знает однокоренных слов, связанных с этим радостным временем года? Давайте определим это с помощью стихотворения С. Погорельского.

Послушайте.

- Как вы думаете, кто из вас больше знает однокоренных слов, связанных с этим радостным временем года?

Давайте определим это с помощью стихотворения С. Погорельского.

Послушайте.

Проплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песню просвистели.

У заснеженной реки, в снежном переулке

Звонко носятся снежки, режут лёд снегурки.

временем года? Давайте определим это с помощью стихотворения С. Погорельского.

Послушайте.

временем года? Давайте определим это с помощью стихотворения С. Погорельского.

Послушайте.

- Сколько однокоренных слова вы услышали? Какие это слова? Докажите. (Снег, снежный, снегири, снежки, снегурки.)

- Сегодня мы продолжаем говорить о частях слова (Запись в тетрадях темы урока.). Перед вами на партах карточки самоконтроля. В конце урока проверим, удалось ли нам узнать и научиться всему, что запланировано.



Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи,

осуществляют для решения учебной задачи

операции сравнения,

анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают

и доказывают

свою точку зрения

4. Целеполагание


- Посмотрите внимательно на доску. Постарайтесь дописать слова так, чтобы получилось предложение:

Мам_ слушает дочк_.

(Мама слушает дочку. Маму слушает дочка.)

- Почему получились разные предложения? (Вставили разные буквы в конце слов.)

- Изменился ли смысл предложений? Объясните. (В первом предложении говорит дочка, а мама её слушает, а во втором предложении наоборот – говорит мама, а дочка её слушает.)

- «Мама» и «маму»; «дочка» и «дочку» – это однокоренные слова? (Нет, это разные формы одних и тех же слов.)

- Как вы думаете, если букву на конце слова можно изменить, а слово при этом не меняет смысла, то, как называется эта изменяемая часть слова? (Окончанием слова называется его изменяемая часть.)

- Вы знаете, что при помощи приставки и суффикса образуются новые слова. А какую же роль играет окончание? (Окончание помогает связать слова и объединить их в предложение.)

- Обратите внимание на доску.


Ночь, ударять, сильный, мороз

Пушистый, снегири, сидеть, ветках, рябина

- Прочитайте слова первой строчки. Понятен смысл каждого из них? (Понятен.)

- Можно ли сказать, что здесь записано предложение? Обоснуйте свой ответ. (Нет, слова никак не связаны друг с другом.)

- Что надо сделать, чтобы составить из данных слов предложение? (Надо изменить окончания слов; во второй строке добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

- Так для чего служит окончание? Сравните, пожалуйста, свой вывод с определением в учебнике § 60. С. 171. (Окончание служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица. В слове есть изменяемая часть – окончание, оставшаяся часть – неизменяемая. Это основа слова.)

- Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите. (Окончание и основа слова.)

- Запишите составленные предложения в тетрадь. Выделите окончания и основу в записанных словах.

Ночью ударил сильный мороз.

Пушистые снегири сидели на ветках рябины.



Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем,

тему урока;

в сотрудничестве

с одноклассниками

слушают

и обсуждают ответы





















Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем,

тему урока;

в сотрудничестве

с одноклассниками

слушают

и обсуждают ответы


Личностные:

Осознают свои

возможности в учении

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи,

делают выводы, выбирают необходимую информацию

из прослушанного

объяснения и высказывания одноклассников,

систематизируют

собственные знания

Регулятивные:

Планируют совместно

с учителем

и одноклассниками необходимые действия

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические

высказывания

5. Первичное закрепление материала


- Скажите, могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний? Докажите. Приведите примеры.

- Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.

- Как найти в слове окончание? Обоснуйте свое мнение примерами.



Формулируют собственные мысли, высказывают

и обосновывают

свою точку зрения


Личностные:

Желают

приобретать новые знания, совершенствуют

имеющиеся

Познавательные:

Систематизируют

собственные знания

6.Физкультминутка.


Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного (прыжки на месте)

И пройдемся по дороге (ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно (дети садятся за парты).




7. Самостоятельная работа обучающихся


1.Упражнение 349 ( по рядам)

2. Упражнение 350 ( устно)

3. Упражнение 351 ( выписать слова с нулевым окончанием)

4. Упражнение 356

Распределяются по группам, вариантам, выполняя упражнение;

слушают

и обсуждают

ответы одноклассников

Регулятивные:

Контролируют учебныедействия, замечают

и исправляют

допущенные ошибки; осознают правило контроля

Коммуникативные:

Осуществляют

совместную работу

с учетом

конкретных учебных задач

8. Повторение полученных знаний


- Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.


Анализируют выполненные задания, оценивают их,

отвечают на вопросы

Личностные:

Понимают значение знаний

для человека

Познавательные:

Приобретают умения применять

полученные знания на практике

Регулятивные:

Оценивают

свою работу на уроке

Коммуникативные:

Высказывают

и обосновывают

свою точку зрения

9. Рефлексия учебной деятельности


- Что нового вы узнали на уроке? (Как определить и графически обозначить окончание слова, основу.)

- Что для вас было трудно? Как вы с этим справились?

- Вспомните свое настроение в начале урока? А какое оно сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: оставьте свой магнит у тех слов, которые вам больше подходят к окончанию урока.


Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!



Определяют свое эмоциональное состояние,

анализируют свою работу

на уроке

Личностные:

Стремятся к приобретению

новых знаний

Познавательные:

Устанавливают связь

между полученным

объемом знаний

и своими умениями

Регулятивные:

Оценивают свою работу

Коммуникативные:

Высказывают

и обосновывают

свою точку зрения,

строят монологические высказывания


ПРИЛОЖЕНИЕ


Я ЗНАЮ:

1. для чего служит окончание;

2. какое значение заключено

в окончании;

3. как выделить окончание в слове;

4. как определить основу слова.

Я УМЕЮ:

1. определять, что называется окончанием;

2. указывать значения, выраженные окончанием;

3. выделять окончание (в изменяемых словах);

4. выделять основу слова (в изменяемых и неизменяемых словах).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!