Урок русского языка в 6 классе
Тема: Буквы а и о на конце наречий с приставками
Цели деятельности учителя | Формировать у учащихся навыки правописания наречий с суффиксами а и о |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать условия выбора и написания букв о и а на конце наречий с приставками из -, до - , с -; уметь находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): развивать ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности, позволяющие учиться самостоятельно; способность извлекать информацию из различных источников. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
методы и формы обучения | Наблюдение над языком, эвристический, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Интернет-ресурсы: http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, раздаточный материал (кроссворды, карточки, «ключи» ) |
Основные понятия и термины | Орфограмма, приставка, суффикс |
Используемый УМК | УМК под редакцией В.В.Бабайцевой, 6 класс,2019г. |
Технологическая карта урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность
учащихся
Формы
органи-
зации совзаимодействия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Контроль результатов учебной деятельности
1
2
3
4
5
6
7
1. Мотивация
(самоопределение) к учеб-
ной деятельности
Эмоциональная, психологичес-кая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Оформление тетради
Вступительное слово.
– Какой раздел мы сейчас изучаем? (Наречие)
- Что такое наречие?
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность
к уроку
Фрон-тальная
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции
2. Актуализация
и пробное учебное действие
Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа
Словарная работа
-Заполните клетки, записывая известные вам наречия.
(У учащихся на партах карточки с кроссвордами )
В | Н | И | З |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |
Проверка слов с обоснованием выбора по записям на доске:
В | Н | И | З |
о | а | з | а |
в | л | д | д |
р | е | а | о |
е | в | л | л |
м | о | и | г |
я | | о |
и | | | | о |
з | к | о | ш |
и | е | к | о |
л | в | ё | д | р |
б | о | щ | е | о |
В | В | Е | Р | Х |
Морфемный разбор наречий
Безвредно, бесполезно, добела, медленно, издавна, слева, направо.
-Определите способ образования каждого наречия.
Отвечают на вопросы, строят понятные для собеседников высказывания
Фрон-тальная
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Устные ответы
3. Выявление места
и причины затруднения
Эвристическая беседа, письменная работа.
Проблемная ситуация
Решение лингвистической задачи (Слайд № 1)
добела влево
изредка направо
снова засветло
-Почему в наречиях первого столбика на конце пишется а, а во втором столбике – о?
-Выскажите свои предположения.
-Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?
Формулировка темы урока
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них
недостаточно для полных ответов.
Индивидуаль-ная.
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: осознают
недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Устные ответы; письменные работы.
4. Целеполага-ние и построение проекта выхода
из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Учебный диалог с элементами анализа материала. Просмотр мультимедий-ной презентации по теме, сопровождаю-щей ход урока
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
- Какова цель нашего урока?
- Чему мы будем учиться?
- К каким источникам информации вы предлагаете обратиться?
Работа с презентацией по теме урока - наблюдение над наречиями на –а и –о, выделение приставок и суффиксов, определение способов образования данных наречий.
Поверка гипотезы учащихся по учебнику «Теория.5-9 класс» -работа с § 118 на стр. 153
(Слайды 2-4)
Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода
Запись правила в тетрадь.
Физкультминутка
Знакомство с «Принципом окна»
(Слайд № 5)
Слев(а) – с окнА
Направ(о) – на окнО
Изредк(а) – из окнА
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; смотрят презен- тацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.
Фрон-тальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; делают обобщения, выводы.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность
с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Вопросы для уточнения инфор- мации;
устные ответы; записи
в тетради.
5. Первичное закрепление
с комментированием
во внешней речи
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Работа с учебными пособиями, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Письменная работа в группах
1.Выполнение упр.564 на стр.206 с комментированием ( по цепочке).
2. Самостоятельная работа в парах по карточкам с проверкой по эталону ( «ключу»)
Сначал_ Изредк_ Влев_ Налев_ Слев_ Насух_ Наглух_ Издавн_ Начист_ Снов_ Добел_ Изжелт_ Засветл_ Справ_ Направ_ Намертв_ Досыт_ |
«Ключ»
А_ А_ О_ О А_ О_ О_ А_ О_ А_ А_ А_ О_ А_ О_ О_ А_ |
Анализ причин ошибок (в парах).
Взаимооценка работ.
Знакомят с результатами работы , слушают и обсуждают ответы товарищей; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы
Групповая,
индивидуаль-ная
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
Устные ответы, записи
в тетрадях
6. твор-
ческая практи-ческая деятель-ность
по реализа-ции постро-енного проекта
Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.
Творческая мастерская
Работа в группах по 4 чел.
Группа № 1
Составить текст по теме « Спорт» из 6-7 предложений, используя наречия дотемна, изредка, справа, налево, снова, надолго.
Текст записать в тетради.
Группа № 2
Составить текст по теме « Школа» из 6-7 предложений, используя наречия дотемна, изредка, справа, налево, снова, надолго.
Текст записать в тетради.
Группа № 3
Составить текст по теме « Лес» из 6-7 предложений, используя наречия дотемна, изредка, справа, налево, снова, надолго.
Текст записать в тетради.
Группа № 4
Составить текст по теме « Море» из 6-7 предложений, используя наречия дотемна, изредка, справа, налево, снова, надолго.
Текст записать в тетради.
Группа № 5
Составить текст по теме « Семья» из 6-7 предложений, используя наречия дотемна, изредка, справа, налево, снова, надолго.
Текст записать в тетради.
Группа № 6
Составить текст по теме « Автомобиль» из 6-7 предложений, используя наречия дотемна, изредка, справа, налево, снова, надолго.
Текст записать в тетради.
Чтение и обсуждение составленных текстов.
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют
и объясняют ошибки
Устные ответы
8. Рефлек-сия учебной деятель-ности
Заключитель-ная беседа
по вопросам
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют карточки-пожелания
Индивидуаль-ная, группо-вая
Личностные: понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие высказывания.
10. Домаш-нее задание
§ 118. Упражнение567, с.207(творческая работа).