СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "О чём говорят устаревшие слова?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "О чём говорят устаревшие слова?"»

О чём говорят  устаревшие слова? Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ ООШ с. Ивановка  Карнюшиной И.В.

О чём говорят устаревшие слова?

Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ ООШ с. Ивановка

Карнюшиной И.В.

Разминка Лексика – это… Лексическое значение слова –  Общеупотребительные слова –  Не общеупотребительные слова –  Профессионализмы  –  Диалектизмы –  Что изучает лексикология?

Разминка

Лексика – это…

Лексическое значение слова

Общеупотребительные слова

Не общеупотребительные слова

Профессионализмы

Диалектизмы

Что изучает лексикология?

Тема урока О чём говорят устаревшие слова?

Тема урока

О чём говорят устаревшие слова?

Цели урока: Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»; Выясним причины устаревания слов в русском языке; Усовершенствуем навыки работы с толковым словарём; Заглянем в историю родного языка, родной страны; Выясним, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.

Цели урока:

  • Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»;
  • Выясним причины устаревания слов в русском языке;
  • Усовершенствуем навыки работы с толковым словарём;
  • Заглянем в историю родного языка, родной страны;
  • Выясним, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.
«Следопыт»  Работа с учебником. Страница 38 – 39. 1 вариант 2 вариант Выясните, какие слова  называются  устаревшими ? Определите с помощью толкового словаря значения слов из витрины музея. Выясните, почему устаревают слова? Какие слова называются: Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –   Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –   Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –   Историзмами Архаизмами Историзмами Архаизмами Историзмами Архаизмами   Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?       Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?       Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?     Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов: Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов: Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:    Кушак Чело Лапти Кушак Чело Лапти Кушак Чело Лапти     Приведите другие примеры.   Приведите другие примеры.   Приведите другие примеры.

«Следопыт» Работа с учебником. Страница 38 – 39.

1 вариант

2 вариант

  • Выясните, какие слова называются устаревшими ?
  • Определите с помощью толкового словаря значения слов из витрины музея.
  • Выясните, почему устаревают слова?
  • Какие слова называются:
  • Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –
  • Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –
  • Кафтан –
  • Треуголка –
  • Лапти
  • Ендова –
  • Историзмами Архаизмами
  • Историзмами Архаизмами
  • Историзмами
  • Архаизмами

Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?

  • Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?
  • Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?

Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:

  • Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:
  • Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:

  • Кушак Чело Лапти
  • Кушак Чело Лапти
  • Кушак
  • Чело
  • Лапти

Приведите другие примеры.

  • Приведите другие примеры.
  • Приведите другие примеры.

«Переводчики»  Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.

«Переводчики»

Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.

«Соколиный глаз»   Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование?      В уголке, согнувшись,     Лапти дед плетёт;     Матушка за прялкой     Молча лён прядёт.     Избу освещает     Огонёк светца;     Зимний вечер длится,     Длится без конца…

«Соколиный глаз»

Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование?

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лён прядёт.

Избу освещает

Огонёк светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца…

Текст для девочек Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки. Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки. Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.   Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.   Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.                (В.Волков)

Текст для девочек

Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.

  • Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
  • Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.

Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.

Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.

(В.Волков)

Задания к тексту Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО . Запишите ответ в виде словарной статьи.

Задания к тексту

  • Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.
  • Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО .
  • Запишите ответ в виде словарной статьи.

  Текст для мальчиков   Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.    (Вл. Волков)    (Вл. Волков)    (Вл. Волков) Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ . Запишите ответ в виде словарной статьи. Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ . Запишите ответ в виде словарной статьи. Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ . Запишите ответ в виде словарной статьи.

Текст для мальчиков

Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.

(Вл. Волков)

  • (Вл. Волков)
  • (Вл. Волков)
  • Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ . Запишите ответ в виде словарной статьи.
  • Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ . Запишите ответ в виде словарной статьи.
  • Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.
  • Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ .
  • Запишите ответ в виде словарной статьи.
«Знатоки»   Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.   Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.   Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён. Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.

«Знатоки»

Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.

  • Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.

  • Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.
  • Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная.
  • Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом.
  • Входит в светлицу – видит: красота невообразимая.
  • Здравствуйте, купцы чужеземные!
  • Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.

Подведём итоги урока: Какие слова называются устаревшими? Почему слова устаревают? О чём рассказывают устаревшие слова? Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.

Подведём итоги урока:

  • Какие слова называются устаревшими?
  • Почему слова устаревают?
  • О чём рассказывают устаревшие слова?
  • Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.
Домашнее задание * Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) –  выучить;  * Упражнение 86 (по заданию). ***  Дополнительное задание:  Привести примеры употребления устаревших слов в пословицах, поговорках, сказках.

Домашнее задание

* Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) –

выучить;

* Упражнение 86 (по заданию).

*** Дополнительное задание:

Привести примеры употребления устаревших слов в пословицах, поговорках, сказках.

   Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!

Использованные ресурсы  1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- №?,2008.  2.Изображения: ложки, прялка, http://kartinki.yandex.ru/users/vvkarav-3/view/162018/   3. «Русский язык»: учебник для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение,2008.

Использованные ресурсы

1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- №?,2008.

2.Изображения: ложки, прялка, http://kartinki.yandex.ru/users/vvkarav-3/view/162018/

3. «Русский язык»: учебник для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение,2008.