Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "О чём говорят устаревшие слова?"»
О чём говорят устаревшие слова?
Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ ООШ с. Ивановка
Карнюшиной И.В.
Разминка
Лексика – это…
Лексическое значение слова –
Общеупотребительные слова –
Не общеупотребительные слова –
Профессионализмы –
Диалектизмы –
Что изучает лексикология?
Тема урока
О чём говорят устаревшие слова?
Цели урока:
- Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»;
- Выясним причины устаревания слов в русском языке;
- Усовершенствуем навыки работы с толковым словарём;
- Заглянем в историю родного языка, родной страны;
- Выясним, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.
«Следопыт» Работа с учебником. Страница 38 – 39.
1 вариант
2 вариант
- Выясните, какие слова называются устаревшими ?
- Определите с помощью толкового словаря значения слов из витрины музея.
- Выясните, почему устаревают слова?
- Какие слова называются:
- Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –
- Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –
- Кафтан –
- Треуголка –
- Лапти
- Ендова –
- Историзмами Архаизмами
- Историзмами Архаизмами
- Историзмами
- Архаизмами
Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?
- Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?
- Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?
Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:
- Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:
- Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:
- Кушак Чело Лапти
- Кушак Чело Лапти
- Кушак
- Чело
- Лапти
Приведите другие примеры.
- Приведите другие примеры.
- Приведите другие примеры.
«Переводчики»
Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.
«Соколиный глаз»
Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование?
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…
Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
- Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
- Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
(В.Волков)
Задания к тексту
- Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.
- Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО .
- Запишите ответ в виде словарной статьи.
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
(Вл. Волков)
- (Вл. Волков)
- (Вл. Волков)
- Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ . Запишите ответ в виде словарной статьи.
- Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ . Запишите ответ в виде словарной статьи.
- Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.
- Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ .
- Запишите ответ в виде словарной статьи.
«Знатоки»
Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.
- Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.
- Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.
- Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная.
- Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом.
- Входит в светлицу – видит: красота невообразимая.
- Здравствуйте, купцы чужеземные!
- Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.
Подведём итоги урока:
- Какие слова называются устаревшими?
- Почему слова устаревают?
- О чём рассказывают устаревшие слова?
- Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.
Домашнее задание
* Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) –
выучить;
* Упражнение 86 (по заданию).
*** Дополнительное задание:
Привести примеры употребления устаревших слов в пословицах, поговорках, сказках.
Спасибо за работу на уроке!
Использованные ресурсы
1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- №?,2008.
2.Изображения: ложки, прялка, http://kartinki.yandex.ru/users/vvkarav-3/view/162018/
3. «Русский язык»: учебник для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение,2008.