СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе. О чём говорят устаревшие слова?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова»;
  • выяснить причины устаревания слов в русском языке;
  • совершенствовать навыки работы со словарём, с текстом;
  • выяснить, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока О чём говорят устаревшие слова.»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «О чём говорят устаревшие слова»

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебники, толковые словари С.И.Ожегова, компьютерная презентация (см. Приложение к уроку)


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова»;

  • выяснить причины устаревания слов в русском языке;

  • совершенствовать навыки работы со словарём, с текстом;

  • выяснить, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.

Ход урока.


1. Организационный момент. Настрой на работу.

2.Проверка д/з (устно).

Разминка (Слайд2)

.


Учитель:

Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие.

Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становиться малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает. Так среди обиходных слов появляются устаревшие .

Итак, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

Учащиеся:

(Сегодня на уроке речь пойдёт об устаревших словах).

Учитель:

Сформулируйте тему нашего урока и запишите её в тетради.

Учащиеся:

Тема будет звучать так:

«О чём говорят устаревшие слова». (слайд №3).

Учитель: Каковы же цели нашего урока?

Учащиеся: формулируют цели урока (слайд №4)


.


4. Знакомство с новым материалом. Приём «Следопыт»

Учащиеся работают с учебником самостоятельно(по вариантам) по заданию (слайд №5). ,

.

Затем заслушиваем ответы учащихся.


5. Тренировочные упражнения. «Переводчики»

  • (слайд №6, задание 1).

  • (слайд №7, задание №2)


Заочная экскурсия в крестьянскую избу .

Давайте и мы с вами побываем в крестьянской избе. (Работа с картиной «В крестьянской избе», работа с толковым словарём С. И. Ожегова.

  • (слайд №8 -10 ) Работа с текстом







Приложение 1


Текст для мальчиков


Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.

(Вл. Волков)


      1. Определите тему текста, озаглавьте его.

      2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ.

      3. Запишите ответ в виде словарной статьи.









Текст для девочек

Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.

Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.

Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.

(Вл.Волков)


  1. Определите тему текста, озаглавьте его.

  2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО.

  3. Запишите ответ в виде словарной статьи.


    • Задание «Знатоки» (слайд №11)

6. Подведение итогов урока. (слайд №12)

7. Домашнее задание (слайд №13)

8.Выставление оценок учащимся за работу на уроке.


9.Рефлексия (Слайд №14)

10. Спасибо за работу на уроке.(Слайд №15)

3



Просмотр содержимого презентации
«Урок русского языка 6класс. О чём говорят устаревшие слова.»

О чём говорят  устаревшие слова? Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СОШ  Москвиной Мариной Александровной

О чём говорят устаревшие слова?

Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СОШ

Москвиной Мариной Александровной

Разминка Лексика – это… Лексическое значение слова –  Общеупотребительные слова –  Не общеупотребительные слова –  Профессионализмы  –  Диалектизмы –  Что изучает лексикология?

Разминка

Лексика – это…

Лексическое значение слова

Общеупотребительные слова

Не общеупотребительные слова

Профессионализмы

Диалектизмы

Что изучает лексикология?

Тема урока О чём говорят устаревшие слова?

Тема урока

О чём говорят устаревшие слова?

Цели урока:

Цели урока:

  • Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»;
  • Выясним причины устаревания слов в русском языке;
  • Усовершенствуем навыки работы с толковым словарём;
  • Заглянем в историю родного языка, родной страны;
  • Выясним, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.
«Следопыт»  Работа с учебником. Страница 38 – 39. 1 вариант 2 вариант Выясните, какие слова  называются  устаревшими ? Определите с помощью толкового словаря значения слов из витрины музея. Выясните, почему устаревают слова? Какие слова называются: Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –   Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –   Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –   Историзмами Архаизмами Историзмами Архаизмами Историзмами Архаизмами   Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?       Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?       Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?     Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов: Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов: Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:    Кушак Чело Лапти Кушак Чело Лапти Кушак Чело Лапти     Приведите другие примеры.   Приведите другие примеры.   Приведите другие примеры.

«Следопыт» Работа с учебником. Страница 38 – 39.

1 вариант

2 вариант

  • Выясните, какие слова называются устаревшими ?
  • Определите с помощью толкового словаря значения слов из витрины музея.
  • Выясните, почему устаревают слова?
  • Какие слова называются:
  • Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –
  • Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –
  • Кафтан –
  • Треуголка –
  • Лапти
  • Ендова –
  • Историзмами Архаизмами
  • Историзмами Архаизмами
  • Историзмами
  • Архаизмами

Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?

  • Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?
  • Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?

Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:

  • Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:
  • Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:

  • Кушак Чело Лапти
  • Кушак Чело Лапти
  • Кушак
  • Чело
  • Лапти

Приведите другие примеры.

  • Приведите другие примеры.
  • Приведите другие примеры.

«Переводчики»  Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.

«Переводчики»

Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.

«Соколиный глаз»   Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование?      В уголке, согнувшись,     Лапти дед плетёт;     Матушка за прялкой     Молча лён прядёт.     Избу освещает     Огонёк светца;     Зимний вечер длится,     Длится без конца…

«Соколиный глаз»

Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование?

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лён прядёт.

Избу освещает

Огонёк светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца…

Текст для девочек Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки. Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки. Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.   Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.   Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.                (В.Волков)

Текст для девочек

Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.

  • Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
  • Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.

Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.

Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.

(В.Волков)

Задания к тексту Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО . Запишите ответ в виде словарной статьи.

Задания к тексту

  • Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.
  • Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО .
  • Запишите ответ в виде словарной статьи.

Текст для мальчиков   Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.    (Вл. Волков)

Текст для мальчиков

Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.

(Вл. Волков)

  • (Вл. Волков)
  • (Вл. Волков)
  • Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ . Запишите ответ в виде словарной статьи.
  • Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ . Запишите ответ в виде словарной статьи.
  • Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.
  • Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ .
  • Запишите ответ в виде словарной статьи.
«Знатоки»   Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.   Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.   Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён. Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.

«Знатоки»

Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.

  • Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.

  • Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.
  • Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная.
  • Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом.
  • Входит в светлицу – видит: красота невообразимая.
  • Здравствуйте, купцы чужеземные!
  • Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.

Подведём итоги урока:

Подведём итоги урока:

  • Какие слова называются устаревшими?
  • Почему слова устаревают?
  • О чём рассказывают устаревшие слова?
  • Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.
Домашнее задание * Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) –  выучить;  * Упражнение 86 (по заданию). ***  Дополнительное задание:  Привести примеры употребления устаревших слов в пословицах, поговорках, сказках.

Домашнее задание

* Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) –

выучить;

* Упражнение 86 (по заданию).

*** Дополнительное задание:

Привести примеры употребления устаревших слов в пословицах, поговорках, сказках.

Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!

Использованные ресурсы  1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- №?,2008.  2.Изображения: ложки, прялка, http://kartinki.yandex.ru/users/vvkarav-3/view/162018/   3. «Русский язык»: учебник для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение,2008.

Использованные ресурсы

1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- №?,2008.

2.Изображения: ложки, прялка, http://kartinki.yandex.ru/users/vvkarav-3/view/162018/

3. «Русский язык»: учебник для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение,2008.