Просмотр содержимого документа
«Конспект урока О чём говорят устаревшие слова.»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «О чём говорят устаревшие слова»
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебники, толковые словари С.И.Ожегова, компьютерная презентация (см. Приложение к уроку)
Цели урока:
Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова»;
выяснить причины устаревания слов в русском языке;
совершенствовать навыки работы со словарём, с текстом;
выяснить, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.
Ход урока.
1. Организационный момент. Настрой на работу.
2.Проверка д/з (устно).
Разминка (Слайд2)
.
Учитель:
Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие.
Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становиться малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает. Так среди обиходных слов появляются устаревшие .
Итак, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Учащиеся:
(Сегодня на уроке речь пойдёт об устаревших словах).
Учитель:
Сформулируйте тему нашего урока и запишите её в тетради.
Учащиеся:
Тема будет звучать так:
«О чём говорят устаревшие слова». (слайд №3).
Учитель: Каковы же цели нашего урока?
Учащиеся: формулируют цели урока (слайд №4)
.
4. Знакомство с новым материалом. Приём «Следопыт»
Учащиеся работают с учебником самостоятельно(по вариантам) по заданию (слайд №5). ,
.
Затем заслушиваем ответы учащихся.
5. Тренировочные упражнения. «Переводчики»
(слайд №6, задание 1).
(слайд №7, задание №2)
Заочная экскурсия в крестьянскую избу .
Давайте и мы с вами побываем в крестьянской избе. (Работа с картиной «В крестьянской избе», работа с толковым словарём С. И. Ожегова.
Приложение 1
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
(Вл. Волков)
Определите тему текста, озаглавьте его.
Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ.
Запишите ответ в виде словарной статьи.
Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
(Вл.Волков)
Определите тему текста, озаглавьте его.
Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО.
Запишите ответ в виде словарной статьи.
6. Подведение итогов урока. (слайд №12)
7. Домашнее задание (слайд №13)
8.Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
9.Рефлексия (Слайд №14)
10. Спасибо за работу на уроке.(Слайд №15)
3
Просмотр содержимого презентации
«Урок русского языка 6класс. О чём говорят устаревшие слова.»
О чём говорят устаревшие слова?
Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СОШ
Москвиной Мариной Александровной
Разминка
Лексика – это…
Лексическое значение слова –
Общеупотребительные слова –
Не общеупотребительные слова –
Профессионализмы –
Диалектизмы –
Что изучает лексикология?
Тема урока
О чём говорят устаревшие слова?
Цели урока:
- Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»;
- Выясним причины устаревания слов в русском языке;
- Усовершенствуем навыки работы с толковым словарём;
- Заглянем в историю родного языка, родной страны;
- Выясним, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.
«Следопыт» Работа с учебником. Страница 38 – 39.
1 вариант
2 вариант
- Выясните, какие слова называются устаревшими ?
- Определите с помощью толкового словаря значения слов из витрины музея.
- Выясните, почему устаревают слова?
- Какие слова называются:
- Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –
- Кафтан – Треуголка – Лапти Ендова –
- Кафтан –
- Треуголка –
- Лапти
- Ендова –
- Историзмами Архаизмами
- Историзмами Архаизмами
- Историзмами
- Архаизмами
Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?
- Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?
- Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?
Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:
- Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:
- Выпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:
- Кушак Чело Лапти
- Кушак Чело Лапти
- Кушак
- Чело
- Лапти
Приведите другие примеры.
- Приведите другие примеры.
- Приведите другие примеры.
«Переводчики»
Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.
«Соколиный глаз»
Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование?
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…
Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
- Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
- Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
(В.Волков)
Задания к тексту
- Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.
- Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО .
- Запишите ответ в виде словарной статьи.
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
(Вл. Волков)
- (Вл. Волков)
- (Вл. Волков)
- Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ . Запишите ответ в виде словарной статьи.
- Определите стиль и тему текста, озаглавьте его. Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ . Запишите ответ в виде словарной статьи.
- Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.
- Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ .
- Запишите ответ в виде словарной статьи.
«Знатоки»
Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.
- Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.
- Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.
- Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная.
- Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом.
- Входит в светлицу – видит: красота невообразимая.
- Здравствуйте, купцы чужеземные!
- Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.
Подведём итоги урока:
- Какие слова называются устаревшими?
- Почему слова устаревают?
- О чём рассказывают устаревшие слова?
- Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.
Домашнее задание
* Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) –
выучить;
* Упражнение 86 (по заданию).
*** Дополнительное задание:
Привести примеры употребления устаревших слов в пословицах, поговорках, сказках.
Спасибо за работу на уроке!
Использованные ресурсы
1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- №?,2008.
2.Изображения: ложки, прялка, http://kartinki.yandex.ru/users/vvkarav-3/view/162018/
3. «Русский язык»: учебник для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение,2008.