Урок русского языка по теме: «Имя числительное как часть речи»
ЦЕЛЬ:
ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);
учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением; развивать умение работать с орфографическим словарём;
прививать уважение и внимательное отношение к родному языку.
Образовательные: формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте.
Развивающие: умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развитие творческого воображения.
Воспитательные: развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, аргументированно отстаивать свою точку зрения)
Орг. момент. Приветствие классом учителей.
Запись д/з. 1) П. 49 - правило, упр. 591; 2) запишите названия произведений, в которых есть изучаемая часть речи.
Самооценка. В конце урока вы должны будете поставить себе самооценку, руководствуясь критериями
Критерии самооценки.
1 Активная работа на уроке.
2 Правильность устных ответов.
3.Правильность письменной работы.
4.Умение работать в группе, в коллективе.
Выход на тему урока. Просмотр фрагмента из м/ф «38 попугаев». Работа над просмотр. отрывком.
- Какова длина удава? (38 попугаев, 5 мартышек, 2 слонёнка)
с/с 38 попугаев, 5 мартышек, 2 слонёнка. Устно разберите эти словосочетания.
Слово какой части речи является главным в этих словосочетаниях? А зависимые слова в этих с/с?
Имена числительные.
-Так о какой части речи мы будем говорить и работать на уроке?
Запишите тему урока.
Название «числительное» является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!
(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)
- Сформулируем цели урока. Для определения целей урока нам поможет таблица
| Имя числительное-это |
Обозначает | |
Отвечает | |
Делится | |
Является в предложении | |
Сочетается | |
-А для чего нам нужны знания об ИЧ?
-А теперь «разомнём» пальчики, посчитаем части речи ( 6 самостоятельных + 4 служебных)
Имя сущ, имя прил, глагол, наречие, местоимение, имя числ + союзы, частицы, предлоги, междометия и звукоподр. слова.
-К какой группе относится имя числительное? К гр. самост. частей речи. Запишите в таблицу.
Имя числительное-это самостоятельная часть речи.
Работа в группах Соберите пословицы и фразеологизмы
-Чтобы ответить на первый вопрос таблицы, обратимся к мультфильму. Каков рост удава в попугаях ? 38 и одно попугайское крылышко.
-На какой вопрос отвечают эти числительные? (сколько?).
-Что обозначает имя числительное в этом предложении? (количество). - Это количественные числительные.
- На уроке физкультуры учитель предлагает вам задание: «По порядку номеров рассчитайсь!»
Рассчитайтесь!( Работа с классом.) На какой вопрос отвечают эти числительные? ( на вопрос «какой ?» Это порядковые числительные.
Закрепление.
Сделаем вывод . Заполним таблицу.
Слайды
Распределительный диктант Ставя вопрос, распределите числительные в зависимости от разряда. При помощи стрелочек распределите имена числительные в две колонки
количеств | 1-ый класс, 8 ручек, 2 тетради, 5-ый ученик, 10-ый ряд, 6-ой дом, 10 яблок, 100 слов. | порядковые |
| |
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Физминутка. Игра «Цифры»
(проверим, насколько вы понимаете друг друга, насколько дружны).
Я называю число, например, 8. Это означает, что должно подняться 8 человек. Вы не должны командовать друг другом. Если встало больше игроков, кто-нибудь из вас, добровольно, чтобы не мешать остальным, садится.
Какую графу таблицы нужно заполнить? Что ещё должны узнать об имени числительном?
(какую роль играет в предложении ИЧ) Проанализируем примеры.
Слайд.
Слайд. - Подчеркните имена числительные как члены предложения.
1. В третий раз закинул он невод, пришёл невод с одной рыбкой.
2. А. С. Пушкин родился в 1779 году.
3. Семь и четыре – одиннадцать.
4. Первый блин комом.
А теперь обратимся к орфографическому словарю. Найдите однокоренные слова с корнем «пять». Зачитайте их. Скажите, все эти слова –числительные?
-Как же нам определить, словами какой части речи они являются?
- Как их различать?
Составим алгоритм для определения , какой частью речи является слово.
- Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.
Чтобы научиться их отличать друг от друга, выполним упражнение
Сравним два слова Пятак и Пять
Что обозначает? | Пятак – конкретный предмет | Пять –число, указывает на количество предметов |
Отвечает на вопросы | Что? | Сколько? |
Граммат. признаки | Муж. род, 2 скл, изменяется по падежам и числам | Изменяется по падежам. |
-Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под ней. Сформулируйте задание. Самостоятельно в карте урока.
Слова, написанные под таблицей, надо распределить по частям речи.
Имя числительное. | Имя существительное. | Имя прилагательное. | Наречие |
| | | |
Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), четвертый (час), четырежды, семимильными (шагами), (пришли) всемером, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей)
Используя критерии, поставьте себе оценку за урок.
В кружочке нарисуйте то настроение, которое вы чувствуете.
За двумя зайцами погонишься- | ни одного не поймаешь |
Не имей сто рублей, | а имей сто друзей |
Семь раз отмерь, | один раз отрежь |
Семеро одного | не ждут |
Два сапога | пара |
Одна нога здесь, | а другая там |
Один в поле | не воин |
Ни два | ни полтора |
Понятно как | дважды два |
Семь пятниц | на неделе |
Ум хорошо, | а два лучше |
Между двух огней | огней |
Плакать | в три ручья |
Одним | духом |
Раз, два | и обчёлся |
Первая | ласточка |
Первый блин | комом |
Семь бед- | один ответ |
До седьмого | пота |
Семи пядей | во лбу |
Один с сошкой, | а семеро с ложкой |
Одного поля | ягода |
Как две | капли воды |
В один | миг |
На одно | лицо |
В два | счёта |
Заблудиться | в трёх соснах |
Знать | как свои пять пальцев |
Идти | на все четыре стороны |
Седьмая вода | на киселе |
На седьмом | небе |