СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя числительное как часть речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя числительное как часть речи».»

Урок русского языка по теме: «Имя числительное как часть речи»

ЦЕЛЬ:

  • ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);

  • учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением; развивать умение работать с орфографическим словарём;

  • прививать уважение и внимательное отношение к родному языку.

Образовательные: формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте.

Развивающие: умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развитие творческого воображения.

Воспитательные: развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, аргументированно отстаивать свою точку зрения)


Орг. момент. Приветствие классом учителей.


Запись д/з. 1) П. 49 - правило, упр. 591; 2) запишите названия произведений, в которых есть изучаемая часть речи.



Самооценка. В конце урока вы должны будете поставить себе самооценку, руководствуясь критериями

Критерии самооценки.

1 Активная работа на уроке.

2 Правильность устных ответов.

3.Правильность письменной работы.

4.Умение работать в группе, в коллективе.


Выход на тему урока. Просмотр фрагмента из м/ф «38 попугаев». Работа над просмотр. отрывком.

- Какова длина удава? (38 попугаев, 5 мартышек, 2 слонёнка)


с/с 38 попугаев, 5 мартышек, 2 слонёнка. Устно разберите эти словосочетания.

Слово какой части речи является главным в этих словосочетаниях? А зависимые слова в этих с/с?

Имена числительные.

-Так о какой части речи мы будем говорить и работать на уроке?

Запишите тему урока.

Название «числительное» является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)


- Сформулируем цели урока. Для определения целей урока нам поможет таблица



Имя числительное-это

Обозначает


Отвечает


Делится


Является в предложении


Сочетается



-А для чего нам нужны знания об ИЧ?


-А теперь «разомнём» пальчики, посчитаем части речи ( 6 самостоятельных + 4 служебных)

Имя сущ, имя прил, глагол, наречие, местоимение, имя числ + союзы, частицы, предлоги, междометия и звукоподр. слова.

-К какой группе относится имя числительное? К гр. самост. частей речи. Запишите в таблицу.

Имя числительное-это самостоятельная часть речи.


Работа в группах Соберите пословицы и фразеологизмы


-Чтобы ответить на первый вопрос таблицы, обратимся к мультфильму. Каков рост удава в попугаях ? 38 и одно попугайское крылышко.

-На какой вопрос отвечают эти числительные? (сколько?).

-Что обозначает имя числительное в этом предложении? (количество). - Это количественные числительные.


- На уроке физкультуры учитель предлагает вам задание: «По порядку номеров рассчитайсь!»

Рассчитайтесь!( Работа с классом.) На какой вопрос отвечают эти числительные? ( на вопрос «какой ?» Это порядковые числительные.



Закрепление.

Сделаем вывод . Заполним таблицу.

Слайды


Распределительный диктант Ставя вопрос, распределите числительные в зависимости от разряда. При помощи стрелочек распределите имена числительные в две колонки

количеств

1-ый класс,

8 ручек,

2 тетради,

5-ый ученик,

10-ый ряд,

6-ой дом,

10 яблок,

100 слов.

порядковые




Физминутка

Раз – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – на место тихо сесть.




Физминутка. Игра «Цифры»

(проверим, насколько вы понимаете друг друга, насколько дружны).

Я называю число, например, 8. Это означает, что должно подняться 8 человек. Вы не должны командовать друг другом. Если встало больше игроков, кто-нибудь из вас, добровольно, чтобы не мешать остальным, садится.



Какую графу таблицы нужно заполнить? Что ещё должны узнать об имени числительном?

(какую роль играет в предложении ИЧ) Проанализируем примеры.

Слайд.


Слайд. - Подчеркните имена числительные как члены предложения.

1. В третий раз закинул он невод, пришёл невод с одной рыбкой.

2. А. С. Пушкин родился в 1779 году.

3. Семь и четыре – одиннадцать.

4. Первый блин комом.


А теперь обратимся к орфографическому словарю. Найдите однокоренные слова с корнем «пять». Зачитайте их. Скажите, все эти слова –числительные?

-Как же нам определить, словами какой части речи они являются?

- Как их различать?

Составим алгоритм для определения , какой частью речи является слово.


- Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

Чтобы научиться их отличать друг от друга, выполним упражнение


Сравним два слова Пятак и Пять


Что обозначает?

Пятак – конкретный предмет

Пять –число, указывает на количество предметов

Отвечает на вопросы

Что?

Сколько?

Граммат.

признаки

Муж. род, 2 скл, изменяется по падежам и числам

Изменяется по падежам.






-Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под ней. Сформулируйте задание. Самостоятельно в карте урока.

Слова, написанные под таблицей, надо распределить по частям речи.


Имя числительное.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Наречие





Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), четвертый (час), четырежды, семимильными (шагами), (пришли) всемером, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей)



Используя критерии, поставьте себе оценку за урок.

В кружочке нарисуйте то настроение, которое вы чувствуете.

За двумя зайцами погонишься-


ни одного не поймаешь

Не имей сто рублей,


а имей сто друзей

Семь раз отмерь,


один раз отрежь

Семеро одного


не ждут

Два сапога


пара

Одна нога здесь,


а другая там

Один в поле


не воин

Ни два


ни полтора

Понятно как


дважды два

Семь пятниц


на неделе

Ум хорошо,


а два лучше

Между двух огней


огней

Плакать


в три ручья

Одним


духом

Раз, два


и обчёлся

Первая


ласточка

Первый блин


комом

Семь бед-


один ответ

До седьмого


пота

Семи пядей


во лбу

Один с сошкой,


а семеро с ложкой

Одного поля


ягода

Как две


капли воды

В один


миг

На одно


лицо

В два


счёта

Заблудиться


в трёх соснах

Знать


как свои пять пальцев

Идти


на все четыре стороны

Седьмая вода

на киселе

На седьмом

небе




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!