СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Имя числительное как часть речи" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 6 класса в общеобразовательном комплексе изучения русского языка 3-я четверть изучение самостоятельных частей речи, урок служит для введения новой темы «Имя числительное как часть речи» и ознакомления с новой частью речи и ее свойствами в русском языке; объяснение связи  с предыдущими уроками, в данном случае с именем прилагательным и именем существительным, межпредметные связи проходят с историей, математикой, древнерусской литературой.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Имя числительное как часть речи" 6 класс»

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»












План-конспект урока

по русскому языку

в 6 классе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Муниципального Новохоперского района Воронежской области «Новохоперская основная общеобразовательная школа» р.п. Новохоперский

на тему «Имя числительное как часть речи»










Разработал: Засядько Марина Викторовна

ФИО

слушатель курсов профессиональной переподготовки «название курса в соответствии с учебным планом»

Проверил: Салымова Лариса Владимировна

ФИО руководителя практики








р.п. Новохоперский, 2017

Тема урока: Имя числительное как часть речи

Дата проведения: 06.02.17г

Тип урока: изучение нового материала

Технология урока: информационная и технология педагогического общения

Цель урока: Знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Задачи:

  1. Образовательная:

Формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

  1. Развивающая:

Развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).

  1. Воспитательная:

Формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое.


Планируемые образовательные результаты: усвоить определение – имя числительное, находить числительные в текстах, уметь различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи.

Основные термины, понятия: имя числительное, количественные, порядковые, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебная доска, карточки, учебник Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – М., «Просвещение» 2016 в 2-х частях, тетради, мел, шариковые ручки.

План урока:

Этапы урока

Формы работы

Время

1. Организационный момент

1) приветствие, проверка рабочих мест, готовность к уроку

2 мин

2. Повторение пройденного материала


1) проверка домашнего задания;

2) работа в тетрадях с пословицами

3 мин


7 мин

3. Сообщение темы и цели урока


1) постановка проблемы, формулирование темы и цели урока

3 мин

4. Введение новой темы


А) рассказ учеников о происхождении числительных. (историческая справка)

Б) определение грамматических свойств числительных и запись в тетрадях

В) определение разрядов по значению.

Г) физкультминутка


Д) синтаксическая роль и отличие числительного от других частей речи

4 мин


2 мин

3 мин

1мин


6 мин

5. Закрепление


1) работа с учебником

2) работа в тетрадях

9 мин

6. Итоги урока


1) рефлексия

2) самооценка

3) выставление и комментарии оценок

3 мин

7. Домашнее задание


1) сильным ученикам

2) среднеуспевающим

3) слабым

2 мин


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечания

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку. Карточки – зеленые, желтые, красные. Проверим творческое задание, где надо было текст дополнить прилагательными.

Ребята зачитывают текст (2 ученика)

2 мин Приблизительный текст, который должен получиться: Летний вечер тих и красив. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.


2. Повторение пройденного материала

  1. Проверка домашнего задания (с. 33, п. 50, задание 3, ч. 2)

- Давайте прочитаем текст из домашнего задания и объясним вставленные буквы.

- Рустам расскажет, что такое имя прилагательное? А Соломон вспомнит разряды имен прилагательных.

2. – Откройте тетради и запишите пословицы.


- О чем говорится в пословице?


- Есть в этой поговорке прилагательное, если есть, то назовите его и определите разряд.




- Каким членом предложения является прилагательное доброе?


- Какими еще членами предложения могут быть прилагательные?


- Запишите следующую пословицу: Старый друг лучше новых двух. (Один ученик по выбору учителя выполняет синтаксический разбор на доске.)

- О чем говорится в этой пословице?


- Есть здесь прилагательные?



- Верно. Давайте проверим синтаксический разбор предложения на доске.

- Какое слово вызвало затруднение в определении части речи?

- Проблему в определении части речи мы сможем решить в конце урока.

Ребята (2-3 ученика) читают текст, объясняют выбор вставленных букв и называют разряд прилагательных







Ученики открывают тетради и записывают пословицы:

Доброе слово и кошке приятно. (В этой поговорке сказано о том, что всегда надо быть добрым, даже животные понимают добро)

- Слово (какое?) доброе, обозначает признак предмета, следовательно - это прилагательное, можно изменять по степеням сравнения (добрее, добрейший, самый добрый), значит разряд качественное.

- Прилагательное доброе отвечает на вопрос (Какое?), значит в предложении является определением

- Качественные прилагательные в краткой форме могут быть сказуемыми (человек добр (каков?)

Ученики записывают пословицу в тетрадь.


- В пословице говорится о том, что старый, испытанный друг надежней нового знакомого человека, который хочет стать тебе другом.

- Есть (старый, лучше, новых) отвечают на вопросы: какой, каков, каких; обозначают признак предмета.



- Слово (двух), можно задать вопрос: кого или скольких?), но по контексту говорится о новых двух друзьях. Однако можно спросить скольких.




Два ученика с педагогической запущенностью (Голдышев Рустам, Лиманский Соломон) вспоминают определение имени прилагательного и его разряды.

Индивидуальный опрос.





Фронтальный опрос.


















Один ученик записывает предложение на доске и разбирает его синтаксически.

Друг – (кто?) подлежащее, выраженное существительным, одной чертой; друг (каков?) лучше – сказуемое, выраженное кратким прилагательным, подчеркиваем двумя чертами; друг (какой?) определение, выраженное прилагательным, подчеркиваем волнистой чертой; лучше (кого? Или скольких?) двух, дополнение выражено ???… (дети затрудняются в том, что существительное это или числительное); (об этом мы узнаем к концу урока); двух (каких?) новых – определение, выраженное прилагательным, подчеркиваем волнистой чертой. Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.

3. Сообщение цели и темы урока.

- Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы. Какой? На этот вопрос вы ответите сами, а пока спишите предложения и скажите, что между ними общего. (Это загадки).

(слайд № 1 - загадки )

Отгадайте их

Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы).

Четыре братца под одной большой крышей живут (стол).

Сто одёжек и все без застёжек (капуста).



- Назовите знакомые части речи, надпишите их.















- Что называют слова два, четыре, сто? Если называют числительные, следует вопрос:


- Что вы уже знаете об имени числительном?




- Если трудно определить, то мы узнаем из новой темы, почему возникают трудности?


Дают орфографические комментарии.

- Гвоздик – суффикс –ик-/-ек-, т.к. гласная в родительном падеже не исчезает гвоздика; о/е после шипящих под ударением о, в безударном положении е - одежек; застежек; большой – безударная гласная в корне больш-, проверяемая ударением больше.

- Ученики называют по цепочке части речи (кто-что?) (конца, кольца, гвоздик, ножницы, братца, крышей, стол, одежек, застежек, капуста – существительные); где (посередине - наречие); какой (большой - прилагательное); что делают (живут - глагол); два, четыре, сто – отвечают на вопрос (Сколько?) числительные.

- Количество предметов.

-Крышей (какой?) – одной - трудно определить!!!

Фронтальный опрос с письменной работой.

Работа в тетрадях сопровождается устными ответами учеников.

4. Введение новой темы

А)

-Значит о чем пойдет речь на уроке? Запишем тему в тетрадь.

(слайд № 2 - тема )

-Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. В каких ситуациях вы встречаетесь с числительными?

- Молодцы! Затруднения устраняются при помощи наводящих вопросов:

- Сколько уроков у вас сегодня?

- За которой партой вы сидите?


- А на каких уроках вы встречаетесь с числительными?

- В среднем растения поглощают до 55% энергии солнечных лучей.

- Скольких метров достигает цунами у берега?

-Молодцы. Числительные занимают восьмое место по частоте употребления среди других частей речи.

Б) Историческая справка:













































































































- Спасибо за такой интересный материал. А теперь давайте попробуем записать на доске словами такие числительные: 231 и 102

В) Изучение нового материала.

- Вновь обратитесь к числительным из предложений. На какой вопрос они отвечают? Запишите их в первый столбик. Что они обозначают? СКОЛЬКО? (число, количество предметов).

- Образуйте и запишите во второй столбик слова, отвечающие на вопрос КОТОРЫЙ? А что они обозначают (порядок предметов при счёте)


- Это разряды имен числительных: количественные и порядковые. Какие до этого числительные у вас вызвали затруднения?

- Очень хорошо, а вот со словом двух попробуем разобраться дальше. Откройте страницу 34, прочитайте материал учебника.


- Дома занесете в конспект это правило и советы помощника. Упражнение 364 с.34 читайте задание и выполняйте.


Г) Физкультминутка.

- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные – хлопаете в ладоши, если порядковые - молчите.

25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья, 11, 34, сто девятый, одна четвертая, 17, 1000, шестьсот двенадцатый.

Д) А теперь внимание на экран. Запишите предложения. Определим, какую синтаксическую функцию выполняют числительные в предложении.

(Слайд № 3 - предложения )

- Каким ещё членом предложения может быть числительное? Определения. (Порядковые)

Приведите пример. Мы живем на втором этаже.

- В русском языке есть слова других частей речи, то есть существительное, прилагательное, глаголы с числовым значением, которые очень легко спутать с числительными.

Давайте выполним Упражнение "Третье лишнее" (слайд № 4). Два слова в каждой строке - числительные, одно - другая часть речи. Найдите её и выпишите. (Взаимопроверка -  слайд № 5.)








-Чем же отличаются числительные от слов с числовым значением?











5. Закрепление

- Продолжим работу в тетрадях. Упражнение 365 с.34. Прочитайте задание, выполните и подготовьтесь к устному ответу.
















-Давайте попробуем образовать порядковое числительное от 11? Аргументируйте ответ.

-А вы знаете, почему в слове одиннадцать пишется 2 буквы Н?

Числительные от 11 до 19, а также некоторые другие, раньше представлялись сочетаниями отдельных слов и выглядели так: Приложение 1 (слайд № 6 - иллюстрация сообщения ). Современные числительные 11, 12 и т. д. произошли из названий единиц, предлога НА и числительного ДЕСЯТЬ. Они читались так .... Постепенно составные элементы этих числительных сблизились, вторая часть потеряла признаки старой формы и превратилась в ДЦАТЬ. Слово стало единым целым. Этим и объясняется соседство двух букв Н: одна - конечный согласный основы числительного ОДИН, вторая - первая буква предлога НА.

Закрепление

-А теперь внимание на экран. Запишите предложения. Определим, какую синтаксическую функцию выполняют числительные в предложении.

(Слайд № 7 - предложения )

Мы живем на втором этаже.

- Ребята, а вы знаете, что числительные могут прятаться внутри слов?

(Слайд №8 - текст ).

Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

- Расшифруйте текст. Проверка.

-На слайде задания для самостоятельной работы. Проверка.

Итак, что вы узнали об имени числительном сегодня?















6. Итоги урока.

Рефлексия.

А теперь оценим, ребята, уровень своей успешности на уроке. Возьмите карточки красные, желтые, зеленые и разместите на доске: красные – не понял

Желтые – понял, но не все

зеленые – все понял.

Самооценка.







Оценки и комментарии к ним. - Остальные ребята молодцы, вы старались, но вам надо еще поработать над именем числительным


Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?



7. Домашнее задание.

- упражнение 366 с.35, п.51

Для сильных учеников - выполнить упражнение полностью, для слабых - только первую часть задания. Выучить теорию и советы помощника всем.

Тема: Имя числительное.

Схема для заполнения.

- Надо считать деньги, разные предметы, календарные числа, даты рождения.



- 7 уроков.

- За третьей.


- Математика, информатика, география, биология.


- До 10-50 метров в высоту.


1-й ученик Бурова Ю.: История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: "два дома", "семь быков". И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.

 В давние времена существовало сочетание "подай пясть", то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово "пять" связано с существовавшим ранее словом "пясть"("рука") и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти.    Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. "Один", "два", "три", "четыре" – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. "Пять", "шесть", "семь", "восемь", "девять" – из существительных. В давние времена, когда эти слова были существительными, за ними следовали существительные в родительном падеже.

2-й ученик Добычина Д.: Слово "тысяча" для обозначения больших чисел появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово "тьма". В самом слове чувствуется значение бесконечности. Дальнейшее увеличение числового ряда поставило славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков слова "легион" (сто тысяч) и "леодр" (миллион). Со временем понадобились слова для обозначения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д. Для этого подыскали слова со значением бесконечности: десять миллионов – "ворон" (вечная птица), сто миллионов – "колода" (гроб).

3-й ученик Ельчанинова А.: Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира. Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно.

 С течением времени счётные имена становились всё больше похожими друг на друга. У них исчезла категория рода и числа – на путях истории счётные имена растеряли эти важнейшие признаки  и тем самым окончательно обособились от всех остальных имён. Они образовали самостоятельную часть речи – имя числительное. В середине ХУШ века М.В.Ломоносов в своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи.


- Двести тридцать один, сто два (ученики записывают в тетрадях)





- Заполняют таблицу в тетрадях и на доске.

СКОЛЬКО КОТОРЫЙ

Два второй

Четыре четвертый

Сто сотый

Семь седьмой

Восемь восьмой

Количест. Порядковые

- Слово – двух и одной, одной это порядковое числительное.



- Один ученик читает вслух, остальные следят за ним по учебнику.

Ученики читают и последовательно выполняют задания.

Ребята стоя выполняют задания физкультминутки.














Прошло пять часов. Подлежащее

Восемь делится на четыре. Дополнение.

А. С. Пушкин родился в 1799 году. Обстоятельство.




У кошки второй котенок рыжий. Определение.


- Я сижу за второй партой.

- На физкультуре я стою десятым. Определения.








Три, трояк, двадцать

Двухэтажный, семь, ноль

Удвоить, пять, сорок

Шестой, впятеро, тысяча

Выписывают:

1-я группа: Трояк (что?) существительное - предмет, двухэтажный (какой?) прилагательное – признак предмета, 2 группа: удвоить (что сделать?) глагол – действие предмета, впятеро (как?) наречие – признак по действию.

- Другие части речи отвечают на вопросы: что, какой, что делает, как?, обозначают конкретный предмет, признак, действие имеют разные грамматические признаки, например, три – изменяется по падежам (потеряли признаки существительного), трояк- 2 скл., м.р., изменяется по числам и падежам).


Ученики читают задание, приступают к выполнению.

Пояснения и зачитывание получившихся предложений.

- Наговорить с три короба – наврать или наговорить лишнего.

- Семь потов сошло – тяжело работалось.

- Из первых рук – узнать первым о случившемся.

- Опять двадцать пять – повторение одного и того же.

- Как свои пять пальцев – знать что-то очень хорошо.

- Как две капли воды – похожи как близнецы.



- Одиннадцатый





- Нет.





























Записывают предложения в тетрадь


Мы живем на втором этаже.

Определение выражено порядковым числительным.







Вскоре семья сорок опять сядет за стол, блещущий чистотою. Сестрицы сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.









- Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число (пять, сто, один), а также порядок предметов при счете (пятый, сто первый). В предложение числительные могут быть и главными, и второстепенными членами предложения. Числительные можно отличать от других частей речи при помощи вопросов, проверив, можно ли заменить слово цифрой.


Берут со стола карточки и по очереди распределяют.














Ребята оценивают себя по критериям: устный ответ- правильный и полный; ответ у доски – правильный или с ошибками; дополнительный материал; работа в группах, кто успешней.


- Да мы узнали, почему у нас возникли затруднения в определении частей речи, какую часть речи мы узнали – имя числительное. Значит, цели мы достигли.


Запись темы в тетради.


Беседа по теме.













Заранее подготовленные ученики выступают с сообщениями.



















































Два ученика записывают на доске слова, если неправильно, то учитель исправляет.

Два ученика у доски заполняют столбики. Обращаем внимание на морфемное строение слов во втором столбике.









Работа по учебнику с новым материалом.


Письменная работа в тетрадях.


Здоровье сберегающий момент.






Записывают и определяют синтаксическую роль числительных.









Выборочное упражнение и объяснение выполняется












Письменная работа и устные ответы тех учеников, кто раньше выполнил упражнение.








Запись на доске учеником (если допущена ошибка, то исправляем)















Письменная работа в тетрадях





Мозговой штурм. Выполняется самостоятельно. Кто не смог. Смотрят на готовый текст и выписывают числительные.








Устные ответы учеников.

















Карточки заранее лежат на столах





















Учитель лишь корректирует самооценку учащихся.

Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.

  1. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – 6-е издание. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь». 6 кл./ С.Н. Пименова, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под. Ред. С.Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2013.

  3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / А.М. Геращенкова, А.Ю. Госсман и др.; сост. Т.А. Захарова. – М.: Планета, 2014.

Приложение № 1.

Для домашнего задания

Текст № 1.


Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах.



Текст № 2.


Летний вечер тих и красив. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.



Самоанализ урока


1. Внешние связи урока.

Урок 6 класса в общеобразовательном комплексе изучения русского языка 3-я четверть изучение самостоятельных частей речи, урок служит для введения новой темы «Имя числительное как часть речи» и ознакомления с новой частью речи и ее свойствами в русском языке; объяснение связи с предыдущими уроками, в данном случае с именем прилагательным и именем существительным, межпредметные связи проходят с историей, математикой, древнерусской литературой.


  1. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Цель урока: Знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении). Решается через следующие задачи:

  1. Образовательная:

Формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

  1. Развивающая:

Развивать умение работать с книгой, систематизировать материал; развивать мышление и логику. Развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением числительных в устной речи.

3. Воспитательная:

Формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое.

Цели и задачи урока были выполнены. Основная группа учеников без педагогической запущенности (ЗПР: Голдышев и Лиманский) усвоила данный материал без труда. Определили разряд числительных и смогли их находить в тексте, отличали их от других частей речи по морфологическим признакам, определяли синтаксическую роль в предложении, изучали и готовили дополнительный материал об имени числительном. Смогли систематизировать данный материал и сделать вывод по работе на уроке, оценить свои знания, полученные на занятии. На уроке дети работали с интересом, не отвлекаясь.


3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

1. Последовательность и распределение этапов урока по времени была распределена с учетом умения читать и пересказывать получаемый материал.

2. Организация познавательной деятельности на уроке проходила через чередование сочетаний фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

3. Соблюдение охранительного режима соблюдался через разнообразие видов деятельности и введением физкультминутки развлекательно-познавательных материалов.

4. Подведение итога урока проходит через рефлексию и самооценку учащихся, дети сами делают вывод о том, что они изучили и смогли ли они решить поставленные проблемы. Тем самым результат их деятельности новая часть речи – числительное.

II. Содержание урока

1. Новый научный теоретический материал усвоен, воспитывался интерес к урокам русского языка и развивались практические навыки через упражнения устные, письменные и познавательные. Все эти направления в уроке при изучении новой темы были соблюдены, согласно плана урока.

2. Использованный учебный материал на уроке подобран как интересные факты из истории чисел, на основе пословиц и знании фразеологизмов, развивали устную и письменную речь.

3. Имя числительное употребляется во всех научных сферах деятельности человека, поэтому правильное их употребление в речи очень важно в жизни, а для этого надо изучать теорию и применять ее на практике.

4. Организация повторения на уроке прошла через поставленную проблему в определении частей речи. Порядковые числительные, чем похожи и чем отличаются от имени прилагательного. В ходе урока дети анализировали новые материалы с пройденными, делая вывод по теме урока.

5. Уровень знаний у 6 учеников высокий, у 4 средний, 2 ученика ЗПР низкий, 1 ученица только в середине 3-й четверти пришла в данный класс, но показала средний уровень знаний, 3 ученика надомного обучения ОВЗ. Умения и навыки учащихся зависят от уровня знаний, полученных ранее.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

  1. Заранее подготовленные выступления по истории числительных развивают самостоятельность в подборе и изучении нового материала по теме. Повторение пройденного материала и введение проблемного вопроса через сравнительный анализ помогает развивать логику мышления. Актуализация знаний через выборочную работу «Третий лишний» развивает внимательность и анализ полученных знаний. Составление предложений и текстов на основе пословиц и фразеологизмов развивает правильность устной и письменной речи. Самоопределение деятельности – замена чисел в тексте словами кириллицы развивает самостоятельность и логику, внимательность. Используются рефлексивные приемы деятельности, после языкового материала следует комплекс заданий, позволяющих учащимся подумать и на основании своих выводов выполнить задание. Выводы учитель не озвучивает сам, дети сами формулируют определение по схемам, используется метод незаконченного предложении. Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей. Смена деятельности самостоятельная, фронтальная, индивидуальная, групповая помогает детям развивать различные индивидуальные способности.

  2. Чередование методов обучения позволяет урок сделать интересным и здоровье сберегающим. На уроке используются обилие видов групповой деятельности: групповая работа для образования новых предложений, работа в парах, разгадывание загадок. Для закрепления материала используется самостоятельная работа. Творческая работа – составление текста.

  3. Карточки и простая презентация не перегружают и без того насыщенный урок информацией, а только помогают в изучении нового материала урока.

  4. Опрос ведется фронтально и индивидуально с места и у доски, группа выбирает сама, кто у них будет отвечать. Правильность ответа учащихся постоянно корректируется учителем и самими учениками (поднимают руку и поправляют ученика, отвечающего у доски или устно).


4. Функциональный анализ урока.

Структура урока соответствует поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Используется проблемное изложение материала. С начала урока перед учащимися поставлена задача, они должны сами определить тему урока, цели урока формулируются путем обсуждения. Присутствует самостоятельная работа для закрепления знаний. Задания изложены последовательно. Наиболее удачные моменты были в составлении таблицы с признаками числительного через постановку проблемы и ее решение, устные выступления учеников, определение роли числительного в жизни человека. Неудачные моменты в деятельности учителя с ЗПР, продумать больше контроль за этими учениками, и учащихся Голдышев с интересом занимался, а Лиманский выполнил не все задания. Взаимоотношения учителя и учащихся доброжелательные и деловые, помогают успешному формированию результата урока.


5. Оценка конечного результата урока.

Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися можно оценить как успешные, так как цели и задачи урока были достигнуты. Разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом нет. Достижение воспитательных и развивающих задач урока хорошие. Урок прошел успешно все дети, за исключением 3 показали зеленые карточки, следовательно, тема была усвоена и задачи урока решены. С учениками ЗПР надо работать дополнительно, готовить им дополнительный материал для изучения. В целом урок ориентирован на рефлексивные приемы деятельности. При языковой разминке использовался прием «замени числа словами» (позволило повторить теоретические сведения по теме); при постановке учебной проблемы учащиеся размышляют, выражают свое отношение к проблеме. На протяжении всего урока учащиеся осмысливают то, что поняли, усвоили.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!