4
Урок русского языка в 6 классе.
Учитель Украинская Зоя Александровна.
Тема урока: Разносклоняемые имена существительные.
Цель: дать представление о разносклоняемых именах существительных.
Задачи:
Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными. Формировать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.
Развивать умение употреблять разносклоняемые существительные в речи.
Оборудование
АРУ, презентация, толковые и фразеологические словари.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Слайд 1.
- Любите ли вы, ребята, путешествовать? Я приглашаю вас в путешествие. Есть прекрасная страна – Речь, а в ней много интереснейших городов, например, город Имени Существительного. Туда-то мы и отправимся.
2. Беседа.
Слайд 2.
- Почему на одних улицах этого города по два домика, на других – по три, как вы думаете? Это связано с морфологическими признаками существительного…
- В центре – площадь падежей и чисел, где существительные могут меняться. На каждой улице существительные расселяются по разным законам. Там, где два домика – существительные делятся на одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Там, где три домика…? (род и склонение)
3. Формулирование «имени» урока. Повторение.
Слайд 3.
- Сегодня мы погостим на улице склонений, посмотрим, как им там живется. Посмотрите, какие красивые домики…
- А как, по каким законам существительные в них расселяются?
Слайд 4.
/1 скл. – сущ. жен. и муж. рода;
2 скл. – сущ. сред. рода с окончанием -о, -е и муж. рода с нулевым окончанием;
3 скл. – сущ. жен. рода на мягкий знак с нулевым окончанием./
- Почему именно так распределяются? Что такое склонение?
/Склонение – изменение по падежам./
Слайд 5.
- Итак, существительные делятся на склонения по типу изменения окончаний.
4. Мини-исследование.
- Все существительные давно живут в своих симпатичных домиках, а несколько из них к себе не пустили: знамя, пламя, племя, время, семя, стремя, вымя, темя, бремя, имя, путь. И живут они где-то на лужке. Давайте разберемся, в чем тут дело. К какому склонению они относятся?
Учащиеся склоняют предложенные существительные, сравнивают окончания с материалами слайда 4.
Вывод: у этих существительных окончания разных склонений!
3) - Но все они похожи между собой, как жители одного племени. Значит, их можно объединить в одну группу. Она так и называется: РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
- Давайте поселим их в отдельный домик на улице склонений.
4) - А что еще вы отметили при склонении существительного имя? (Суффикс –ен- в родительном, дательном, творительном и предложном падежах).
5) Работа с толковым словарем. Выяснение лексического значения слов: бремя, стремя, темя.
5. Закрепление.
1) – Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока .
- Что нового вы узнали сегодня?
-Что еще необходимо сделать?
2) Выписать словосочетания с разносклоняемыми существительными из письма А. Хайта к ребятам, выделить суффикс –ен-.
Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.
3) Выполнить творческое задание в группах по 2 человека
Задание:
Объясните значение фразеологизма, пофантазируйте и предложите версию его происхождения, составьте с фразеологизмом предложение.
Называть вещи своими именами,
без роду и племени,
со времен царя Гороха,
гори оно ясным пламенем.
В случае затруднения можно обратиться к фразеологическому словарю
Проверка
4) Познакомить со стихотворением Т. Рик:
Есть история про ПЛЕМЯ.
Лишь весной наступит ВРЕМЯ,
Племя мирно сеет СЕМЯ,
Хоть пахать еще не ВРЕМЯ.
У коровы полно ВЫМЯ.
Папуаске нужно ИМЯ
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в СТРЕМЯ,
Прилепив перо на ТЕМЯ,
Над собою поднял ЗНАМЯ,
Раздувает распри ПЛАМЯ:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный ПУТЬ.
Сказку нашу не забудь!
6 . Творческое домашнее задание.
- Понравилось стихотворение? Тогда запишите домашнее задание:
Составить текст с разносклоняемыми существительными
и нарисовать к нему иллюстрацию.
- Интересно, у кого получится самый необычный рассказ, самый веселый?
7. Итоги урока.
- Ребята, за что мы можем похвалить себя сегодня?
Я прошу вас ответить на вопросы небольшой анкеты.
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.
2.Урок мне показался интересным /скучным.
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось.
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен.