СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 класе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание окончаний разных частей речи"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 класе»

Конспект урока

по русскому языку в 7 классе


по теме: «Правописание окончаний разных частей речи».

Цель – повторить материал о правописании окончаний существительных, прилагательных, глаголов; закрепить умение распознавать части речи;

    умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, в речи; обогащать словарный запас детей.


Тип урока - урок обобщения и систематизации.


Планируемые образовательные результаты:


Предметные – учащиеся объясняют смысл грамматической связи между окончанием и склонением существительных;

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут её пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.


Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание роли книги (словаря) в культурном наследии.


Методы / формы обучения – наблюдение за языком, индивидуальная, фронтальная.


Оборудование – компьютер, карточки с заданиями, карточки самоконтроля


Демонстрационный материал – презентация по теме урока.


Основные понятия – склонение, разносклоняемые существительные, форма слова, окончание, косвенный падеж, спряжение.













  1. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Организационный момент. Приветствие учителя.

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Эмоциональная подготовка обучающихся к повторению учебного материала.

Участвуют в диалоге

Личностные:

положительно относятся к познавательной деятельности совершенствуют имеющиеся знания.

Ребята, мы продолжаем наш ТРУД – постижение грамматики русского языка.

Не первый раз обращаю ваше внимание на то, что грамотность формируется с помощью 3-х видов памяти. Не напомните – каких? (зрительной, механической или моторной, слуховой).

3 вида памяти обрамляют ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА.

Такой СОЮЗ – ПУТЬ к знаниям.


  1. Актуализация знаний:

  • активизировать имеющиеся знания о правописании окончаний разных частей речи;

  • установить тематические рамки урока;

  • активизировать мыслительные операции;

  • мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

  • организовывать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение грамматического навыка, закрепляемого на данном уроке;

  • организовывать фиксацию обоснования учащимися полученного результата.



- Я предлагаю послушать отрывок из произведения, которое вы будете изучать в 8 классе. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, есть такая сцена: один из главных героев комедии Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике. И вот, что он на это отвечает.



Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.



  • Ребята, а как вы будете определять, где имя прилагательное, а где имя существительное?

Слайд 1

1.На другой день весть о пожар... разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин... и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви... был сам Дубровский... (П.). 2. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипуч... деревянн... лестниц... (Нос.) 3. Подули холодн.. ветры. Много раз больш... хлопьями начинал падать снег.


  • На слайде записаны предложения. Определите, в какой морфеме пропущены орфограммы.

    Повторение темы. Целеполагание.

  • Итак, морфема, которую вы так дружно защищали – окончание.

    - Как вы думаете, почему окончание получило такое название?

    - Для чего служит окончание?

    - Исходя из проделанной нами работы сформулируйте тему урока.

    - Какова цель нашего урока?

    - Это урок изучения нового материала или урок повторения?

    - Почему эта орфограмма чаще всего вызывает затруднение? (звуки и буквы; в безударной позиции – ИКАНЬЕ).

  • Вставьте пропущенные орфограммы

Слайд 2

Проверка работы по слайду

Слайд 3

    • Ответьте на проблемный вопрос

Слайд 4

    Запись под диктовку

  • Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании. (Один ученик работает у доски)

    Возле дорог.., по дорог.., у деревн.., в деревн.., на ёлк.., на ел.., в тетрадк.., о тетрад.., на площадк.., на площад.., ноты на роял..,в пустын.., на лекци.., в аудитори.., был на лечени.. в санатори…

    «Приём подбора».

Задание 1: Записать существительные, зашифрованные в записи. Определить их род, падеж, склонение.

НЕБУДОЖДЁМЛИСТВУ

Задание 2: Используя эти существительные и прилагательные из карточек-полосок, составить словосочетания, не меняя форму существительных. Записать в тетрадь. Выделить окончания.










Ответы: по небу – хмурому, серому; под дождём – холодным, сильным; в листву – осеннюю, жёлтую.

- Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? (в роде, числе падеже)

- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (по вопросу)

- Как определить падеж имени прилагательного? (по существительному)

«Собери слово».

Задание 3: Ориентируясь на форму фигур, составить имена прилагательные. Записать в тетрадь. Выделить окончания.



ряч









его







го






Ответы: верному, горячего, чистой.

- Как определить падеж у данных прилагательных? Определить падеж. (Д.п., Д.п., Т.п.)


- А вот про то, как имена прилагательные согласовались с именами существительными в русском языке есть шуточная, конечно же, история. Послушайте.

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. «Что, если нам попросить их у существительных, хотя бы на время?» - догадались как-то Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотели они иметь новых друзей и поделились с ними родом, числом и падежом. Так и живут до сих пор Прилагательные с Существительными. Вместе – служба, вместе и дружба!


Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов.


«Собери предложение».

Задание 4: Из данных слов составить и записать предложения. У существительных определить склонение, у прилагательных – падеж, у глаголов – спряжение.

На, тёмное, небо, светит, яркий, звезда.

У, дальнее, болото, зреет, вкусный, клюква.

Раннее, ученики, утро, торопиться, в, родной, школа.

Ответ:

На тёмном (П.п.) небе (2 скл.) светит (II спр.) яркая (И.п.) звезда (1 скл.).

У дальнего (Р.п.) болота (2 скл.) зреет (I спр.) вкусная (И.п.) клюква (1 скл.).

Ранним (Т.п.) утром (2 скл.) ученики (1 скл.) торопятся (II спр.) в родную (В.п.) школу (1 скл.).

«Глагол». Фронтальный опрос по вопросам.


- Мы с вам подошли к повторению правописания окончаний глагола.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (надо определить спряжение)

- Как определить спряжение? (по неопределенной форме)

  • Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению? (I – ать, еть, ять, II – ить)

  • «Лексическое значение. Работа с синонимами.»

  • - А сейчас я вам предложу проспрягать глагол «бежать». Попрошу к доске. Первый ученик спрягает глагол в форме единственного числа настоящего времени, другой в форме множественного числа настоящего времени. Остальные работают в тетрадях.

      Ед.ч.

      Я – бегу

      Ты – бежишь

      Он, она – бежит

      Мн.ч.

      Мы – бежим

      Вы – бежите

      Они – бегут

    - К какому спряжению отнести глагол? Делаем вывод, это разноспрягаемый глагол.

Задание 5: Вставить глагол «бежать» в нужной форме.



Годы …

Из крана … вода.

Куда вы так … ?

Тропинка … по склону горы.

Слайд 5 Проверка

  • Одинаково ли лексическое значение глагола во всех предложениях? Какими синонимами его можно заменить в каждом предложении? Что такое синонимы?

Физминутка по теме.

- Я буду называть имена существительные. Если существительное относится к 1 склонению, вы хлопаете; если ко 2 склонению – приседаете; если к 3 склонению – просто стоите.

Начали!

Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.


Задание 6: Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить у всех глаголов спряжение


На лугах вблизи лесных опушек ход…т, в такт шагам покачивая головой, пёстрая хохлатая птица – удод. Длинный изогнутый клюв суёт в сухую траву, под камни: ищ…т насекомых. А найдёт – не глота…т: подброс…т жука вверх и лов…т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож…т. Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз.


Ответ:

Ходит – II спр. Суёт – I спр. Ищет – I спр. Найдёт – I спр. Глотает – I спр.

Подбросит – II спр. Ловит – II спр. Втянуть – I спр. Может – I спр.

Приходится – II спр. Жонглировать – I спр.

    Обучающие компоненты

    Деятельность обучающихся

    Формулируемые УУД

    Повторение сущности изученных понятий, эвристическая беседа, просмотр презентации (теоретическая информация по теме и ключ к деформированному тексту).

    Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, тему урока; в сотрудничестве с одноклассниками слушают и обсуждают ответы.

    Личностные: осознают свои возможности в учении.

    Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного объяснения и высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

    Регулятивные: планируют совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия.

    Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания и текст.

- Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.


Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формулируемые УУД

Оценивание результатов работы.

Анализируют выполненные задания, оценивают их, отвечают на вопросы.

Личностные: понимают значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения применять полученные знания на практике.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Я ЗНАЮ:

Я УМЕЮ:



    Рефлексия учебной деятельности

  • Ребята, скажите, какую цель мы ставили?

  • Достигли цели?

- К какому выводу пришли? (культурный смысл; учебный смысл)

  • грамотность – проявление уважения к себе и окружающим;

  • в каждом правиле нужно находить логику и применять алгоритм.


- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?


- Над чем ещё надо поработать?


- У кого не было затруднений по новой теме?


Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формулируемые УУД

Заключительная беседа.

Определяют своё эмоциональное состояние, анализируют свою работу на уроке.

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Задание 8: Заполнить карточку :

Я работал с __________ настроением.

Я _________ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________.



Домашнее задание:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!