Конспект урока
по русскому языку в 7 классе
по теме: «Правописание окончаний разных частей речи».
Цель – повторить материал о правописании окончаний существительных, прилагательных, глаголов; закрепить умение распознавать части речи;
умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, в речи; обогащать словарный запас детей.
Тип урока - урок обобщения и систематизации.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – учащиеся объясняют смысл грамматической связи между окончанием и склонением существительных;
Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут её пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание роли книги (словаря) в культурном наследии.
Методы / формы обучения – наблюдение за языком, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование – компьютер, карточки с заданиями, карточки самоконтроля
Демонстрационный материал – презентация по теме урока.
Основные понятия – склонение, разносклоняемые существительные, форма слова, окончание, косвенный падеж, спряжение.
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Организационный момент. Приветствие учителя.
Обучающие компоненты | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Эмоциональная подготовка обучающихся к повторению учебного материала. | Участвуют в диалоге | Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности совершенствуют имеющиеся знания. |
Ребята, мы продолжаем наш ТРУД – постижение грамматики русского языка.
Не первый раз обращаю ваше внимание на то, что грамотность формируется с помощью 3-х видов памяти. Не напомните – каких? (зрительной, механической или моторной, слуховой).
3 вида памяти обрамляют ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА.
Такой СОЮЗ – ПУТЬ к знаниям.
Актуализация знаний:
активизировать имеющиеся знания о правописании окончаний разных частей речи;
установить тематические рамки урока;
активизировать мыслительные операции;
мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
организовывать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение грамматического навыка, закрепляемого на данном уроке;
организовывать фиксацию обоснования учащимися полученного результата.
- Я предлагаю послушать отрывок из произведения, которое вы будете изучать в 8 классе. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, есть такая сцена: один из главных героев комедии Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике. И вот, что он на это отвечает.
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
Слайд 1
1.На другой день весть о пожар... разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин... и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви... был сам Дубровский... (П.). 2. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипуч... деревянн... лестниц... (Нос.) 3. Подули холодн.. ветры. Много раз больш... хлопьями начинал падать снег.
На слайде записаны предложения. Определите, в какой морфеме пропущены орфограммы.
Повторение темы. Целеполагание.
Итак, морфема, которую вы так дружно защищали – окончание.
- Как вы думаете, почему окончание получило такое название?
- Для чего служит окончание?
- Исходя из проделанной нами работы сформулируйте тему урока.
- Какова цель нашего урока?
- Это урок изучения нового материала или урок повторения?
- Почему эта орфограмма чаще всего вызывает затруднение? (звуки и буквы; в безударной позиции – ИКАНЬЕ).
Вставьте пропущенные орфограммы
Слайд 2
Проверка работы по слайду
Слайд 3
Слайд 4
Запись под диктовку
Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании. (Один ученик работает у доски)
Возле дорог.., по дорог.., у деревн.., в деревн.., на ёлк.., на ел.., в тетрадк.., о тетрад.., на площадк.., на площад.., ноты на роял..,в пустын.., на лекци.., в аудитори.., был на лечени.. в санатори…
«Приём подбора».
Задание 1: Записать существительные, зашифрованные в записи. Определить их род, падеж, склонение.
НЕБУДОЖДЁМЛИСТВУ
Задание 2: Используя эти существительные и прилагательные из карточек-полосок, составить словосочетания, не меняя форму существительных. Записать в тетрадь. Выделить окончания.
Ответы: по небу – хмурому, серому; под дождём – холодным, сильным; в листву – осеннюю, жёлтую.
- Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? (в роде, числе падеже)
- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (по вопросу)
- Как определить падеж имени прилагательного? (по существительному)
«Собери слово».
Задание 3: Ориентируясь на форму фигур, составить имена прилагательные. Записать в тетрадь. Выделить окончания.
ряч
его
го
Ответы: верному, горячего, чистой.
- Как определить падеж у данных прилагательных? Определить падеж. (Д.п., Д.п., Т.п.)
- А вот про то, как имена прилагательные согласовались с именами существительными в русском языке есть шуточная, конечно же, история. Послушайте.
Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. «Что, если нам попросить их у существительных, хотя бы на время?» - догадались как-то Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотели они иметь новых друзей и поделились с ними родом, числом и падежом. Так и живут до сих пор Прилагательные с Существительными. Вместе – служба, вместе и дружба!
Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов.
«Собери предложение».
Задание 4: Из данных слов составить и записать предложения. У существительных определить склонение, у прилагательных – падеж, у глаголов – спряжение.
На, тёмное, небо, светит, яркий, звезда.
У, дальнее, болото, зреет, вкусный, клюква.
Раннее, ученики, утро, торопиться, в, родной, школа.
Ответ:
На тёмном (П.п.) небе (2 скл.) светит (II спр.) яркая (И.п.) звезда (1 скл.).
У дальнего (Р.п.) болота (2 скл.) зреет (I спр.) вкусная (И.п.) клюква (1 скл.).
Ранним (Т.п.) утром (2 скл.) ученики (1 скл.) торопятся (II спр.) в родную (В.п.) школу (1 скл.).
«Глагол». Фронтальный опрос по вопросам.
- Мы с вам подошли к повторению правописания окончаний глагола.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (надо определить спряжение)
- Как определить спряжение? (по неопределенной форме)
Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению? (I – ать, еть, ять, II – ить)
«Лексическое значение. Работа с синонимами.»
- А сейчас я вам предложу проспрягать глагол «бежать». Попрошу к доске. Первый ученик спрягает глагол в форме единственного числа настоящего времени, другой в форме множественного числа настоящего времени. Остальные работают в тетрадях.
Ед.ч. Я – бегу Ты – бежишь Он, она – бежит | Мн.ч. Мы – бежим Вы – бежите Они – бегут |
- К какому спряжению отнести глагол? Делаем вывод, это разноспрягаемый глагол.
Задание 5: Вставить глагол «бежать» в нужной форме.
Годы … Из крана … вода. Куда вы так … ? Тропинка … по склону горы. |
Слайд 5 Проверка
Физминутка по теме.
- Я буду называть имена существительные. Если существительное относится к 1 склонению, вы хлопаете; если ко 2 склонению – приседаете; если к 3 склонению – просто стоите.
Начали!
Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
Задание 6: Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить у всех глаголов спряжение
На лугах вблизи лесных опушек ход…т, в такт шагам покачивая головой, пёстрая хохлатая птица – удод. Длинный изогнутый клюв суёт в сухую траву, под камни: ищ…т насекомых. А найдёт – не глота…т: подброс…т жука вверх и лов…т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож…т. Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз.
Ответ:
Ходит – II спр. Суёт – I спр. Ищет – I спр. Найдёт – I спр. Глотает – I спр.
Подбросит – II спр. Ловит – II спр. Втянуть – I спр. Может – I спр.
Приходится – II спр. Жонглировать – I спр.
| | |
Повторение сущности изученных понятий, эвристическая беседа, просмотр презентации (теоретическая информация по теме и ключ к деформированному тексту). | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, тему урока; в сотрудничестве с одноклассниками слушают и обсуждают ответы. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного объяснения и высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания и текст. |
- Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.
Обучающие компоненты | Деятельность обучающихся | Формулируемые УУД |
Оценивание результатов работы. | Анализируют выполненные задания, оценивают их, отвечают на вопросы. | Личностные: понимают значение знаний для человека Познавательные: приобретают умения применять полученные знания на практике. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Рефлексия учебной деятельности
Ребята, скажите, какую цель мы ставили?
Достигли цели?
- К какому выводу пришли? (культурный смысл; учебный смысл)
- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
- Над чем ещё надо поработать?
- У кого не было затруднений по новой теме?
Обучающие компоненты | Деятельность обучающихся | Формулируемые УУД |
Заключительная беседа. | Определяют своё эмоциональное состояние, анализируют свою работу на уроке. | Личностные: стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Задание 8: Заполнить карточку :
Я работал с __________ настроением.
Я _________ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________.
Домашнее задание: