Гласные перед н в полных и кратких
страдательных причастиях
7 класс
Тип урока: урок закрепления новых знаний через работу с информационными источниками.
Технология обучения: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока:
- повторить написание гласной в суффиксах глаголов и причастий прошедшего времени;
- повторение: знаки препинания при причастном обороте, прямой речи, обращении;
- расшифровать аббревиатуру, подобрать различные варианты её толкования;
- произвести фонетический разбор причастия..
Сформировать умение правильно писать суффиксы страдательных причастий .
Сформировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме.
Развивать логическое мышление и языковое чутье.
Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.
Планируемые результаты
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | Предметные |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности | Умение оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем | Умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли | Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, выполнение разных по уровню заданий, составление алгоритма деятельности при решении проблемы | Повторение и закрепление правописания суффиксов страдательных причастий, умение правильно писать суффиксы страдательных причастий |
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и проверка д.з.
- Какие причастия встретились вам при выполнении д/з?
- Как образуются страдательные причастия прошедшего времени, какие у них суффиксы?
- Сколько н пишется в полных и кратких причастиях?
-Кая гласная пишется перед н в полных и кратких страдательных причастиях?
-КАКОВА ТЕМА НАШЕГО УРОКА?
(слайд с темой урока)
-Прочитайте тему урока.
- как вы думаете какие цели мы поставим перед собой к сегодняшнему уроку?
-Прочитайте цель.(на доске)
Фонетический разбор причастия:
разбитый
Слайд
Разбитый – 3 слога
3. Работа с сигнальными карточками.
Прежде чем мы перейдем к закреплению по теме урока, давайте поработаем с сигнальными карточками: я называю причастие, а вы показываете карточки с буквами: Д или С (Действительные и страдательные).
Какова цель нашего данного этапа?
Слышимый, выстоявший, занят, оклеена, решающий, скошенный, изучаемый, бритый, роющий, защищаемый, строивший, продуманный, читаемый, изучена, вылетевший, переведённый, движимый, тающий, решающий, решённый, ненавидящий, присланный, терпящий, слышавший.
-Давайте себя оценим. Поставьте себе оценку на ваши листы, в зависимости от допущенных ошибок.
- У кого были затруднения?
5. Закрепление нового материала
1).Образуйте от следующих глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте изучаемую орфограмму.
Услышать, прекратить, озарить, остановить, таять, соорудить, рассеять, перекачать, обидеть, сорвать.
(слайд с этими причастиями)
-проверяем
Для чего мы выполняли это задания?
Оцените себя, поставьте оценки в ваши листы.
-Какие трудности были при выполнении?
-Кому было легко, поднимите руку.
2).Игра (устно). Даны две загадочные буквы: РК. Составьте любые словосочетания, расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, а второе - существительным. Например,растущая кукуруза. Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми.
-Как вы думаете для чего мы будем выполнять данное задание?
3).Отрывок из фельетона.
Прочитайте отрывок из фельетона. Установите, что придает ему шутливый, ироничный характер.
( слад - фельетон)
Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, пристающие к гуляющим, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
4) Работа на доске (По одному у доски)
-Написать глагол от которого образовано причастие и определить какую гласную нужно писать
На доске:
Засе…нное – засеять
Потуш…ное – потушить
Постро…на – построить
Спрят…нный – спрятать
Замеш…нное (тесто) – замесить
Замеш…нный (в плохом деле) – замешать
-Какова цель выполнения данного задания?
-Как вы справились с данным заданием? Оцените себя, поставьте оценку.
-Как правильно определить написание гласной пред н и нн в страдательных причастиях?
Вывод: чтобы правильно выбрать гласную перед н, нн в страдательных причастиях, нужно посмотреть, на что оканчивается глагол, от которого
4).Тест. (Самостоятельно)
1. Закончить утверждение.
Если глагол в неопределенной форме оканчивается на –ать(-ять), то перед Н и НН в причастиях пишется_____________________
2. Закончить утверждение.
Буква Е пишется перед Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на:
А) –ать; Б) –оть; В) –еть; Г) – ить; Д) –уть.
3. Написать два причастия с буквами А и Е перед Н или НН:
А) с буквой А-_____________________________________________________
Б) с буквой Е- _____________________________________________________
4. Для каждого причастия написать неопределенную форму глагола, от которого оно образовано, и вставить пропущенную букву.
слож…нный-___________________________________________________
выброш…нный-________________________________________________
обещ…нный-___________________________________________________
размеш…нный-__________________________________________________
5. Написать страдательные причастия прошедшего времени от основы данных глаголов.
заметить-_______________________________________________________
смешать-________________________________________________________
обстрелять-______________________________________________________
обидеть-________________________________________________________
-Для чего вы выполняли данный тест?
-Проверяем.
-Поставьте себе оценочку в листы
5. Самостоятельная работа
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Просмотр Е нный альбом; задержАнный на работе; наполнЕнный сосуд; взвешЕнный товар; запачкАный грязью; усеЯнное поле; застрелЕнный в упор; рекомендовАнная литература; слышАнная когда-то сказка; куплЕнная в магазине вещь; расположЕнные рядом дома; изобретЁнный прибор;
( слайд с этим упр.)
6. Исправьте предложения
Ребята, сделающие модели самолётов, будут премированы.
Туристы, увидящие красоты озёр Карелии, никогда не забудут их.
Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят её героев
6. Творческая работа
Задание выполняется в парах с последующей самопроверкой:
(записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами).
1. Владимир ехал полем (пересечь) глубоким оврагом.
2. У крыльца стояли (оседлать) кони.
3. Последняя туча (рассеять) бурей!
4. Здесь увидел Михаила Пущина (ранить) в прошлом году.
5. Волосы у Веры гладко (причесать).
Скажите пожалуйста, над чем мы сегодня работали?
Достиг ли урок поставленных целей?
Что получилось?
Каких оценок больше?
-Поставьте себе оценки
Мне сегодня было легко……
У меня сегодня получилось……
Мне нужно ещё поработать над…..
VII.Домашние задание
Упражнение 110 (А-1,2)
1. Закончить утверждение.
Если глагол в неопределенной форме оканчивается на –ать(-ять), то перед Н и НН в причастиях пишется_____________________
2. Закончить утверждение.
Буква Е пишется перед Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на:
А) –ать; Б) –оть; В) –еть; Г) – ить; Д) –уть.
3. Написать два причастия с буквами А и Е перед Н или НН:
А) с буквой А-_____________________________________________________
Б) с буквой Е- _____________________________________________________
4. Для каждого причастия написать неопределенную форму глагола, от которого оно образовано, и вставить пропущенную букву.
слож…нный-___________________________________________________
выброш…нный-________________________________________________
обещ…нный-___________________________________________________
размеш…нный-__________________________________________________
5. Написать страдательные причастия прошедшего времени от основы данных глаголов.
заметить-_______________________________________________________
смешать-________________________________________________________
обстрелять-______________________________________________________
обидеть-____________________________
1. Закончить утверждение.
Если глагол в неопределенной форме оканчивается на –ать(-ять), то перед Н и НН в причастиях пишется_____________________
2. Закончить утверждение.
Буква Е пишется перед Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на:
А) –ать; Б) –оть; В) –еть; Г) – ить; Д) –уть.
3. Написать два причастия с буквами А и Е перед Н или НН:
А) с буквой А-_____________________________________________________
Б) с буквой Е- _____________________________________________________
4. Для каждого причастия написать неопределенную форму глагола, от которого оно образовано, и вставить пропущенную букву.
слож…нный-___________________________________________________
выброш…нный-________________________________________________
обещ…нный-___________________________________________________
размеш…нный-__________________________________________________
5. Написать страдательные причастия прошедшего времени от основы данных глаголов.
заметить-_______________________________________________________
смешать-________________________________________________________
обстрелять-______________________________________________________
обидеть-____________________________
1. Закончить утверждение.
Если глагол в неопределенной форме оканчивается на –ать(-ять), то перед Н и НН в причастиях пишется_____________________
2. Закончить утверждение.
Буква Е пишется перед Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на:
А) –ать; Б) –оть; В) –еть; Г) – ить; Д) –уть.
3. Написать два причастия с буквами А и Е перед Н или НН:
А) с буквой А-_____________________________________________________
Б) с буквой Е- _____________________________________________________
4. Для каждого причастия написать неопределенную форму глагола, от которого оно образовано, и вставить пропущенную букву.
слож…нный-___________________________________________________
выброш…нный-________________________________________________
обещ…нный-___________________________________________________
размеш…нный-__________________________________________________
5. Написать страдательные причастия прошедшего времени от основы данных глаголов.
заметить-_______________________________________________________
смешать-________________________________________________________
обстрелять-______________________________________________________
обидеть-____________________________
Оценочный лист
Этапы урока | Оценка |
1.Проверка домашнего задания | |
2. Фонетический разбор слова | |
3. Работа с сигнальными карточками | |
4. Образование глаголов от причастий | |
5.Игра | |
6. Работа у доски | |
7. Тест | |
8. Самостоятельная работа | |
Оценочный лист
Этапы урока | Оценка |
1.Проверка домашнего задания | |
2. Фонетический разбор слова | |
3. Работа с сигнальными карточками | |
4. Образование глаголов от причастий | |
5.Игра | |
6. Работа у доски | |
7. Тест | |
8. Самостоятельная работа | |
Оценочный лист
Этапы урока | Оценка |
1.Проверка домашнего задания | |
2. Фонетический разбор слова | |
3. Работа с сигнальными карточками | |
4. Образование глаголов от причастий | |
5.Игра | |
6. Работа у доски | |
7. Тест | |
8. Самостоятельная работа | |