Урок русского языка в условиях реализации ФГОС
«Причастие как часть речи» (7 класс)
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
Образовательные:
определить совместно с учащимися, что такое причастие;
обратить внимание на роль причастий в предложении;
формировать умение отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.
Развивающие:
Воспитательные:
формировать потребности к новым знаниям;
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, раздаточный материал.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, подготовленная учителем
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать морфологические и синтаксические признаки причастий.
Уметь находить причастия, определять вид, время, род, число, падеж, от какого слова образовано, синтаксическую роль; отличать причастия от прилагательных.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Методы и формы обучения: наблюдение за языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная работа.
ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)
I.Мотивация к учебной деятельности (Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха).
- Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Надеюсь, наш сегодняшний урок будет интересным и плодотворным. Приступим к работе. Садитесь.
II. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проблемная ситуация.
(Цель: создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднения, спрогнозировать предстоящую деятельность).
- Прочитайте слова, записанные на слайде (СЛАЙД 1).
Весёлый, веселящийся, веселье, веселиться, весёлки, веселеть, весельчак, белый, белеющий, белеть, белизна.
-Как можно сгруппировать эти слова? Попробуйте сделать самостоятельно.
Учащиеся выполняют задание, выписывают слова по группам.
Проверяем.
-По какому принципу вы разделили слова? (ответы – по ЧР)
Выходят и записывают слова в таблицу на доске. В следующей последовательности:
Один – существительные.
Второй – глаголы
В четвертый столбик – прилагательные.
В третий столбик – причастия
Существительное | Глагол | | Прилагательное |
веселье, весёлки, весельчак, белизна. | веселиться, веселеть, белеть, | веселящийся, белеющий, | Весёлый, белый, |
Спрашиваю у последнего ученика (который выписывает причастия): к какой части речи относятся эти слова?
Если не знает – у нас возникла проблема, мы этого не знаем.
Если знает – все ли слышали о такой ЧР? (ответы учеников)
Итак, получается, что эта ЧР вам пока незнакома.
Можете ли вы сказать, чем эта ЧР отличается от других? Какое место в системе ЧР она занимает? (ответы – нет). Сегодня мы будем говорить именно об этом, поэтому темой нашего урока будет… ответы детей. СЛАЙД 2 Запишите в тетрадь.
- Итак, мы начинаем большой цикл уроков, посвященный изучению новой ЧР. Причастие – это новое теоретическое понятие. Сегодня мы попытаемся выяснить, как оно выглядит; чем отличается от других частей речи (морфологические признаки).
- Какие цели можем поставить? СЛАЙД 3
Учащиеся ставят цели, формулируют тему урока
Цели урока:
- уметь давать определение;
- находить в тексте;
- выяснить, какую синтаксическую роль играют в предложении
III. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения
(Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы)
-Самостоятельно прочитайте п.12 (только 1)
Закройте учебники. Теперь проведём цифровой диктант. СЛАЙД 4
Поставьте 1, если согласны с утверждением , и 0, если не согласны.
1.причастие – самостоятельная часть речи - 1
2.Причастие обозначает постоянный признак предмета – 0
3.Причастие сочетает в себе признаки глагола и наречия - 0
4.Причастие характеризует признак предмета по действию – 1
5.Причастия не имеют формы времени – 0
Проверяем (спрашиваю одного, остальные проверяют себя)СЛАЙД 5
10010
Итак, проговорим еще раз: что такое причастие, каковы его особенности.
Ответ ученика.
Посмотрите на экран (СЛАЙД 6)
Играть с котёнком, играющий котёнок, игривый котёнок.
Задайте вопросы к выделенным словам и определите части речи.
(Что делать?) играть
(Что делающий? Какой?) играющий
(Какой?) игривый
-В чем сложность определения причастия? (В том, что его можно спутать с прилагательным). С глаголом причастие трудно спутать. Почему? (потому что отвечают на разные вопросы). А вот с прилагательным - легко. Сейчас я еще раз объясню, как отличить причастие от прилагательного. В отношении причастия мы можем применить конструкцию который+глагол.
СЛАЙД 7: мечтающий человек 1)(= который мечтает) – признак в действ.
Мечтательный человек – пост. признак
2) + внимание на суффиксы. Какие суф. у причастий, посмотрите на стр. 104 (ущ,ющ, ащ, ящ, ем, он, им…)
- Итак, еще раз. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
СЛАЙД 8.
На столе у каждого распечатанный текст. Ваша задача, найти в нем причастия и по плану, данному на листах справа, охарактеризовать каждое найденное причастие.
Слава, Лёша – найти в тексте причастия и подчеркнуть их.
Первое слово – разбираем вместе.
Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, вы должны предпринимать следующие предупреждающие меры при работе в Интернете: По возможности не сообщайте свои личные данные: имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, любимые места отдыха или проведения досуга. Помните, что всё, сообщённое вами в социальных сетях, чатах или форумах, может быть доступным, прочтённым и использованным любым человеком в мире: интернет прозрачен и глобален. | От какого слова образовано Признаки глагола Признаки прилагательного Синтаксическая роль |
Проверяем.
1.Прочитайте текст фрагмента инструкции.
2. по очереди
Предупреждающие | от гл.предупреждать пр.гл – который предупредили(что делающие? признак действия), несов.в., наст.вр, невозвр. Пр.прил. – отвечает на вопрос какие? Имеет мн.ч., В.п., согласуется с сущ. меры Определение |
Сообщённое | От гл. сообщать Пр. гл – которое сообщили (что сделанное? пр.действия), сов.в., прош.вр., невозвр., управляет местоимением вами Пр.прилаг – отвечает на вопрос какое? Ед.ч., И.п., ср.р., согласуется с местоимением всё. Определение |
Прочтённым | От гл.прочитать Пр.гл. – которое прочли (прочитали) что сделанным? пр. действия, сов.в., пр.вр., невозвр., управляет сущ. человеком. Пр.прил- отвечает на вопрос каким? Ед.ч., Т.п., ср.р. В составе сказуемого |
использованным | От гл. использовать Пр.гл – которое использовали что сделанным? пр.действия; пр. действия, сов.в., пр.вр., невозвр., управляет сущ. человеком. Пр.прил. - Ед.ч., Т.п., ср.р. В составе сказуемого |
IV.Закрепление.
Закрепим полученные сведения о причастии.
-Что обозначает причастие? (признак предмета по действию)
-На какие вопросы отвечает? (какой? Что делающий? Что сделавший? и др.)
-Признаки каких ЧР совмещает в себе? (гл и прил)
-Как отличить причастие о прилагательного (можно заменить конструкцией который+глагол и по суффиксам, имеет призн. по действию)
СЛАЙД 9. Запишите д/з: устно ответить на вопросы под цифрой 2 на с.106, выписать все причастия из упр. 142
7