СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Причастие как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"»



Урок русского языка в условиях реализации ФГОС

«Причастие как часть речи» (7 класс)

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

  • определить совместно с учащимися, что такое причастие;

  • обратить внимание на роль причастий в предложении;

  • формировать умение отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления.

Воспитательные:

  • формировать потребности к новым знаниям;

  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, раздаточный материал.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, подготовленная учителем

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки причастий.

Уметь находить причастия, определять вид, время, род, число, падеж, от какого слова образовано, синтаксическую роль; отличать причастия от прилагательных.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Методы и формы обучения: наблюдение за языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная работа.

ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)

I.Мотивация к учебной деятельности (Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха).


- Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Надеюсь, наш сегодняшний урок будет интересным и плодотворным. Приступим к работе. Садитесь.

II. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проблемная ситуация.

(Цель: создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднения, спрогнозировать предстоящую деятельность).

- Прочитайте слова, записанные на слайде (СЛАЙД 1).


Весёлый, веселящийся, веселье, веселиться, весёлки, веселеть, весельчак, белый, белеющий, белеть, белизна.



-Как можно сгруппировать эти слова? Попробуйте сделать самостоятельно.

Учащиеся выполняют задание, выписывают слова по группам.

Проверяем.

-По какому принципу вы разделили слова? (ответы – по ЧР)


Выходят и записывают слова в таблицу на доске. В следующей последовательности:

Один – существительные.

Второй – глаголы

В четвертый столбик – прилагательные.

В третий столбик – причастия


Существительное

Глагол


Прилагательное

веселье, весёлки, весельчак, белизна.


веселиться, веселеть, белеть,

веселящийся, белеющий,

Весёлый, белый,


Спрашиваю у последнего ученика (который выписывает причастия): к какой части речи относятся эти слова?

Если не знает – у нас возникла проблема, мы этого не знаем.

Если знает – все ли слышали о такой ЧР? (ответы учеников)

Итак, получается, что эта ЧР вам пока незнакома.

Можете ли вы сказать, чем эта ЧР отличается от других? Какое место в системе ЧР она занимает? (ответы – нет). Сегодня мы будем говорить именно об этом, поэтому темой нашего урока будет… ответы детей. СЛАЙД 2 Запишите в тетрадь.


- Итак, мы начинаем большой цикл уроков, посвященный изучению новой ЧР. Причастие – это новое теоретическое понятие. Сегодня мы попытаемся выяснить, как оно выглядит; чем отличается от других частей речи (морфологические признаки).

- Какие цели можем поставить? СЛАЙД 3


Учащиеся ставят цели, формулируют тему урока

Цели урока:

- уметь давать определение;

- находить в тексте;

- выяснить, какую синтаксическую роль играют в предложении

III. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения

(Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы)

-Самостоятельно прочитайте п.12 (только 1)

Закройте учебники. Теперь проведём цифровой диктант. СЛАЙД 4

Поставьте 1, если согласны с утверждением , и 0, если не согласны.

1.причастие – самостоятельная часть речи - 1

2.Причастие обозначает постоянный признак предмета – 0

3.Причастие сочетает в себе признаки глагола и наречия - 0

4.Причастие характеризует признак предмета по действию – 1

5.Причастия не имеют формы времени – 0

Проверяем (спрашиваю одного, остальные проверяют себя)СЛАЙД 5

10010

Итак, проговорим еще раз: что такое причастие, каковы его особенности.

Ответ ученика.

Посмотрите на экран (СЛАЙД 6)

Играть с котёнком, играющий котёнок, игривый котёнок.

Задайте вопросы к выделенным словам и определите части речи.

(Что делать?) играть

(Что делающий? Какой?) играющий

(Какой?) игривый

-В чем сложность определения причастия? (В том, что его можно спутать с прилагательным). С глаголом причастие трудно спутать. Почему? (потому что отвечают на разные вопросы). А вот с прилагательным - легко. Сейчас я еще раз объясню, как отличить причастие от прилагательного. В отношении причастия мы можем применить конструкцию который+глагол.

СЛАЙД 7: мечтающий человек 1)(= который мечтает) – признак в действ.

Мечтательный человек – пост. признак

2) + внимание на суффиксы. Какие суф. у причастий, посмотрите на стр. 104 (ущ,ющ, ащ, ящ, ем, он, им…)

- Итак, еще раз. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

СЛАЙД 8.

На столе у каждого распечатанный текст. Ваша задача, найти в нем причастия и по плану, данному на листах справа, охарактеризовать каждое найденное причастие.

Слава, Лёша – найти в тексте причастия и подчеркнуть их.

Первое слово – разбираем вместе.

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, вы должны

предпринимать следующие предупреждающие меры при работе в Интернете:

По возможности не сообщайте свои личные данные: имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, любимые места отдыха или проведения досуга. Помните, что всё, сообщённое вами в социальных сетях, чатах или форумах, может быть доступным, прочтённым и использованным любым человеком в мире: интернет прозрачен и глобален.

От какого слова образовано

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Синтаксическая роль




Проверяем.

1.Прочитайте текст фрагмента инструкции.

2. по очереди

Предупреждающие

от гл.предупреждать

пр.гл – который предупредили(что делающие? признак действия), несов.в., наст.вр, невозвр.

Пр.прил. – отвечает на вопрос какие?

Имеет мн.ч., В.п., согласуется с сущ. меры

Определение

Сообщённое

От гл. сообщать

Пр. гл – которое сообщили (что сделанное? пр.действия), сов.в., прош.вр., невозвр., управляет местоимением вами

Пр.прилаг – отвечает на вопрос какое? Ед.ч., И.п., ср.р., согласуется с местоимением всё.

Определение

Прочтённым

От гл.прочитать

Пр.гл. – которое прочли (прочитали) что сделанным? пр. действия, сов.в., пр.вр., невозвр., управляет сущ. человеком.

Пр.прил- отвечает на вопрос каким? Ед.ч., Т.п., ср.р.

В составе сказуемого

использованным

От гл. использовать

Пр.гл – которое использовали что сделанным? пр.действия; пр. действия, сов.в., пр.вр., невозвр., управляет сущ. человеком.

Пр.прил. - Ед.ч., Т.п., ср.р.

В составе сказуемого



IV.Закрепление.

Закрепим полученные сведения о причастии.

-Что обозначает причастие? (признак предмета по действию)

-На какие вопросы отвечает? (какой? Что делающий? Что сделавший? и др.)

-Признаки каких ЧР совмещает в себе? (гл и прил)

-Как отличить причастие о прилагательного (можно заменить конструкцией который+глагол и по суффиксам, имеет призн. по действию)



СЛАЙД 9. Запишите д/з: устно ответить на вопросы под цифрой 2 на с.106, выписать все причастия из упр. 142





7