Урок русского языка в 7 классе Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»
1. Предметные:
2. Метапредметные:
3. Личностные:
1) Организационный этап 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3) Актуализация знаний
4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Фаза вызова |
1.Этап мотивации Сравнительный анализ предложений | СУ: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, поздороваемся с ними. Я желаю вам на уроке быть активными, внимательными, любознательными, старательными и надеюсь, что наше сотрудничество будет успешным. СУ: Начать нашу работу предлагаю со сравнительного анализа предложений. Хотите добиться успеха, избегайте шести пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности, нерешительности. (Конфуций) Урок, который я извлек и которому следую всю жизнь, состоял в том, что надо пытаться, и пытаться, и опять пытаться, но никогда не сдаваться! (Ричард Бренсон) Как вы считаете, кроме содержания и строения что отличает одно предложение от другого? Определите средства связи. | Сравнивают предложения. Определяют, что в первом предложении отсутствуют союзы, а во втором предложении присутствует множество союзов. | Умение сравнивать, анализировать развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы |
Постановка целей и задач | СУ: Итак, речь сегодня вновь пойдёт о союзе. Это заключительный урок по данной теме. Как вы думаете, чем логично сегодня заняться? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Какую цель мы можем поставить перед собой? | Ученики делают предположение о теме урока. Формулируют цели и задачи Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи. | развитие умения формулировать проблему и решать её |
2. Этап актуализации | СУ: Перед вами лестница успеха. Определите своё положение на ней в начале нашей работы. В ходе урока предлагаю заполнить лист достижений, который поможет вам определиться с самооценкой к концу урока. | Определяют свое местоположение, проанализировав свой уровень усвоения темы. | развитие умения формировать учебную мотивацию развитие умения формировать рефлексию развитие умения формировать адекватную самооценку |
Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности Верно-неверно | СУ: Определите, верны ли высказывания. Отметьте верные, по вашему мнению, высказывания знаком +, неверные - - Союз — это самостоятельная часть речи Союз служит для связи слов Союз служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте. Союзы не изменяются и не являются членами предложения По строению союзы делятся на простые и сложные. Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте. Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. | Анализируют информацию, представленную на слайдах, отвечают на вопросы. Осуществляют самопроверку Учащиеся сверяют свои ответы и оценивают свою работу: 5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1-2 ошибки, 3 балла- – 3-4 ошибки. (Баллы выставляются в лист достижений) 1- 2- 3+ 4+ 5- (простые и составные) 6+ 7+ | развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы развитие умения самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, свои действия |
3.Этап реализации Обобщение и систематизация знаний Кластер | СУ: Как вы считаете, как удобнее систематизировать информацию? Попробуем составить кластер по теме. КЛАСТЕР СУ: В кластере мы отразили весь теоретический материал по теме «Союз». Предлагаю в ходе урока, выполняя практические задания, усвоенную информацию удалять. Таким образом, мы наглядно увидим, всё ли у нас получается. | Составляют кластер по теме «Союз» Обсуждение, вывод | развитие умения систематизировать знания |
Фаза осмысления |
Простые-составные союзы | И, наконец, первое задание Игра «Мозаика» Распределите указанные союзы по группам. https://learningapps.org/display?v=piidm4ytc17 Оцените свою работу | Учащиеся распределяют по группам простые и составные союзы Взаимопроверка, выставление результатов в лист достижений | планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Сочинительные-подчинительные союзы | Продолжим Игра «Скачки» https://learningapps.org/3358090 Найдите в предложении союз, определите сочинительный или подчинительный | Учащиеся находят в предложении союз, определяют группу по значению (сочинительный или подчинительный) Результаты вносят в лист достижений | планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Правописание союзов | Запишите предложение, раскройте скобки, объясните Что (бы) нужно было сделать, что(бы) достичь цели? На что мы должны обратить внимание? В правописании каких союзов мы можем испытать затруднения? Каким образом мы можем отличить союзы тоже, также, чтобы, зато от других частей речи (местоимений и наречий с частицами)? Отличить союз от омонимичной самостоятельной части речи нам поможет алгоритм. 1.Союз замени союзом: зато=но тоже=также=и чтобы=для того чтобы причём=притом=и оттого что=потому что=так как 2.Частицы ЖЕ БЫ при местоимении переставь или отбрось. 3.Местоимение можно опустить. 4. Помни! Союзы: не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, их можно заменить только синонимичными союзами. Местоимения и наречия: являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить синонимичными местоимениями и наречиями. Определите написание, в работе используйте алгоритм. Обменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения задания. Сделаем вывод: усвоен ли данный материал? Все дружно работали я то(же) не отставал. Выполни то(же) задание. Я не попал на выставку, за(то) встретился с друзьями. Что(бы) я делал без помощи друзей. | Отвечают на вопросы, восстанавливают алгоритм Выполняют практическую работу Взаимопроверка, оценивание | развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы развитие умения формулировать проблему и решать её планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации развитие умения формулировать проблему и решать её развитие умения работать в парах развитие умения слушать и понимать речь других |
Работа с текстом | Определите стиль, тип речи. Какова основная мысль текста? Выполните морфологический разбор союзов из первого абзаца (по группам). Морфологический разбора союза Союз разбирается по следующему плану: I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит). II. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной. I. Что— союз II. Подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения. И Ибо Что Два человека шли к своей заветной мечте. Их путь пролегал между крутыми горными склонами и грозил опасностью. Однажды они остановились в раздумье, ибо ещё издали увидели, что дорога, по которой они шли, оканчивается у ближайшего выступа скалы. Сомнение, страх и неверие смутили первого идущего и сбили с Пути. Он поверил своим глазам вместо того, чтобы довериться своему сердцу и мечте. Развернувшись, он пошёл назад, не добравшись до заветной цели. Второй идущий поначалу тоже засомневался. Он остановился в нерешительности, но в отличие от своего попутчика, поверил своему сердцу и своей мечте и усомнился в своём видении. Приблизившись к выступу скалы, он увидел, что дорога вовсе не заканчивается, как ему казалось, а незаметно сворачивает за скалу, за которой ее просто-напросто не было видно. И чем дальше он шел, тем больше открывался ему путь. В его сердце была решимость и вера в свои силы, а для устремлённого нет ничего невозможного, для него всё, даже неудача и падение, способствует восхождению, становясь ступенью на Пути к победе, ибо они помогают увидеть ошибку и исправить её, а так же с новыми силами вновь подняться с колен на ноги. Первый ищущий так и вернулся домой, не достигнув заветной цели. А второй путник сам стал проводником, указывающим Путь всем стремящимся. | Работают в группе (обсуждают характеристику союза, делают выводы) | развитие умения слушать и понимать речь других речевое развитие учащихся |
Фаза рефлексии |
Этап рефлексии учебной деятельности | -Какая цель была поставлена на уроке? - Как вы считаете, она достигнута? - Оцените свою деятельность на уроке, определите свое положение на ступеньках нашей лестницы успеха. Изменилось ли оно? Вывод Верь своему сердцу и иди за своей мечтой, даже если она тебе кажется недостижимой и нереальной, и если кажется, что пути дальше нет. Помни, от тебя зависит, чем обернётся твоя мечта сказкой или реальностью! | Заполняют лист достижений Оценивают собственную деятельность на уроке. Этапы урока: Оцени себя: | 1.Верно-неверно 5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1-2 ошибки, 3 балла- – 3-4 ошибки. | | 2. Мозаика 5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1-2 ошибки, 3 балла- – 3-4 ошибки. | | 3. Гонка Всё верно-5баллов Засомневался-4 балла Испытал затруднения-3 балла | | 4. Правописание союзов 5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1 ошибка, 3 балла- – 2 ошибки. | | 5. Морфологический разбор Всё верно-5баллов Засомневался-4 балла Испытал затруднения-3 балла | | Оценки за урок: внимательно посмотрите на свои баллы, сложите их. 25–«5» 20-24- «4» 15-19- «3» 0- - надо подучить | Оценка за урок. | | | развитие умения формировать рефлексию развитие умения формировать адекватную самооценку |