СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработке прилагается презентация, но у каждого учителя она должна быть своя

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе»

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: Речь. Речевое общение.

Цели:

обучающие:  углубление знаний о взаимосвязи речи и языка, получение представлений о речевом общении (речевой
коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче; расширение знаний об основных особенностях устной и письменной речи.

развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы, лекция, презентация); развивать умение критически мыслить;

воспитательные: воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности учащихся: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция, практические упражнения.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие классу, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки кабинета к уроку (0,5 мин).

  1. Проверка домашнего задания (4 мин).

(Упражнение 15. Задание: выписать крылатые слова и выражения. Объяснить их.)

«…небесный генерал…»-высокий, главный, высший;

«…заоблачные высоты…»-недосягаемые;

«…через тернии к звёздам…»- пройти через трудности и испытания к славе, мечте.

(Учащиеся по желанию объясняют свои дом. задания).

3. Актуализация опорных знаний. (1 мин).

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является общение.

Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении - речь. Именно поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других знаковых систем: мимического языка глухонемых, телеграфной азбуки Морзе, флажкового семафора на флоте и т.п.)

3. Определение темы урока, целей, задач (совместно с учащимися). (6 мин)

- Какая тема нашего урока?

(Запись в тетрадях даты, темы урока)

(Учащимся раздаются листочки для заполнения)

- Подумайте и продолжите предложения:

Сегодня на уроке:

- Я хочу узнать…

- Хочу понять…

- Хочу научиться…

4. Работа по теме урока. (3 мин).

Беседа с учащимися.

В течение дня мы бываем в разных речевых ситуациях: когда слушаем учителя на уроке, отвечаем сами, рассказываем друзьям, как прошли выходные, как сходил на каток или на рыбалку, когда слушаем радио, например новости или интервью с известным музыкантом, когда пишем письмо или читаем книгу. Всё это общение.

Язык - это основное средство общения людей.

По статистике:

70 % бодрствования человек проводит в речевом общении: из них

16% - чтение,

30% - говорение,

9% - письмо,

45% - слушание.

Таким образом, больше всего мы тратим времени на устную речь и слушание, это основные формы речевой деятельности.

Пассивная речевая деятельность (чтение, слушание)

Активная (говорение, письмо).

5. Открытие новых знаний. (2 мин).

Работа с теоретическим материалом учебника на стр.8.

- Прочитайте.

- От чего зависит наша речь? (Ситуации общения).



6. Усвоение новых знаний. Практическая работа учащихся по группам. (16 мин).

Задание: Составить фрагмент речевого общения, воспроизвести перед классом и дать возможность учащимся определить особенность речевой ситуации данного фрагмента.

Примеры ситуаций:

1-я группа Разговор двух бабушек в автобусе.

2-я группа Общение по телефону оператора МТС и папы.

3-я группа Общение работника ДПС и водителя.

4-я группа Переписка смс двух подружек.



Заслушивание групп.



7. Первичное закрепление. (7 мин).

Существует множество видов речевой деятельности. Речь может быть:

1) Внешней или внутренней. Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Внутренняя речь (разговор с самим собой) абсолютно понятна человеку. Общаться с другими тяжелее, чем с собой.

2) Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь.

3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо).

4) Монологической или диалогической.



Упражнение 1. Дайте характеристику речи

Также речь может быть быстрой или медленной, короткой или длинной, понятной, отчетливой или сумбурной, эмоционально выразительной или монотонной, естественной или манерной, тихой или громкой, яркой или невыразительной, интеллигентной или вульгарной, грамотной или неграмотной и т. д.



Иногда, даже не зная смысла слов, мы можем понять, о чем идет речь, из контекста или ориентируясь на грамматику.

Проверим наше знание языка и понимание его внутренних структурных связей, умение логически мыслить.



Упражнение 2. 30 слов, поочередно записать слово и антоним к нему. Слова и правильные ответы к ним:

1) Злость (доброта)

2) Господин (слуга, раб)

3) Нерасторопность (проворство, ловкость, прыть)

4) Позор (почет, слава, честь)

5) Соперник (партнер, коллега, единомышленник)

6) Черный (белый)

7) Прыгать (стоять)

8) Красивый (уродливый, безобразный, некрасивый)

9) Целина (пашня, пахотная земля, обработанная земля)

10) Гуманность (жестокость, мизантропия)

11) Смех (плач)

12) Атака (оборона, защита)

13) Буря (тишь, покой)

14) Скука (веселье)

15) Беда (радость)

16) Вершина (основание, подошва)

17) Тусклый (яркий)

18) Любить (ненавидеть)

19) Суша (море, вода)

20) Культура (невежество)

21) Женщина (мужчина)

22) Ребенок (старик)

23) Находка (потеря)

24) Надежда (отчаяние)

25) Мороз (жара, зной)

26) Работа (отдых, безделье)

27) Гладкий (шершавый)

28) Взять (отдать)

29) Похвала (брань, ругань, критика)

30) Адажио (аллегро, престо, скерцо).



Подсчитайте количество правильных ответов. Точно угаданный антоним — это 1 балл. Слова, приблизительно правильные (например, «позор — гордость» вместо «почет, слава»), — это полбалла. При хорошем или удовлетворительном знании языка и умении логически мыслить результат составит примерно 25-30 баллов.

8. Рефлексия. (3 мин).

Посмотрите на ваши листочки, заполненные вначале урока. Предлагаю продолжить их заполнение и дописать предложения:

- На уроке я понял (а)…

- Я узнал (а)…

- Я научился…

(Прослушивание учащихся).



9. Подведение итогов, оценивание. (2 мин).

10. Домашнее задание. (0,5 мин).

Стр.11 Упр.16.

1-ая группа – дать заглавие тексту и переписать.

2-ая группа – переписать и дополнить текст.

3-я группа – составить свои правила общения в группе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!