Урок №35
Тема: Предложения полные и неполные. Практикум.
Цель: дать понятие о структурных особенностях неполных предложений и сформировать умения различать неполные и полные типы односоставных и двусоставные предложения и опознавать их в тексте.
Задачи:
обучающие: знать неполные и виды односоставных предложений, формировать умение синонимической замены неполных полными предложениями.
развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, творческие способности; обучать анализу, сравнению, обобщению, выделению ключевого слова, аргументации и выводу.
воспитательные: воспитывать интерес к познанию и открытиям; культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
2.1. Задание 1.
*Выпишите из предложения все возможные словосочетания
Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека исправляет народ.
(кривое дерево, исправляет дерево, исправляет человека, дурного человека)
*Синтаксический разбор предложения.
2.2. Задание 2. Блиц-опрос «Да-нет» (письменно, в раб. тетради)
1. Определение – главный член предложения? (нет)
2. Подлежащее – второстепенный член предложения? (нет)
3. Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? (да)
4. Подлежащее может быть выражено прилагательным? (да)
5. Дополнение – второстепенный член предложения? (да)
6. Сказуемое – второстепенный член предложения? (нет)
7.В словосочетании «книга сестры» – связь -согласование? (нет)
8. В двусоставных предложениях один главный член предложения? (нет)
9. Правильно ли выражение : «Я одела платье» ? (нет)
10. Правильно ли выражение: «мама надела дочку»? (нет)
11. Слово «пятёрка» - числительное? (нет)
12. В предложении «Солнце село» солнце является дополнением? (нет)
13. Предложение «Какой сегодня день?» повествовательное? (нет)
14. В односоставном предложении 1 ГЧ? (нет)
15. Односоставное предложение может быть осложнено ОЧП. (да)
16. В словосочетании «бегаю вокруг» связь примыкание. (да)
0-7 – «2», 8-11 – «3», 12-15 – «4», 16 – «5»
3. Первичное усвоение новых знаний.
3.1. Создание эвристической ситуации.
-Сравним предложения. В чём их различие?
— Завтра ты поедешь со мной в командировку?
— Нет, на следующей неделе.
-Сможете ли вы восстановить 2-е предложение?
- Какова тема нашего урока? Цели урока? (знать.. уметь…)
-Определите самостоятельно, какие же предложения называются неполными?
3.2. Работа с теор. материалом
Полное предложение- это предложение, в котором имеются все ЧП, необходимые для полноты строения и значения.
Например: Они завтра едут на экскурсию. Анна мечтала отдохнуть в Египте.
Неполное предложение — это предложение, в котором пропущены те или иные члены, легко восстанавливаемые из контекста или речевой ситуации. Неполным может быть как двусоставное предложение, так и односоставное.
Например: - Чей это мяч?
- Егора.
Член предложения пропущен, но легко восстанавливается на основе языкового окружения: Во втором предложении пропущена грамматическая основа, присутствует лишь дополнение. Однако в языковом контексте, с учетом первого предложения, понять, о чем идет речь, можно. Если второе предложение рассматривать отдельно от первого, то его смысл становится неясен.
-Неполные двусоставные предложения следует отличать от полных односоставных, в которых только один член предложения. Для этого можно воспользоваться алгоритмом:
Как отличить неполное предложение от односоставного?
Есть ли зависимое слово без главного?
Да Нет
Неполное предложение Полное предложение
Я на улицу (двусоставное, с пропущенным сказуемым: Я выхожу на выхожу (куда?) на улицу) улицу (двусоставное) Мистеру Фоксу нужно на лекцию (односоставное, с Мистеру Фоксу нужно идти на
пропущенным сказуемым: нужно идти (куда?) на лекцию) лекцию (односоставное)
Неполные двусоставные предложения следует отличать от полных односоставных, в которых только один член предложения. Для этого можно воспользоваться алгоритмом:
Пропущенное слово в неполном предложении можно восстановить из предыдущего текста.
4. Первичное закрепление
4.1. Задание 3. Синтаксический анализ сложного предложения
Из лощины пахло укропом, а из озёр – глубокой водой.
- Что представляет собой первая часть предложения? Что – вторая? Чем соединены части сложного предложения?
4.2. Задание 4. Запишите предложение под диктовку. Подчеркните ГО, определите полные или неполные предложения
1. + Тамбов – старинный русский город.
2. – В центре города – областной краеведческий музей.
3. + С колеса обозрения в городском парке открывается красивый вид .
4. + - Хотите поехать в областной центр на экскурсию?
5. - - Конечно.
6.+ Зима.
7. + - Тебе нравится решать лингвистические задачи?
8. - - Нравится.
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
5.1. Задание 5. Работа с текстом.
Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок и ответьте на вопросы:
- С какой целью используются в речи неполные предложения?
- Какова сфера употребления неполных предложений?
Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.
Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.
Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.
6.Рефлексия.
На уроке было…. Мне понравилось….
Мне не понравилось…. На уроке я узнал (а)….
7. Домашнее задание.
1) Выучить теорию по теме «Полные и неполные предложения»
2) Написать мини - сочинение «Осенний день», употребив в нём двусоставные, односоставные и неполные предложения.
Задание 2. Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок. Сделайте вывод: где употребляются неполные предложения.
Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.
Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения. Они позволяют глубокое содержание «упаковать» в сжатую, компактную форму.
Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.