СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе «Простое предложение. Грамматическая основа предложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8 классе по теме :"Простое предложение. Грамматическая основа предложения"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе «Простое предложение. Грамматическая основа предложения».»

Тема урока: «Простое предложение. Грамматическая основа предложения»

Цели:

Образовательные: систематизировать знания по теме “Предложение. Грамматическая основа”: формировать умение различать простые предложения; формировать умения выделять грамматическую основу в предложениях;

сформировать понятие о видах предложений по наличию главных чле­нов (односоставные, двусоставные); учиться разграничивать односоставные и двусоставные предложения, определять способ выражения главного члена в од­носоставных предложениях;

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие творческих способностей на основе практической работы.

Воспитательные: воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы и выполнения самостоятельных заданий; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения русского языка, используя разнообразные приёмы деятельности.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, карточки, портрет М. Цветаевой

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

  1. Синтаксическая разминка.

На доске:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.


Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.


Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Читаю стихотворение.

- Кто автор стихотворения? (Марина Цветаева)

Вывешиваю на доску портрет поэтессы.

- О чем это стихотворение?

- Благодаря чему достигается выразительность? (Благодаря средствам выразительности речи)

- какие средства выразительности речи использует М. Цветаева? (Метафоры)

- Ребята, найдите словосочетания, определите их вид по главному слову и вид связи слов.

- Будет ли «Падали листья» словосочетанием, почему?

- Почему грамматическая основа не может быть словосочетанием?

3. Формулировка темы и целей урока.

- Посмотрите на доску

На доске:

ветер поднимается

Осенний в лесах.

- Будут ли записанные слова предложением? Чего не хватает? (грамматической основы)

Открываю грам.основу

- А сейчас перед вами предложение? Почему?

- Какое это предложение по количеству грамматических основ? (простое)

- Что такое предложение?

- Что такое грамматическая основа, из чего она состоит и для чего она нужна? (грамм.основа явл.смысловым ядром предложения)

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Главные члены предложения составляют грамматическую основу.

Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?каков предмет?

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

Предложение состоит из главных и второстепенных членов.

- Сформулируйте тему урока и цели.

Запишите число, тему урока.

  1. Работа по теме урока

1) Синтаксический разбор предложений

-Запишите предложение и выполните синтаксический разбор (один ученик работает у доски)

-Запишите следующее предложение, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор . (один ученик работает у доски)

Открываю заранее написанное предложение

Солнце, не видимое за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба, а на полях уже тишина. (Повеств., невоскл., сложное, союзное, ССП)

- Какое это предложение, сколько грамм.основ?

- Чем выражена грамм основа первой предикат.части? … и второй?

-Как вы думаете, как называются простые предложения, где есть и полежащее, и сказуемое? (Двусоставные)

- А как называются предложения, где только один главный член? (Односоставные)

2) Работа с текстом по карточкам

- У вас на столах карточки с предложениями. Нужно их распределить по колонкам. В первую колку выписываем предложения с одним главным членом, а во вторую – с двумя, т.е. подлеж.и сказ. Подпишите части речи, которыми выражена грамм основа

На доске

Односоставные предложения

Двусоставные предложения

Люблю зиму. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями. Хочется нарисовать всё это!

Они покрыты удивительными снежными шапками. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев.

- Прочитайте текст. О чем он? Определите вид предложения по количеству грамматических основ.

1.Люблю зиму. 2. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями. 3. Они покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

-Как назовем первую колонку?.. и вторую? (Вписываем названия колонок)

- Обратите внимание, из каких слов состоит последнее предложение перкой колонки.

- Только ли из одного слова может состоять член предложения? (нет, м/б и словосочетанием)

- А чем выражено сказуемое последнего предложения второй колонки? (фразеологическим оборотом)

Физминутка

Я буду называть предложения, если оно односоставное, то вы делаете наклоны, а если оно двусоставное, то – приседания

Завтра идем в поход. Строители возводят здание. В доме шумели. Почтальон принес газету. Тишина. Я тороплюсь. Принеси книгу. Соловья баснями не кормят.

3. Составление предложений с фразеологическими оборотами

На доске: Лучшие ученики участвовали (приняли участие) в научной конференции.

Войска победили (одержали победу) в сражении.

Волонтеры помогли (оказали помощь) пожилым старушкам (людям)

- Выделите грам. основу в предложениях и замените сказуемые фразеологическими оборотами.

- В последнем предложении допущена речевая ошибка, какая? Исправьте её

Такие ошибки называются плеоназмом. В переводе с древне-греческого слово плеоназм— это излишество (употребление ненужных для понимания слов или фраз)

- Запишите получившиеся предложения и подчеркните грамм. основу.

4. Закрепление

Выполнение упр. 75 с. 47 Устно разбираем задание, затем ученики самостоятельно записывают.

5. Итог урока. Рефлексия.

  • Как называются предложения с одной грамматической основой?.. с двумя?

  • Что является главным в предложении. Какими частями речи могут быть выражены подлежащие и сказуемые?

  • Как называются предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым)? двусоставными.

  • Как называются предложения с одним главным членом?  односоставными.

На уроке:

Мы повторили тему: «Простое предложение. Грамматическая основа предложения».

Мы научились различать односоставные и двусоставные предложения.

Мы упражнялись в умении определять грамматическую основу предложения.

Выставление оценок.

Вы все сегодня поработали хорошо.

8.Домашнее задание.

Изучить параграф 13 стр.46., выполнить упр. 73

Выписать 5 двусоставных и 5 односоставных простых предложений из романа «Капитанская дочка». Подчеркните грамматические основы предложений..

- Спасибо за урок, до свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!