Тема урока: «Простое предложение. Грамматическая основа предложения»
Цели:
Образовательные: систематизировать знания по теме “Предложение. Грамматическая основа”: формировать умение различать простые предложения; формировать умения выделять грамматическую основу в предложениях;
сформировать понятие о видах предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные); учиться разграничивать односоставные и двусоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях;
Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие творческих способностей на основе практической работы.
Воспитательные: воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы и выполнения самостоятельных заданий; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения русского языка, используя разнообразные приёмы деятельности.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, карточки, портрет М. Цветаевой
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Синтаксическая разминка.
На доске:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Читаю стихотворение.
- Кто автор стихотворения? (Марина Цветаева)
Вывешиваю на доску портрет поэтессы.
- О чем это стихотворение?
- Благодаря чему достигается выразительность? (Благодаря средствам выразительности речи)
- какие средства выразительности речи использует М. Цветаева? (Метафоры)
- Ребята, найдите словосочетания, определите их вид по главному слову и вид связи слов.
- Будет ли «Падали листья» словосочетанием, почему?
- Почему грамматическая основа не может быть словосочетанием?
3. Формулировка темы и целей урока.
- Посмотрите на доску
На доске:
ветер поднимается
Осенний в лесах.
- Будут ли записанные слова предложением? Чего не хватает? (грамматической основы)
Открываю грам.основу
- А сейчас перед вами предложение? Почему?
- Какое это предложение по количеству грамматических основ? (простое)
- Что такое предложение?
- Что такое грамматическая основа, из чего она состоит и для чего она нужна? (грамм.основа явл.смысловым ядром предложения)
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
Главные члены предложения составляют грамматическую основу.
Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?, каков предмет?
Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.
В сложном предложении две или несколько грамматических основ.
Предложение состоит из главных и второстепенных членов.
- Сформулируйте тему урока и цели.
Запишите число, тему урока.
Работа по теме урока
1) Синтаксический разбор предложений
-Запишите предложение и выполните синтаксический разбор (один ученик работает у доски)
-Запишите следующее предложение, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор . (один ученик работает у доски)
Открываю заранее написанное предложение
Солнце, не видимое за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба, а на полях уже тишина. (Повеств., невоскл., сложное, союзное, ССП)
- Какое это предложение, сколько грамм.основ?
- Чем выражена грамм основа первой предикат.части? … и второй?
-Как вы думаете, как называются простые предложения, где есть и полежащее, и сказуемое? (Двусоставные)
- А как называются предложения, где только один главный член? (Односоставные)
2) Работа с текстом по карточкам
- У вас на столах карточки с предложениями. Нужно их распределить по колонкам. В первую колку выписываем предложения с одним главным членом, а во вторую – с двумя, т.е. подлеж.и сказ. Подпишите части речи, которыми выражена грамм основа
На доске
Односоставные предложения | Двусоставные предложения |
Люблю зиму. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями. Хочется нарисовать всё это! | Они покрыты удивительными снежными шапками. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. |
- Прочитайте текст. О чем он? Определите вид предложения по количеству грамматических основ.
1.Люблю зиму. 2. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями. 3. Они покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!
-Как назовем первую колонку?.. и вторую? (Вписываем названия колонок)
- Обратите внимание, из каких слов состоит последнее предложение перкой колонки.
- Только ли из одного слова может состоять член предложения? (нет, м/б и словосочетанием)
- А чем выражено сказуемое последнего предложения второй колонки? (фразеологическим оборотом)
Физминутка
Я буду называть предложения, если оно односоставное, то вы делаете наклоны, а если оно двусоставное, то – приседания
Завтра идем в поход. Строители возводят здание. В доме шумели. Почтальон принес газету. Тишина. Я тороплюсь. Принеси книгу. Соловья баснями не кормят.
3. Составление предложений с фразеологическими оборотами
На доске: Лучшие ученики участвовали (приняли участие) в научной конференции.
Войска победили (одержали победу) в сражении.
Волонтеры помогли (оказали помощь) пожилым старушкам (людям)
- Выделите грам. основу в предложениях и замените сказуемые фразеологическими оборотами.
- В последнем предложении допущена речевая ошибка, какая? Исправьте её
Такие ошибки называются плеоназмом. В переводе с древне-греческого слово плеоназм— это излишество (употребление ненужных для понимания слов или фраз)
- Запишите получившиеся предложения и подчеркните грамм. основу.
4. Закрепление
Выполнение упр. 75 с. 47 Устно разбираем задание, затем ученики самостоятельно записывают.
5. Итог урока. Рефлексия.
Как называются предложения с одной грамматической основой?.. с двумя?
Что является главным в предложении. Какими частями речи могут быть выражены подлежащие и сказуемые?
Как называются предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым)? двусоставными.
Как называются предложения с одним главным членом? односоставными.
На уроке:
Мы повторили тему: «Простое предложение. Грамматическая основа предложения».
Мы научились различать односоставные и двусоставные предложения.
Мы упражнялись в умении определять грамматическую основу предложения.
Выставление оценок.
Вы все сегодня поработали хорошо.
8.Домашнее задание.
Изучить параграф 13 стр.46., выполнить упр. 73
Выписать 5 двусоставных и 5 односоставных простых предложений из романа «Капитанская дочка». Подчеркните грамматические основы предложений..
- Спасибо за урок, до свидания!