СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся 9 класса знакомятся со структурой СПП с придаточными изъяснительными, учатся конструировать предложения данного типа, находят общие признаки отличия от других предложений. При работе с текстом ученики совершенствуют коммуникативные навыки, строят собственное высказывание, используя в своей речи СПП с придаточными изъяснительными.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"»

Маслакова Г.Я., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3» г.Лениногорска Республики Татарстан



Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Цели урока:

I. Познавательные:

  • повторить опознавательные признаки СПП;

  • проверить знания о разных видах сложных предложений;

  • познакомиться со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;

  • понять способы отличия СПП с придаточными изъяснительными от СПП других видов.

II. Практические:

  • совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;

  • отличать СПП с придаточными изъяснительными от других СПП;

  • конструировать СПП по данному началу (заданной модели);

Задачи урока:

Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном. Научиться строить СПП с придаточными изъяснительными.

Развивающая – развивать навыки критического мышления при усвоении информации. Находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.

Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения. Организация активной мыслительной деятельности учащихся на основе мудрых изречений о смысле жизни.

Тип урока – комбинированный.

Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.

Оборудование урока: карточки с дидактическим материалом; компьютер; проектор; экран; презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Орг. Момент. Оформление работ в тетрадях. (тема не записывается)

  2. Вступительное слово учителя.

Стадия вызова

Лингвистический эксперимент.

- Прослушайте предложения. Какие из них можно считать законченными? Школьники работают. Они дружны. Им весело. / Школьники видели. Они думали. Им хотелось. Они уверены.

Организация проверки: учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Вопросы в заключение проверки:

Почему эти предложения нельзя считать законченными? Какие вопросы от каждого из сказуемых здесь напрашиваются? Какие придаточные можно присоединить к главному?

(В ходе совместного обсуждения устанавливается, что сказуемые требуют пояснения, или изъяснения)

Вывод: какие придаточные мы будем изучать на уроке? (Придаточные изъяснительные)

Сообщается тема урока в процессе ее совместного поиска и записывается в тетради.

  1. Определение целей ЗХУ:

Знаем – хотим узнать – узнали (заполняют таблицу)

  1. Знакомство с эпиграфом урока (он записан на слайде)

- Спишите эпиграф, расставьте знаки препинания.

Жизненная мудрость заключается в том,

что надо учиться радоваться всему,

что тебя окружает, радоваться жизни,

какой бы тяжёлой она ни была.

(Е. Пермитин)

- Есть ли в этом предложении изъяснительные придаточные?

Учитель добавляет цель:

- научиться быть оптимистами по жизни…

Знакомство со словарными словами ОПТИМИСТ и ПЕССИМИСТ (работа со словарем)

  1. Изучение новой темы:

Углубление теоретических знаний. Чтение материала учебника (стр. ) Устный опрос.

– Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное?
– На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
– Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.
– Как строится косвенный вопрос?



  1. Задание 1. Соедините части предложений. Подчеркните грамматические основы, начертите схемы.



1. Люблю 1. Что тебе интересно

2. Что было вчера 2. Когда сосна шумит

3. Ты делаешь только то 3. Как где-то опустилась стая уток

4. Слышно было 4. То и будет сегодня



  1. Задание 2 (карточка на двоих). Расставьте знаки препинания.



1. Знаешь я читала что бессмертны души. (А. Ахматова)

2. О я была уверена что ты придёшь назад. (А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)

4. Стыдно мне что я в Бога верил
Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)



Проверка ( на экране)

1. Знаешь, я читала, что бессмертны души.

(А. Ахматова)

2. О, я была уверена, что ты придёшь назад.

(А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

(С. Есенин)

4. Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

(С. Есенин)





  1. Конструирование предложений с придаточными изъяснительными.

ПРИТЧА ОБ ОСЛЕ

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На крики прибежал хозяин и развел руками – ведь вытащить осла из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его  засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.

Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему, и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали работать.

Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Учитель:

О чем эта притча? Как вы ее поняли? Запишите свой ответ в виде предложений с придаточными изъяснительными. А за основу возьмите следующие конструкции:

Я убеждён в том, …

Я считаю, …

Я согласен с тем, …

Могу с уверенностью сказать, …

Мне интересна мысль, …

  1. Слово учителя. На первый взгляд, в построении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными нет ничего сложного. Но это только на первый взгляд.

Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики. (Используется раздаточный материал.)

Задание

1. Пьеса «Гроза» разоблачает “темное царство” и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. (Неправильно соединены в качестве однородных словосочетание (в роли дополнения) и придаточное предложение.)

2. Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (Пропущен союз что.)

3. Он считал, что будто мы его неправильно поняли. (Неправомерно употребляются два близких по значению подчинительных союза.)

4. Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза или союз что и другое союзное слово. Правильно: …задали вопрос, были ли подаренные книги им интересны; …спросил меня, зачем я взял с собой младшую сестренку.)

5. Корчагин твердо заявил, что к буденновцам я обязательно перейду. (В придаточное изъяснительное, представляющее собой косвенную речь, ошибочно включаются элементы прямой речи. Правильно: Корчагин твердо заявил, что к буденновцам он обязательно перейдет.)

Задание: Ролевая игра “Корректор”. Представьте себе, что вы работаете корректором в печатном издании. Исправьте ошибки в построении предложений. Запишите в исправленном виде, подчеркните грамматические основы, начертите схемы)

I. 1) Судья указал участнику матча, что вы нарушили правила. 2) Алеша сказал, что если бы я знал о срыве игры, то не допустил бы этого. 3) Ребята уверяли, что мы свою команду не подведем.

II. 1) Большая заслуга ребят в этом, что в трудные дни они не растерялись. 2) Мне дали понять о том, что я жду напрасно. 3) Мне долго пришлось доказывать о том, что Дима прав.

III. 1) Я понятия не имел, что сколько еще времени надо ехать до нужной остановки. 2) Петр поинтересовался, что имею ли я разряд по шахматам. 3) У костра Долохов спросил, что где находится шестой полк.

  1. Подведение итогов урока

Что узнали на уроке? (Заполняется последняя колонка таблицы)

Тетради сдают на проверку.

  1. Домашнее задание.

На выбор:

1. Параграф , упр. (подчеркнуть грамматические основы, выделить союзы и союзные слова).

2. Выписать из любого произведения художественной литературы 10 СПП с придаточными определительными, подчеркнуть грамматические основы, выделить союзы и союзные слова.