Открытый урок русского языка по теме "СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ".
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, опознавание СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП.
Содержательная цель: углубить знания о сложноподчинённом предложении; развивать навыки владения структурой сложного предложения, определять способы и последовательность присоединения придаточных изъяснительных к главному; правильно ставить знаки препинания в указанных предложениях. Применять полученные знания на ГИА.
Воспитывающая цель: формирование бережного отношение к слову, к человеку, гуманистическая направленность обучения.
Тип урока – Урок «открытия нового знания»
Методические приемы:
анализ предложений,
конструирование предложений,
выполнение тестовых заданий.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (1 мин.).
Дома вы писали сжатое изложение, попрошу дежурного собрать тетради. Будьте внимательными, работайте активно, и я думаю, что многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку!
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (ПОВТОРЕНИЕ). (3 мин)
Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». (Слайд 1)
Давайте вспомним, что мы узнали на предыдущих уроках
Учитель: Предлагаю выполнить 2 тестовых задания. Вам нужно поставить только букву.
(Слайд 2) 1. СПП состоят:
а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.
(Слайд 3). Придаточное может стоять:
а) только после главного;
б) перед главным, в середине главного и после главного предложения;
в) только перед главным.
(Слайд 4) с выделенными ответами
Обобщим ответы. Дайте определение СПП.
СПП – это сложное предложение, состоящее из главного и придаточного. Они связаны с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения.
3. Выявление места и причины затруднений (3 мин).
Перед тем как мы озвучим тему нашего урока, обратимся к эпиграфу: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся» Ф.И. Тютчев. (доска)
Как вы понимаете эти слова? Во время написания произведения Тютчев постарался донести до людей главную мысль – одна из самых важных вещей в жизни это бережное отношение друг к другу, понимание потребностей и переживаний собеседника. Он считал, что слова имеют огромное значение. Ведь никогда нельзя узнать наперед, чем обернется для человека неосторожное, резкое слово, брошенное в его адрес.
“Нам не дано предугадать (мысль),
Как (союз) слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…”
- На какие группы делятся СПП по их значению? (СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными). Давайте определим вид придаточного в эпиграфе. Найдем главное предложение, с помощью чего присоединяется придаточное, зададим к нему вопрос.
Тема нашего урока «СПП предложения с придаточными изъяснительными».
(Слайд 5) Определите вид придаточного.
Я рассказал, где прошло мое детство. – союзное слово (мест. наречие)
Я поехал туда, где прошло мое детство.
Я побывал в городе, где прошло мое детство.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, алгоритм, средство). (3 мин.)
-У всех ли СПП удалось определить виды придаточных? Почему?
- Можно ли определить вид придаточного предложения, обращая внимание только на один союз?
Надо выяснить, какие данные еще необходимы, чтобы правильно определить вид придаточного.
Попробуйте сформулировать цель урока. Что должны узнать, чему должны научиться?
1. Узнать, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные.
2. Выяснить, к чему относятся придаточные изъяснительные – ко всему предложению или к контактному слову.
3. Определить, как присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению.
4. Узнать, какое место может занимать придаточное изъяснительное по отношению к главному.
5. Научиться опознавать придаточные изъяснительные.
6. Составить алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения.
5. ИЗУЧЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (10 мин)
Мы должны ответить на следующие вопросы:
(Слайд 6) - К чему присоединяются придаточные изъяснительные
- На какие вопросы отвечают
- Средства связи придаточных изъяснительных
- Место придаточного по отношению к главному
Составьте алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения.
Займемся исследованием теоретического материала. В этом нам поможет учебник п. 11, с.70-71. Работаем в парах.
Придаточное изъяснительное отвечает на вопросы косвенных падежей.
Придаточное изъяснительное присоединяется к глаголу или иной части речи, обозначающей мысли, речь, чувство с помощью союзов («что», «как», «чтобы»), союзных слов («какой», «который», «кто», «сколько», «когда», «где», «откуда»).
В СПП придаточное изъяснительное может стоять и после главного предложения, и перед ним.
Чаще всего о придаточных изъяснительных говорят, когда переводят предложения из прямой речи в косвенную.
Если придаточное изъяснительное передает содержание прямого вопроса (то есть вопроса, требующего ответа ДА или НЕТ), то вместо союза или союзного слова может использоваться частица «ли».
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения: (доска левая)
1) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
2) определить, от какой части речи зависит,
3)поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин.).
Под диктовку на доске (маркер):
Я не совсем точно знал (мысль) где расположен его дом. (с.с.)
Чувствовалось (чувство)в воздухе что солнце встало. (союз)
Место где тебе спокойно и легко ты называешь домом. (опред)
Кто знает сколько людей на самом деле погибло во время войны. (с. слово)
Расскажите (речь) нам успели ли вы увидеть Байкал? (частица в значении союза)
Приведенную цитату Д.С.Лихачева записать в виде СПП с придаточным изъяснительным. Сделать схему СПП. «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачев).
Д.С. Лихачев писал (речь), что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. [….===], (что…).
7. Тренировочные задания РЭШ (10 мин)
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 мин.)
(Слайд 7) «Правда ли, что…».
Вам предлагаются утверждения. Если утверждение верное, вы пишете «да», неверное – «нет». Каждый правильный ответ – 1 балл.
1.Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы, которые обычно характерны для дополнения.
2.Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части только при помощи союзов.
3.Главное и придаточное предложения разделяются запятой.
4.Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь.
5. Придаточные изъяснительные обычно относятся к существительному в главной части предложения
Ответы:
1.да
2.нет
3.да
4.да
5.нет (самопроверка: 5 правильно – «5», 4 правильно – «4», 3 – «3»)
- Поднимите руку, у кого все правильно.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1 мин.)
- Подумайте, зачем нам пригодятся эти знания в жизни?
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин)
(Слайд 8) Выучить теоретический материал с. 70-71
Сделать упражнение 144 с. 74 или контрольные задания 1 и 2 на РЭШ