Сложносочинённое предложение с противительными союзами
9 класс
Задачи урока:
Способствовать ознакомлению учащихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению; научить различать виды ССП..
Содействовать формированию умения определять вид сложносочиненного предложения; развивать пунктуационные навыки.
Прививать любовь к предмету, к русскому языку.
Ход урока
Организационный этап.
Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Носителей русского языка, ярких представителей которого я рада сейчас приветствовать.
- Скажите, кто автор строк, с которых я начала урок?
-Тургенев
-Знакомы ли вы с произведениями Тургенева?
Изучали произведения с 5-го класса ( «Му-му»), продолжали знакомиться в
6-м (рассказы из «Записок охотника», стихотворения в прозе).
2. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Актуализация знаний
Сегодня нам не понадобится обычная рабочая тетрадь, вы будете работать с рабочими листами, которые лежат на партах. Подпишите их.
Я надеюсь, что вы уже безошибочно определяете виды сложного предложения.
Проверим, сможете ли вы найти сложные предложения в тексте.
На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?
Количество грамматических основ.
Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения
Если предложение союзное, попробовать от одной части предложения к другой задать вопрос.
Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения.
Задание 1.
Выполним первое задание. Найти сложные предложения, определить их вид.
ТЕКСТ
(1) Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (2)Жара и усталость взяли свое, и я заснул мертвым сном. (3)Всё уже потемнело, когда я проснулся. (4) Заря уже давно погасла, но едва белел на небосклоне ее последний след.(5) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась еще теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного дуновенья. (Тургенев И.С. Певцы)
сложносочиненное | сложноподчиненное | бессоюзное сложное |
2, 4,5 | 3 | 1 |
Проверяем
Конкретизируем тему урока: Виды по значению и союзам
У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю – хочу знать — узнал». Первая колонка в ней уже заполнена.
-Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».
Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
Сформулируйте вопрос и запишите их в колонку «Хочу узнать».
Какие виды сложносочиненных предложений существуют в русском язык
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Что такое сложносочиненное предложение? | Какими бывают сложносочиненные предложения? | |
Группы сочинительных союзов |
Соединительные | Разделительные | Противительные |
и, да (=и), ни... ни, тоже, также | то... то, или (иль), либо... либо, не то... не то, то ли... то ли | а, но, да (=но), зато, однако, не только... но и |
Выбрать из списка союзы и прикрепить на доску
Перед большой дорогой немного отдохнём.
Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…» Если не согласны- подняться и потопать
Сложносочиненное предложение – сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов | да |
От одной части сложносочиненного предложения к другой можно задать вопрос | нет |
Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации | нет |
Части сложносочиненного предложения связаны с помощью подчинительных союзов | нет |
Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов | да |
1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)
2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)
3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)
4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.)
5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.)
6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов)
7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.)
8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была
9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.)
Тест
1.Найдите сложносочиненное предложение.
А) Николай Иваныч не женат, зато дети у него есть.
Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.
В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.
2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение.
А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.
Б) Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог
В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.
3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.
А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина
Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.
А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.
Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска
В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.
5. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания ?
А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.
Б) Погода была прекрасная но жара не унималась.
В) Николая Ивановича соседи уважают - штатский генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика.
Задание 5.
Сегодня мы разными способами учились определять виды сложносочиненного предложения. А теперь вы сами попробуете составить сложные предложения разных видов.
Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения . Определите их вид.
1.Русский язык является могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
2.Русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли. Другому языку потребовались бы для этого целые фразы.
3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём обогащается с поражающей быстротой.
И.С. Тургенев когда–то сказал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».
Рефлексия
Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё написать
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Что такое сложное предложение? | Какими бывают сложные предложения? | ССП делятся на ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами. |
V. Домашнее задание.
1.Написать мини-сочинение на тему «Осень в моей деревне», используя сложносочинённые предложения разных видов.
2. Из текстов художественных произведений выпишите предложения разных видов (5-6, найдя грамматические основы)
3. Упр.89 ( 2 предложения)
Мне было приятно с вами сегодня работать. Надеюсь, что наш урок не прошёл даром. Успехов вам!
Отметки за урок