СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе "Сложносочиненное предложение с противительными союзами"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение с противительными союзами".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе "Сложносочиненное предложение с противительными союзами"»

Сложносочинённое предложение с противительными союзами

9 класс

Задачи урока:

Способствовать ознакомлению учащихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению; научить различать виды ССП..

Содействовать формированию умения определять вид сложносочиненного предложения; развивать пунктуационные навыки.

Прививать любовь к предмету, к русскому языку.                                          

Ход урока

  1. Организационный этап.

Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Носителей русского языка, ярких представителей которого я рада сейчас приветствовать.


- Скажите, кто автор строк, с которых я начала урок?

-Тургенев

-Знакомы ли вы с произведениями Тургенева?

Изучали произведения с 5-го класса ( «Му-му»), продолжали знакомиться в

6-м (рассказы из «Записок охотника», стихотворения в прозе).

2. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Актуализация знаний

Сегодня нам не понадобится обычная рабочая тетрадь, вы будете работать с рабочими листами, которые лежат на партах. Подпишите их.

Я надеюсь, что вы уже безошибочно определяете виды сложного предложения.

Проверим, сможете ли вы найти сложные предложения в тексте.

На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?

  1. Количество грамматических основ.

  2. Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения

  3. Если предложение союзное, попробовать от одной части предложения к другой задать вопрос.

  4. Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения.

Задание 1.

Выполним первое задание. Найти сложные предложения, определить их вид.

ТЕКСТ

(1) Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (2)Жара и усталость взяли свое, и я заснул мертвым сном. (3)Всё уже потемнело, когда я проснулся. (4) Заря уже давно погасла, но едва белел на небосклоне ее последний след.(5) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась еще теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного дуновенья. (Тургенев И.С. Певцы)

сложносочиненное

сложноподчиненное

бессоюзное сложное

2, 4,5

3

1

Проверяем


Конкретизируем тему урока: Виды по значению и союзам

У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю – хочу знать — узнал». Первая колонка в ней уже заполнена.

-Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».

Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

Сформулируйте вопрос и запишите их в колонку «Хочу узнать». 

Какие виды сложносочиненных предложений существуют в русском язык

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое сложносочиненное предложение?

Какими бывают сложносочиненные предложения?




Группы сочинительных союзов

Соединительные

Разделительные

Противительные

и, да (=и),

ни... ни,

тоже,

также

то... то,

или (иль),

либо... либо,

не то... не то,

то ли... то ли

а, но, да (=но),

зато, однако,

не только... но и


Выбрать из списка союзы и прикрепить на доску


Перед большой дорогой немного отдохнём.

 Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…»                Если не согласны- подняться и потопать


Сложносочиненное предложение – сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов

да

От одной части сложносочиненного предложения к другой можно задать вопрос

нет

Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации

нет

Части сложносочиненного предложения связаны с помощью подчинительных союзов

нет

Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов

да


1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)

2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)

3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)

4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.)

5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.)

6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов)

7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.)

8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была

9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.)


Тест

1.Найдите сложносочиненное предложение.

А) Николай Иваныч не женат, зато дети у него есть.

Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.

В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.

2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение.

А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.

Б) Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог

В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.

3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина

Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.

Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска

В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.


5. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания ?

А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.

Б) Погода была прекрасная но жара не унималась.

В) Николая Ивановича соседи уважают - штатский генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика.


Задание 5.

Сегодня мы разными способами учились определять виды сложносочиненного предложения. А теперь вы сами попробуете составить сложные предложения разных видов.

Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения . Определите их вид.  

1.Русский язык является могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

2.Русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли. Другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём обогащается с поражающей быстротой.


И.С. Тургенев когда–то сказал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».


Рефлексия


Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё написать

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое сложное предложение?

Какими бывают сложные предложения?

ССП делятся на ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами.


V. Домашнее задание.

1.Написать мини-сочинение на тему «Осень в моей деревне», используя сложносочинённые предложения разных видов.

2. Из текстов художественных произведений выпишите предложения разных видов (5-6, найдя грамматические основы)

3. Упр.89 ( 2 предложения)


Мне было приятно с вами сегодня работать. Надеюсь, что наш урок не прошёл даром. Успехов вам!

Отметки за урок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!