СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе "Текст. Приемы сжатия текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  развития речи - подготовка к ОГЭ (подготовка к написанию сжатого изложения)

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сжатому изложению ОГЭ»

Текст. Приемы сжатия текста.

Урок развития речи.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая ( 2 группы).

Цель урока: повторить приемы сжатия текста, учить применять их на практике, научить писать сжатое изложение,

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи урока:

Предметные:

повторить и закрепить знания о приемах сжатия текста;

научить выделять главную информацию;

Рефлексивные:

научить приемам самостоятельной работы;

активизировать мыслительную деятельность; коммуникативная

Коммуникативная:

развивать письменную и устную речь;

Воспитательные:

формировать культуру речи;

воспитывать бережное отношение к русскому языку.



Ход урока

  1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята, посмотрите на соседа справа, улыбнитесь, посмотрите на соседа слева, улыбнитесь. А теперь с хорошим настроением начнем урок. Садитесь.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Учитель: французский писатель Вольтер говорил:

 «Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена». Вольтер (Слайд 2)

Эпиграф к уроку: Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. ( М.Горький.)

  • Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о том, что очень важно правильно и красиво говорить, точно формулировать свои мысли.)

  • Как данное высказывание связано с тем, чем мы будем заниматься на уроке? (Оно призывает с уважением относиться языку.)

- Давайте помнить об этом и выражать мысли в устной и письменной речи верно, красиво.

Перед вами на слайде несколько слов (Слайд. Изложение, текст, тема, сжатие, основная мысль, микротема), что объединяет эти слова? (Они все относятся к одному из видов работы по русскому языку – сжатому изложению.)



- Кто догадался, какова тема нашего урока? (подготовка к сжатому изложению)

- Какую цель мы перед собой поставим?

(Слайд 5. Цели урока:

- верно понять и передать тему и основную мысль исходного текста;

- овладеть навыками сжатия текста;

- логично, без искажений, передать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы и приемы компрессии…)



О людях, плохо владеющих речью, говорят: «Двух слов связать не может»

(Уметь связно выражать свои мысли в устной и письменной форме)

- Что значит сжать текст? (нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации)

- Где нужно уметь сжимать текст? Где это пригодится? (на экзамене в 9 классе; в жизни, когда нужно быстро сообщить что-то важное)

3. Актуализация знаний.

1) – Давайте вспомним, что такое текст?

2) Я предлагаю вам верные и неверные утверждения. Ваша задача- согласиться или не согласиться со мной. Да – поднимаем зеленую карточку, нет - красную

Утверждения

Да/нет

1

Текст состоит из предложений

+

2

К тексту нельзя придумать название

-

3

Все предложения в тексте имеют границы

+

4

Предложения в тексте не имеют последовательности

-

5

В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

+

6

Текст можно разделить на части

+

7

Каждая часть текста записывается с красной строки

+



-Итак, каковы же основные признаки текста?

( 1. Предложения в тексте связаны по смыслу

2.Предложения в тексте расположены в определенном порядке

  1. Текст имеет тему, основную мысль, его можно озаглавить)

Учитель: Опираясь на полученные раннее знания, подскажите мне, как же можно сократить текст? (ответы детей)


(Слайд 6) ИСКЛЮЧЕНИЕ

- повторов;

- одного или нескольких синонимов;

- уточняющих и поясняющих конструкций;

    1. - фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;

    2. - одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.

(Слайд 7) ОБОБЩЕНИЕ

- замена однородных членов обобщающим понятием;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

(Слайд 8) УПРОЩЕНИЕ

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложноподчинённого предложения простым;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена прямой речи косвенной.

РАБОТА В ПАРАХ

Учитель: попробуем на небольших примерах применить приёмы компрессии текста.

Задание №1

Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя мысль ( суть предложений)

Какой приём сжатия рациональнее применить?

1 Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя мысль предложений

-Самое дорогое, что есть у человека,- жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое- это Время, потому что состоит из времени, складывается из часов, минут

.(Самое дорогое-это Время, составляющее нашу жизнь)

2 Исключите однородные члены предложения

-М.М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Лесная капель».

( М. М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг)

3 Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.

-Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой мраморной, листве берёз, лип, кленов.

Бульвар тонул в опавшей листве разных деревьев)

Учитель. Итак, потренировались, а теперь приступим к работе с текстом. Перед тем, как начать прослушивание, давайте вспомним алгоритм ваших действий. (Определяем тему и идею текста, находим ключевые слова, определяем микротемы, делим текст на абзацы. )

Надо знать, что текст для сжатого изложения- это всегда рассуждение. А как строится рассуждение?

  1. Тезис (основная мысль)

  2. Доказательства

  3. Вывод

При сжатии информации из прослушанного текста необходимо помнить, что нельзя удалять из текста. Помните, что нельзя удалять:

-авторский тезис;

-аргументы автора, которые им использованы для доказательства основной мысли;-вывод автора.

Прослушивание текста.

Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души...

Не забывайте и о самых близких — родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достаётся меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь.

Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.

Вопрос учителя: ваше первое впечатление о прочитанном тексте?

  • Что вызвало у вас эти эмоции?

  • Что хотел донести до читателя автор текста?

  • На какие вопросы может найти ответ в этом тексте думающий человек.

  • Давайте попробуем сформулировать тему и основную мысль этого текста.

(Слайд 9)- Сколько микротем (абзацев) вы определили в этом тексте? (3) (проверка) (2 мин)

- Попробуем составить план этого текста в соответствии с микротемами.

(Работа в группах) (4 мин)

Примерный план.

  1. Любовь и доброта – ценный подарок для любого человека

  2. Не забывайте о родителях

  3. Подарить любовь и доброту легко (Записываем в тетрадь)

Учитель: Каким способом компрессии надо воспользоваться при работе с предложенным текстом? (сочетание исключения, обобщения, замены)

РАЗДАЮТСЯ ТЕКСТЫ

Прочитайте текст. Разделите его на абзацы.

Прочитайте первый абзац.

Прочитайте второй абзац

Прочитайте третий абзац

  • Сократите исходный текст, но при этом помните, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

  • Чтобы правильно сократить текст

  • в каждом предложении найдите слова, в которых сформулирована основная мысль (тезис), а те части, которые содержат разъяснение основной мысли. преобразуйте простые предложения в сложные;

  • устраните повторы слов, согласуйте слова в словосочетаниях.

Работа в группах:

Задания для групп:

1группа производит компрессию первого абзаца;

2 группа производит компрессию второго и третьего абзаца;

( У каждой группы имеется памятка по сжатию текста)

Проверка выполненного задания. (Чтение текстов с комментированием приемов компрессии):

  • 1 абзац. Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. – Самый ценный подарок для человека – любовь и доброта. (УПРОЩЕНИЕ слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ фрагмента предложения, Исключение риторического вопроса, вводного слова)

  • Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. - Они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, отзывчивость к людям уже означает добро (УПРОЩЕНИЕ слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ фрагмента предложения, однородных членов)

  • Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души… - Поддержите друга, помогите ему или сделайте подарок.(ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенных членов предложения)

  • 2 абзац. Не забывайте и о самых близких – родителях! - Не забывайте о родителях! (ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов предложения)

  • Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. - Они не меньше других нуждаются в нашем внимании и понимании. (ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов предложения)

  • Именно им достается меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь. - Именно родителям достается меньше всего приятных слов от нас, а они тоже имеют право на нашу благодарность, доверие и помощь.( УПРОЩЕНИЕ слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов предложения)

  • 3 абзац Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной. - Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела, и они сделают вашу жизнь удивительной. ( УПРОЩЕНИЕ слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов предложения)



ПРОЧИТАЙТЕ ПОЛУЧИВШЕЕСЯ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (Света Сорокина)

Итак, какими приемами сжатия пользовались?

Итог. Рефлексия.

Попробуйте составить синквейн по теме и основной мысли текста изложения.

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. 


СИНКВЕЙН

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы.


Учитель: Ребята, спасибо вам за активную и плодотворную работу.

Давайте поговорим о том, что у кого получилось или не получилось, на что нужно обратить вниманием, над чем еще поработать?


Слайд Смогу ли я самостоятельно написать сжатое изложение?

Да – зеленая карточка

Нет – красная карточка

Нужна помощь – желтая карточка

(Слайд 10) Домашнее задание: по упр. 106 вашего учебника выполните подобное задание, написав

в тетрадях сжатое изложение


















1 Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя мысль предложений

-Самое дорогое, что есть у человека,- жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое- это Время, потому что состоит из времени, складывается из часов, минут

2 Исключите однородные члены предложения

-М.М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Лесная капель».

3 Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.

-Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой мраморной, листве берёз, лип, кленов.

1 Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя мысль предложений

-Самое дорогое, что есть у человека,- жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое- это Время, потому что состоит из времени, складывается из часов, минут

2 Исключите однородные члены предложения

-М.М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Лесная капель».

3 Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.

-Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой мраморной, листве берёз, лип, кленов.

1 Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя мысль предложений

-Самое дорогое, что есть у человека,- жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое- это Время, потому что состоит из времени, складывается из часов, минут

2 Исключите однородные члены предложения

-М.М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Лесная капель».

3 Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.

-Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой мраморной, листве берёз, лип, кленов.

1 Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя мысль предложений

-Самое дорогое, что есть у человека,- жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое- это Время, потому что состоит из времени, складывается из часов, минут

2 Исключите однородные члены предложения

-М.М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Лесная капель».

3 Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.

-Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой мраморной, листве берёз, лип, кленов.





Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души...Не забывайте и о самых близких — родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достаётся меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь.Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.


Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души...Не забывайте и о самых близких — родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достаётся меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь. Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.

Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души...Не забывайте и о самых близких — родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достаётся меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь. Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.

Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души...Не забывайте и о самых близких — родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достаётся меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь. Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.






Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души... Не забывайте и о самых близких — родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достаётся меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь. Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.



Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души... Не забывайте и о самых близких — родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достаётся меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь. Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.





Просмотр содержимого презентации
«сжатое изложение»

Изложение Текст Тема Сжатие Основная мысль Микротема
  • Изложение
  • Текст
  • Тема
  • Сжатие
  • Основная мысль
  • Микротема
№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений +

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

+

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений 2 + К тексту нельзя придумать название

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

2

+

К тексту нельзя придумать название

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений 2 + К тексту нельзя придумать название -

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

2

+

К тексту нельзя придумать название

-

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений 2 + К тексту нельзя придумать название 3 - Все предложения в тексте имеют границы

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

2

+

К тексту нельзя придумать название

3

-

Все предложения в тексте имеют границы

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений 2 + К тексту нельзя придумать название 3 - Все предложения в тексте имеют границы +

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

2

+

К тексту нельзя придумать название

3

-

Все предложения в тексте имеют границы

+

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений 2 + К тексту нельзя придумать название 3 - Все предложения в тексте имеют границы 4 + Предложения в тексте не имеют последовательности

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

2

+

К тексту нельзя придумать название

3

-

Все предложения в тексте имеют границы

4

+

Предложения в тексте не имеют последовательности

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений 2 + К тексту нельзя придумать название 3 - Все предложения в тексте имеют границы 4 + Предложения в тексте не имеют последовательности -

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

2

+

К тексту нельзя придумать название

3

-

Все предложения в тексте имеют границы

4

+

Предложения в тексте не имеют последовательности

-

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений 2 + К тексту нельзя придумать название 3 - Все предложения в тексте имеют границы 4 5 + Предложения в тексте не имеют последовательности В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится -

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

2

+

К тексту нельзя придумать название

3

-

Все предложения в тексте имеют границы

4

5

+

Предложения в тексте не имеют последовательности

В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

-

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений 2 К тексту нельзя придумать название 3 + 4 - Все предложения в тексте имеют границы + Предложения в тексте не имеют последовательности 5 В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится - +

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

2

К тексту нельзя придумать название

3

+

4

-

Все предложения в тексте имеют границы

+

Предложения в тексте не имеют последовательности

5

В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

-

+

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений 2 3 + К тексту нельзя придумать название 4 - Все предложения в тексте имеют границы + Предложения в тексте не имеют последовательности 5 6 - В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится Текст можно разделить на части +

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

2

3

+

К тексту нельзя придумать название

4

-

Все предложения в тексте имеют границы

+

Предложения в тексте не имеют последовательности

5

6

-

В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

Текст можно разделить на части

+

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений 2 3 + К тексту нельзя придумать название 4 Все предложения в тексте имеют границы - + Предложения в тексте не имеют последовательности 5 - В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится 6 Текст можно разделить на части + +

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

2

3

+

К тексту нельзя придумать название

4

Все предложения в тексте имеют границы

-

+

Предложения в тексте не имеют последовательности

5

-

В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

6

Текст можно разделить на части

+

+

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений 2 + К тексту нельзя придумать название 3 Все предложения в тексте имеют границы 4 - 5 + Предложения в тексте не имеют последовательности - В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится 6 + Текст можно разделить на части 7 + Каждая часть текста записывается с красной строки

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

2

+

К тексту нельзя придумать название

3

Все предложения в тексте имеют границы

4

-

5

+

Предложения в тексте не имеют последовательности

-

В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

6

+

Текст можно разделить на части

7

+

Каждая часть текста записывается с красной строки

№ Утверждения 1 Да/Нет Текст состоит из предложений 2 + К тексту нельзя придумать название 3 Все предложения в тексте имеют границы 4 - 5 + Предложения в тексте не имеют последовательности - В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится 6 + Текст можно разделить на части 7 + Каждая часть текста записывается с красной строки +

Утверждения

1

Да/Нет

Текст состоит из предложений

2

+

К тексту нельзя придумать название

3

Все предложения в тексте имеют границы

4

-

5

+

Предложения в тексте не имеют последовательности

-

В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

6

+

Текст можно разделить на части

7

+

Каждая часть текста записывается с красной строки

+

Приёмы сжатия текста ИСКЛЮЧЕНИЕ - повторов; - одного или нескольких синонимов; - уточняющих и поясняющих конструкций; - фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию; - одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию. - фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию; - одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.

Приёмы сжатия текста

ИСКЛЮЧЕНИЕ

- повторов;

- одного или нескольких синонимов;

- уточняющих и поясняющих конструкций;

- фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;

- одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.

  • - фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию; - одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.

Приёмы сжатия текста ОБОБЩЕНИЕ  - замена однородных членов обобщающим понятием; - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Приёмы сжатия текста

ОБОБЩЕНИЕ

- замена однородных членов обобщающим понятием;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Приёмы сжатия текста  УПРОЩЕНИЕ - слияние нескольких предложений в одно; - замена предложения или его части указательным местоимением; - замена сложноподчинённого предложения простым; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением; - замена прямой речи косвенной.

Приёмы сжатия текста

УПРОЩЕНИЕ

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложноподчинённого предложения простым;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена прямой речи косвенной.

Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души…Не забывайте и о самых близких – родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достается меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь.Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.

Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души…Не забывайте и о самых близких – родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достается меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь.Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.

Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души… Не забывайте и о самых близких – родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достается меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь. Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.

Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души…

Не забывайте и о самых близких – родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достается меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь.

Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.

СИНКВЕЙН · первая строка – тема синквейна , одно слово, существительное или местоимение;  · вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;  · третья строка –  три глагола  или деепричастия , рассказывающие о действиях темы; · четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;  · пятая строка – одно слово  (любая часть речи), выражающее суть темы.

СИНКВЕЙН

· первая строка – тема синквейна , одно слово, существительное или местоимение; · вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы; · третья строка –  три глагола  или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;

· четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме; · пятая строка – одно слово  (любая часть речи), выражающее суть темы.

Что было важным на уроке для каждого из вас? Что использовали для достижения результата? Какие знания? Все ли получилось? Что нужно, чтобы получилось? Что было ошибочным? Что пожелали бы вы своим одноклассникам?

Что было важным на уроке для каждого из вас?

Что использовали для достижения результата? Какие знания?

Все ли получилось? Что нужно, чтобы получилось?

Что было ошибочным?

Что пожелали бы вы своим одноклассникам?

Смогу ли я самостоятельно написать сжатое изложение? Да Нет Нужна помощь

Смогу ли я самостоятельно написать сжатое изложение?

Да

Нет

Нужна помощь


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!