Юдина Лилия Васильевна
Предмет: русский язык УМК «Школа России»
Класс: 2 класс
Тип урока: открытия новых знаний.
Тема: Как определить ударный слог?
Цели и задачи: повторить понятие «ударение»; формировать умение ставить ударение; закрепление умений учащихся по ранее изученным темам; расширение кругозора учащихся, развитие речи, логического мышления; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Планируемые результаты: знать определение понятия ударение, ударный и безударный слог, уметь определять ударение в слове, различать ударные и безударные слоги.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, информационного поиска, методов знаково - символического моделирования. Умение слушать и вступать в диалог. (Познавательные УУД)
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).
Основные понятия: слог, ударение, ударный и безударный слог.
Межпредметные связи: Литературное чтение, математика.
Ресурсы: основные- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий учебник «Русский язык» 1 часть, с.67-68.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Русский знают все ребята
В нашей солнечной стране.
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык!
Ход урока.
I. Организация класса
- Ребята, посмотрите в окошко! Какой сегодня день? (хмурый, пасмурный, светлый, солнечный) Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами. А вы поделитесь своей улыбкой друг с другом и с нашими гостями.
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись,
Тихо сели.
II. Актуализация знаний
Минутка чистописания.
- Приготовьтесь к письму.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. Обратите внимание на опасные места, они выделены красным цветом.
- Для чего каждый урок работаем над чистописанием? (Чтобы правильно и красиво писать)
- Сегодня мы с вами пропишем соединения букв, в которых ещё допускаются ошибки.
вя
ем
-Возьмите зелёный карандаш и отметьте в каждой строке самые красивые соединения, которые у вас получились.
- Что вы сейчас писали?
- Докажите, что это слоги.
Цифровой диктант по определению количества слогов в словах.
- Как определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов)
- Проверьте себя и оцените свою работу. («!» – Молодец, количество слогов определено без ошибок!, «+» - Хорошо, 1 ошибка!, «?» - Допускаю ошибки, буду стараться ещё!) Поставьте соответствующий знак карандашом на полях.
3.Словарная работа
Если сильно провиниться,
Надо срочно … (извиниться)
Что значит извиниться?
Какое однокоренное слово мы для этого используем? (извини, извините)
В толковом словаре так объясняется значение этого слова.(Извините – просьба извинить за что-то, не поставить кому-нибудь в вину что-нибудь.)
Подберите однокоренные слова.(Извините – вина, провиниться, повинный.)
Назовите синоним к слову извините.(простите)
Составьте предложение с новым словарным словом.
Можно разделить слово на слоги и для переноса
III. Постановка учебной задачи и самоопределение к деятельности
Возникновение проблемной ситуации
(Авторский приём, основанный на методе «разноцветных фигур» профессора Базарного)
- Я загадала очень интересное слово. Чем оно интересно, узнаете попозже, а сначала соберём его.
М
К
-Красный круг, синий квадрат, зелёный треугольник, жёлтый квадрат, белый круг. (ЗАМОК)
-Шепните мне на ушко, какое слово у вас получилось.(Приём Ш.Амонашвили- подхожу к каждому, ребёнок шепчет слово)
-Что-то я ничего не поняла: некоторые назвали слово, обозначающее этот предмет(зАмок) , а некоторые- этот предмет(замОк). Почему так получилось?
2. Обсуждение затруднений, построение проекта выхода из затруднений.
-Как произнесли это слово дети, которые представили этот рисунок? (зАмок)
-А как произнесли дети, которые представили этот рисунок? (замОк)
-Чем же отличаются эти слова? (Ударением)
- Составьте предложение, чтобы было понятно о каком предмете идет речь. (По группам: девочки про замок, а мальчики про замок).
-Почему сейчас стало понятно, о каком предмете идет речь? (построили предложение, где раскрывается лексическое значение слова)
-Кто помнит ещё такие же слова, которые пишутся одинаково, а различаются произношением, ударением?
-Такие слова называются омографы, с ними вы будете работать в старших классах.
3. Определение темы урока.
-А кто же догадался, о чём сегодня у нас пойдёт речь на уроке? (об ударении)
Для чего нам нужны знания об ударении? (чтобы наша речь была грамотной и окружающие нас понимали)
В русском языке от ударения во многом зависит смысл слова. Переставишь ударение на другой звук, и значение слова изменится. Только что стоял перед нами величественный, королевский зАмок, а уже висит огромный замОк! Вот несколько секунд назад шустрые рыжие бЕлки грызли орехи, а уже строгий повар требует у поварят взбить белкИ. Не успеешь и глазом моргнуть, как вкуснейшие ароматные бабушкины пирогИ уплывают от тебя, как индейские пирОги.
Когда ты будешь правильно произносить слова, то каждый о тебе скажет: «Это грамотный ребёнок!»
-Откройте с. 67 учебника и сформулируйте тему урока.(Как определить ударный слог?)
-На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
1.Что такое ударение?
2. Что такое ударный слог, безударный слог?
3. Как определить ударный слог?
4.Где может находиться ударный слог?
5.Всегда ли ставится ударение?
IV. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
V. Работа по теме урока.
1. -Внимание! Что вы услышали? (звук)
-Почему погремушка зазвучала? (был удар)
-Одинаковый ли удар был во второй раз? (нет)
-Почему? От чего зависит сила звука? (от силы удара)
–Ударить можно не только погремушкой, но и ударить можно голосом.
- Как вы это понимаете? (выделить силой голоса)
-Попробуем в слове замок и замок выделить ударный слог.
-Что такое ударение?
-Как произносится ударный слог?(тянется дольше, произносится громче, сильнее)
- Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток –
Отметь его ударом.
-Как называется слог, на который не падает ударение?
-Молоточек в слоге ударяет по 1 звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек?(по гласному) Значит знак ударения в слоге где ставится?(над буквой гласного)
-Сколько ударных звуков может быть в слове?(1)
-Проверим себя по учебнику с.67.
Выполнение упр. 100
-Вспомните, какой приём мы использовали, чтобы определить ударение в словах? (звали слово)
Взаимопроверка-смайлики
-А теперь проверим, правильно ли вас оценили.
-Поднимите руки, кто был оценён верно.
Выполнение упр.101.
- Нам встретились слова, где ударение не ставится. (слова с одним слогом и с буквой ё)Почему?
Расскажи-ка,
Буква Ё, как твоё житьё – бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
«Ничего житьё течёт,
Я ударная всегда»
Ой, ёй, ёй,
Вот это да!
- Вот и получил знак ударения два выходных. Только не в субботу и воскресенье, а в особых словах, где знак ударения не нужен.
Групповая работа,
Сейчас вы побудете в роли исследователей. Работать придётся в группах. Помните, чтобы работа ладилась, нужно договариваться и уметь слушать друг друга. Работу всей группы будет представлять 1 человек, которого вы выберете сами.
1 группа выбирает и записывает слова к 1 схеме, 2 группа - ко2, 3 группа – к3, 4 группа – к4.
Проверяем. Оцените работу группы по пятибалльной шкале.
Где может стоять ударение в слове? Как называется такое ударение, прочтите в рубрике «Обратите внимание». Это новое для вас понятие.
В отличие от языков других народов, в русском языке ударение может падать на любой слог: И на первый. Например, вкУсная. И на второй. Например, холОдная. И на третий. Например, аромАтный. И на четвёртый,. Например, переходИли. И так далее.
В некоторых других языках ударение часто прикреплено к определенному слогу. Например, во французском языке оно почти всегда падает на последний слог. Например, эскимО, салЮт. Об этом нужно помнить, когда произносишь слова, пришедшие к нам из французского языка. Например, нельзя произносить жАлюзи, нужно говорить жалюзИ.
В упражнении над словами уже стоят знаки ударения. Ребята, а вы знали произношение всех этих слов? В русском языке много слов, в произношении которых мы можем сомневаться. Для этого существуют специальные орфоэпические словари, по которым мы можем правильно определить, как произносится слово. В конце учебника у нас тоже есть такой словарик.
- Что нового вы узнали, выполняя упр.101?
Закрепление
1 задание
-А теперь поработаем в тетради. Давайте соберём слова из рассыпавшихся слогов и запишем их.
На доске- анаграммы.
ВАР СА МО(САМОВАР), ШИН КУВ (КУВШИН), НИ СУП ЦА (СУПНИЦА), МАС КА ЛЁН (МАСЛЁНКА), РО СКО ДА ВО (СКОВОРОДА), ВШКО (КОВШ).
-Назовите одним словом то, что мы записали. (Посуда)
-Какую ещё посуду знаете?
-Расставьте ударение над словами. (Самостоятельно работают в тетради)
-Скажите, вы над всеми словами поставили ударение? (Нет, не поставили над словом «ковш») Почему?(1 слог)
Проверка (работа со схемами).
(Используется здоровьесберегающий приём- обучение в режиме зрительных горизонтов. Для этого схемы слов располагаются на задней стене класса, поэтому для работы с ними дети поворачиваются периодически то вперёд, то назад, меняя при этом «ближнее-дальнее» зрение)
-Скажите, какая схема подходит к 1 слову? Ко 2 слову? К 3 слову? К слову «маслёнка»? к слову «сковорода»? и т.д.
-К какой схеме не оказалось слова? Попробуем подобрать слова к этой схеме.
-Просигнальте красным карандашом, кто испытывал трудности при выполнении данного задания.
2 задание
Вставьте слова: уху, ворот, пили.
Мы сегодня ели…
Комар подлетел к …
Собака сидит у …
У рубахи был вышит …
Дети … молоко.
… бревно ровно.
VI. Домашнее задание (на выбор)
1 упр 102
2 Расставить ударение в словах. Проверить себя по Орфоэпическому словарю в случае возникновения затруднения. (Каталог, квартал, обеспечение, звонит, пуловер, жалюзи, ходатайство, красивее, творог, баловать) .
3 Составить предложения со словами в зависимости от ударения в них. (Атлас, белки, клубы, орган, стрелки, паром, уже, )
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)
Игра «Светофор»
–Определите с помощью «Светофора», как вы поняли тему урока?
(зеленый цвет – «Я хорошо усвоил материал урока и могу научить другого»; желтый – «Я не до конца понял тему урока»; красный – «Я ничего не понял, испытываю трудности»)
Проговаривание правила.
На все ли вопросы мы получили ответы?
–Что такое ударение и ударный слог?
- Как определить ударный слог?
-Что значит ударение свободное?
–Если вы все поняли, то вам будет легко ответить на вопрос «Когда данный результат сложение будет верным»?
СТО СОРОК И СТО СОРОК ДВЕСТИ СОРОК.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.