1.Самоопределение к деятельности. 1-2 мин. | - Очень часто можно слышать поговорку: Ученье – свет, а неученье - тьма. - Как вы понимаете эти слова? - Подходит ли эта пословица к нашему уроку? - Хотите сегодня чему-нибудь научиться? | - Свет - это возможности, которые перед нами открывают знания, а тьма - их отсутствие. - Да. Мы всегда узнаем что-то новое на уроках русского языка. Эти знания нам нужны. - Да. | 1 2 4 |
2. Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности 4-5 мин. | Запишем это предложение. - Что вы можете сказать о словах в этом предложении? - Назовите родственные слова. - Докажите, что эти слова являются родственными? - Выпишем родственные слова и продолжим цепочку. - Докажите, что дописанные вами слова родственные ранее написанным словам. - Найдите часть слова, которая «хранит» общее лексическое значение родственных слов. Что надо сделать, чтобы не забыть и быстро увидеть эту часть? - Выделить общую часть родственных слов. - Подберите родственные слова к другим словам из нашего предложения. - Докажите, что вы записали родственные слова. - Как выделили общую часть родственных слов? | Дети пишут. - Есть родственные слова, есть антонимы. - Родственные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, в которой заключено лексическое значение всех родственных слов. Дети выписывают на доске и в тетрадях родственных слов: Ученье, неученье, ученик, учитель, ученый. - Эти слова близки по смыслу и имеют общую часть. - Как-то выделить. Дети по-своему выделяют в тетрадях. Свет - …, тьма - … - У этих слов близкое лексическое значение и есть общая часть. Высказывания детей. | 9 8 |
3. Постановка учебной задачи 4-5 мин. | - Вы по-разному выполнили выделение. Как вы думаете, нас устроит такое выделение? Почему? - В русском языке эта часть имеет свое название. Кто-то знает, как она называется? - Родственные слова имеют еще одно название. Кто знает, как еще они называются? - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какой может быть тема нашего урока? - Давайте откроем учебник на странице 61 и прочтём тему урока. | - Нет, у всех получилось по-разному. Надо, чтобы было одинаково, иначе не поймешь, что ты выделил в слове. - Мы этого не знаем. Высказывания детей. - Мы узнаем, как еще называются родственные слова и как называется общая часть этих слов. - Научимся находить ее в словах и выделять одинаково. | 5 4 |
4. Построение проекта выхода из затруднения 15 мин. | - Проведем эксперимент: закройте общую часть слова в каждом родственном слове и прочтите то, что осталось. Можно ли назвать то, что вы прочитали, словами? - Сделайте вывод. - В слове обязательно должна быть самая важная часть, которая «хранит» общее значение всех родственных слов. Эта часть как корень дерева, на ней все держится. Как дерево удерживает мощный корень, так и слово держится на этой части. Поэтому она так и называется - КОРЕНЬ. - А как еще называются родственные слова с общим корнем, вы узнаете, если прочтете правило на странице 61. - Выполним упражнение 87 на стр. 62. - Найдите однокоренные слова и объясните, как вы их узнали. - Составьте алгоритм действий для нахождения корня в однокоренных словах. (Алгоритм на доске) 1. Определить лексическое значение этих слов. 2. Найти корень слова – общую часть. - Спишите первое предложение и обозначьте корень в словах так, как вы прочитали в правиле на стр. 61. - Выполните упражнение 88 стр. 62. Лист - листик, стул – стульчик, вода – водичка… | - Нет. Ничего не понятно. - Это важная часть слова, без нее теряется смысл. - Однокоренные слова. Ученик читает стихотворение И. Демьянова. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. Разбежались кто куда, Приведи-ка их сюда! - В каждой группе слова с общим лексическим значением и у них одинаковый корень. 1. Определить лексическое значение этих слов. 2. Найти корень слова – общую часть. - Будем выделять дугой. Работа в тетрадях и у доски. | 8 11 8 14 11 |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 4-5 мин. | - Докажите соседу по парте, что каждая пара слов – это однокоренные слова. Как это вы можете сделать? | - Доказать можно по алгоритму. Дети работают в парах. | 12 13 14 |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 мин. | - Самостоятельно в упражнении 90 на стр. 63 найдите однокоренные слова, запишите их группами и обозначьте в словах корень. Затем проверьте свою работу. Как вы можете это сделать? | - Проверить по алгоритму на доске. Самостоятельная работа с проверкой по алгоритму. | 5 |
7. Рефлексия деятельности (итог урока). 2-3 мин | - Над какой темой работали? - Какие открытия вы сделали для себя? - Какое задание было самым интересным? - Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке? Чем вы довольны? Выставление отметок. Домашнее задание упражнение 91. - Спасибо за урок. | - Что такое корень слова и что такое однокоренные слова. Как найти корень в однокоренных словах. - Я научился… - У меня получилось… | 7 |