МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урока русского языка
Тема: «Что такое части речи?»
Урок русского языка во 2 классе
Тема: "Что такое части речи?"
познакомиться с самостоятельными частями речи: именами существительными, именами прилагательными, глаголами.
Задача:
научиться находить слова данных частей речи в тексте, различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Оборудование: книги Т. Рик: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное» (М.: Самовар,1996), «Здравствуй, дядюшка Глагол» (М.: Вако, 2012), иллюстрации, предметные картинки, презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Доброе утро! Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.
Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись!
II. Актуализация знаний.
1. Словарная работа.
-Что помогает людям общаться друг с другом? (речь)
-Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? ( У них разный язык)
- Как вы понимаете смысл пословицы : «Язык царствами ворочает», «Язык до Киева доведет».
-Назовите словарное слово в этих пословицах ( язык).
- Напишите слово «язык» в тетрадь и подчеркните в нем непроверяемую безударную гласную.
-Внимательно подумайте и скажите, сколько значений в этом слове? Назовите их.
III. Актуализация знаний.
- Посмотрите и скажите , по какому признаку распределены слова в три столбика? (СЛАЙД 2)
(В первом столбике слова отвечают на вопрос что?, во втором столбике – на вопрос какой? какая? какое?, в третьем столбике – на вопрос что делает? )
- Что обозначают слова первого, второго, третьего столбиков?
- Какую роль они играют в русском языке?
- Кто определит тему урока?
IV. Работа по теме урока.
- Откройте учебник на странице 39. Посмотрите внимательно и скажите, какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч)
- Назовите вопросы, на которые отвечают наши герои (кто?)
- Найдите слова-названия признаков, относящиеся к богатырю (смелый).
- Найдите и прочитайте слова, относящиеся к Змею Горынычу (грозный).
- Прочитайте слова, обозначающие действия, которые они выполняют (нападать, защищаться).
- На странице 40 учебника прочитайте название раздела и задачи раздела.
- А теперь давайте выполним упражнение № 68.
- Прочитайте правило тетушки Совы.
В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.
- Какие названия имеют части речи? ( читают хором и индивидуально).
- А сейчас мы отправимся в путешествие по стране Части Речи. У нас в гостях будут герои книг Татьяны Рик – Юлька Апельсинкина, Женька, Катюша и их учительница.
-Давайте посмотрим на схему:
ЧАСТИ РЕЧИ
- Посмотрите внимательно на схему и скажите, какие жители есть в этой стране? Как они называются одним словом? ( слова–названия).
- Чтение учителем отрывка об Имени Существительном
- Какой волшебный предмет был у Имени Существительного?
- Во что он превращался с ее помощью? ( Он превращался в любые предметы).
- Посмотрите еще раз на схему и скажите, что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы они отвечают?
- Послушайте новый отрывок из книги «Доброе утро, Имя Прилагательное». (Много слов, отвечающих на вопросы какая? какой ? какое? какие?).
- Какой волшебный предмет вы видите у этой части речи?
-Что происходило с предметами, которых касалась волшебная кисть? ( У них появлялись какие-то признаки).
-Давайте посмотрим вторую стрелку на схеме. Что обозначают имена прилагательные и на какие вопросы они отвечают?
- А теперь давайте с вами сходим в гости к дядюшке Глаголу.
-Что волшебного происходит с дядюшкой Глаголом? ( Он все время что-то делает)
- Давайте посмотрим на таблицу и пройдем по третьей стрелке. Что обозначают глаголы и на какие вопросы они отвечают?
- Скажите, пожалуйста, с какими жителями страны Части речи вы познакомились?
V. Физкультминутка.
А теперь отложим ручки и немного отдохнём
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря!
(Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж!
(Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га!
(Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют.
(Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал
(Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш!
(Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш.
VI. Закрепление новых знаний.
- Настроимся на продолжение работы.
- Послушайте стоки из известной вам сказки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
- Из какого произведения эти строки? (Сказка о рыбаке и рыбке. А. С. Пушкин)
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова из этой сказки. Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.
Ученики по одному выходят к доске и распределяют слова..
- Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились? (Учились распознавать части речи) Составьте предложения из данных слов. Запишем одно из них.
2. Работа над предложением.
- Прочитайте предложение и скажите, из каких частей речи оно состоит?
Льет сильный весенний дождь.
(что делает?) (какой?) (какой?) (что?)
3. Работа по группам.
- Из данных слов из сказки А.С.Пушкина о золотой рыбке, составить предложения и назвать части речи (работа по группам).
4. Выполнение упражнения № 72, страница 43 (списать одно из предложений, определить части речи и назвать их).
5. Проверка выполненного задания.
VII. Рефлексия.
В какой стране вы сегодня побывали?
Что не получилось при проверке знаний?
Оцените себя с помощью «светофора»:
VIII. Подведение итогов урока.
какой стране вы сегодня побывали?
— Чем вам понравился урок?
какой стране вы сегодня побывали?
— Чем вам понравился урок?
какой стране вы сегодня побывали?
— Чем вам понравился урок?
В какой стране вы сегодня побывали?
— Чем вам понравился урок?
- Что не получилось при проверке знаний?
- Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 71 (с. 42
IХ. Домашнее задание.
Выполнить упражнение № 71 на странице 42. Инструктаж выполнения задания.