СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе Тема: "Что такое части речи?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе Тема: "Что такое части речи?"»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урока русского языка


Тема: «Что такое части речи?»













Урок русского языка во 2 классе

Тема: "Что такое части речи?"

  • познакомиться с самостоятельными частями речи: именами существительными, именами прилагательными, глаголами.

Задача:

  • научиться находить слова данных частей речи в тексте, различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.


Оборудование: книги Т. Рик: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное» (М.: Самовар,1996), «Здравствуй, дядюшка Глагол» (М.: Вако, 2012), иллюстрации, предметные картинки, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Доброе утро! Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.

Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись!

II. Актуализация знаний.

1. Словарная работа.

-Что помогает людям общаться друг с другом? (речь)

-Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? ( У них разный язык)

- Как вы понимаете смысл пословицы : «Язык царствами ворочает», «Язык до Киева доведет».

-Назовите словарное слово в этих пословицах ( язык).

- Напишите слово «язык» в тетрадь и подчеркните в нем непроверяемую безударную гласную.

-Внимательно подумайте и скажите, сколько значений в этом слове? Назовите их.


III. Актуализация знаний.

- Посмотрите и скажите , по какому признаку распределены слова в три столбика? (СЛАЙД 2)

(В первом столбике слова отвечают на вопрос что?, во втором столбике – на вопрос какой? какая? какое?, в третьем столбике – на вопрос что делает? )

- Что обозначают слова первого, второго, третьего столбиков?

- Какую роль они играют в русском языке?

- Кто определит тему урока?

IV. Работа по теме урока.

- Откройте учебник на странице 39. Посмотрите внимательно и скажите, какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч)

- Назовите вопросы, на которые отвечают наши герои (кто?)

- Найдите слова-названия признаков, относящиеся к богатырю (смелый).

- Найдите и прочитайте слова, относящиеся к Змею Горынычу (грозный).

- Прочитайте слова, обозначающие действия, которые они выполняют (нападать, защищаться).

- На странице 40 учебника прочитайте название раздела и задачи раздела.

- А теперь давайте выполним упражнение № 68.

- Прочитайте правило тетушки Совы.

В русском языке слова объединяются в груп­пы, которые называются частями речи. Каж­дая часть речи что-либо называет (обознача­ет): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части ре­чи есть своё название: имя существитель­ное, имя прилагательное, глагол и др.

- Какие названия имеют части речи? ( читают хором и индивидуально).

- А сейчас мы отправимся в путешествие по стране Части Речи. У нас в гостях будут герои книг Татьяны Рик – Юлька Апельсинкина, Женька, Катюша и их учительница.

-Давайте посмотрим на схему:

ЧАСТИ РЕЧИ





- Посмотрите внимательно на схему и скажите, какие жители есть в этой стране? Как они называются одним словом? ( слова–названия).

- Чтение учителем отрывка об Имени Существительном





- Какой волшебный предмет был у Имени Существительного?

- Во что он превращался с ее помощью? ( Он превращался в любые предметы).

- Посмотрите еще раз на схему и скажите, что обозначают имена существительные?

- На какие вопросы они отвечают?


- Послушайте новый отрывок из книги «Доброе утро, Имя Прилагательное». (Много слов, отвечающих на вопросы какая? какой ? какое? какие?).

- Какой волшебный предмет вы видите у этой части речи?

-Что происходило с предметами, которых касалась волшебная кисть? ( У них появлялись какие-то признаки).

-Давайте посмотрим вторую стрелку на схеме. Что обозначают имена прилагательные и на какие вопросы они отвечают?

- А теперь давайте с вами сходим в гости к дядюшке Глаголу.



-Что волшебного происходит с дядюшкой Глаголом? ( Он все время что-то делает)

- Давайте посмотрим на таблицу и пройдем по третьей стрелке. Что обозначают глаголы и на какие вопросы они отвечают?

- Скажите, пожалуйста, с какими жителями страны Части речи вы познакомились?


V. Физкультминутка.

А теперь отложим ручки и немного отдохнём

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!

(Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж!

(Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!

(Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал

(Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р!

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш!

(Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш.


VI. Закрепление новых знаний.

- Настроимся на продолжение работы.

- Послушайте стоки из известной вам сказки:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

- Из какого произведения эти строки? (Сказка о рыбаке и рыбке. А. С. Пушкин)

 


- Посмотрите на доску. Прочитайте слова из этой сказки. Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.

Ученики по одному выходят к доске и распределяют слова..

- Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились? (Учились распознавать части речи) Составьте предложения из данных слов. Запишем одно из них.

2. Работа над предложением.

- Прочитайте предложение и скажите, из каких частей речи оно состоит?

Льет сильный весенний дождь.

(что делает?) (какой?) (какой?) (что?)

3. Работа по группам.

- Из данных слов из сказки А.С.Пушкина о золотой рыбке, составить предложения и назвать части речи (работа по группам).

4. Выполнение упражнения № 72, страница 43 (списать одно из предложений, определить части речи и назвать их).

5. Проверка выполненного задания.


VII. Рефлексия.

  • В какой стране вы сегодня побывали?

  • Что не получилось при проверке знаний?

  • Оцените себя с помощью «светофора»:


VIII. Подведение итогов урока.

какой стране вы сегодня побывали?

— Чем вам понравился урок?

какой стране вы сегодня побывали?

— Чем вам понравился урок?

какой стране вы сегодня побывали?

— Чем вам понравился урок?


В какой стране вы сегодня побывали?

— Чем вам понравился урок?

- Что не получилось при проверке знаний?

- Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 71 (с. 42


IХ. Домашнее задание.

Выполнить упражнение № 71 на странице 42. Инструктаж выполнения задания.