СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка с использованиемфрагмента из мультфильма "В стране невыученных уроков"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном" (7 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Займищенская средняя общеобразовательная школа им. Ф.Г.Светика

г. Клинцы Брянской области








Разработка урока русского языка в 7 классе на тему

"Запятая между простыми предложениями

в союзном сложном предложении"







Подготовила Клименок Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы








2023 год


Цели:

  1. углубить знания о постановке запятой в сложных предложениях;

  2. повторить и закрепить сведения о сочинительных и подчинительных союзах;

  3. повторить правило постановки знаков препинания в простом предложении с однородными членами;

  4. укрепить знания о структурном различии простого и сложного предложения;

  5. развивать умения отличать сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.

Планируемые результаты:

Предметные:

развивать умения отвечать на вопросы, редактировать тексты, анализировать.

Метапредметные:

личностные: развивать умения давать адекватную самооценку учебной деятельности.

Познавательные:

формировать умения структурировать знания, читать и слушать, извлекая нужную информацию, делать обобщения и выводы.

Регулятивные:

развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя.

Оборудование: записи на доске; рабочие листы, распечатанные тексты; карточки с предложениями; части сложных предложений; задание 3 ОГЭ по русскому языку;


Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, запись даты, вида работы.

II. Актуализация знаний.

1.Создание проблемной ситуации.

Просмотр видео отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков» (о роли запятой в предложении «Казнить нельзя, помиловать»)

пауза

Какое правило нужно вспомнить Виктору Перестукину?

Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек - А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик -


Какую роль выполняет ЗАПЯТАЯ в предложении?

В письменной речи запятая выполняет две важные функции.

Во-первых, разделительная - она служит для того, чтобы разделить слова и части сложного предложения

Во-вторых, выделительная функция.


(Оформление кластера на доске)


3. Целеполагание.

- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет вам сформулировать тему, а также цель и задачи на этот урок.


Перед вами текст. Прочитайте его.


(1)Пришла весна, и под лучами яркого солнца растаял снег.

(2)Хлынули веселые ручьи, взломали лед на тихой речке.

(3)Верба заторопилась и выпустила множество почек.

(4) Появившиеся на деревьях почки говорили о весне, наступившей неожиданно.

(5)На пригорке появились первые подснежники, потому что почувствовали пробуждение природы.



1) Определите тему текста.

В этом тексте говорится о приходе весны.


2) Определите стиль текста.

Стиль этого текста – художественный, потому что автор рисует словами яркие картины весны, используя

эпитеты: яркое солнце, веселые ручьи, тихая речка,

олицетворения: верба заторопилась и выпустила, они почувствовали,

метафору - пробуждение природы.


3)Определите тип речи.

Тип речи - повествование, так как в тексте перечислены последовательные события.


4) Вставим пропущенные буквы и обозначим орфограммы.


  1. Выделить грамматические основы предложений.


5) Сравните их. Что общего? Чем отличаются?

6) Определите роль союза в предложении.

7)Какова роль союзов в предложениях?


Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


1 и 5


Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении.

Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится запятая.

Давайте сформулируем тему урока

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении


- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

- научиться правильно ставить запятую между простыми

предложениями в союзном сложном предложении.

- уметь отличать ССП от СПП, а их, в свою очередь, - от простых.




- Давайте вспомним функцию сочинительных и подчинительных

союзов.

Ребята называют 2 функции сочинительных союзов и 1 функцию подчинительных.


  1. Изучение нового материала.
  1. Составление «Алгоритма (порядок действий- последовательность действий— расчет — инструкция) постановки запятой в союзном сложном предложении»


  • Как мы определяли, где нужно поставить запятую в предложении? (находили в предложении грамматическую основу и определяли их количество, находили простые предложения в составе сложного; запятую ставили перед союзом).

Вывод: (слайд)
  • Итак, чтобы правильно поставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении нужно:

  1. Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения.

  2. Определить количество частей в сложном предложении.

  3. Найти союз, который связывает части сложного предложения.

  4. На границе частей сложного предложения перед союзом поставить запятую.


- !! Ребята, в сложных предложениях ставятся и другие знаки, и даже бывают такие случаи, когда знаки препинания в сложном предложении не ставятся, но об этом мы поговорим в 9 классе. Всё нужно изучать постепенно, и тогда в дальнейшем вы правильно поймёте и остальные правила.


- А теперь, опираясь на алгоритм, выполните и проверьте работу друг друга.


5. Закрепление изученного материала

1.Работа в парах; карточки с заданием (1 вариант –1-3 предл., 2 –4-6 предл..

Задание: в предложениях расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите союзы (как они выделяются?– в овал); над сочинительными союзами поставьте (с), над подчинительными союзами (п). Определите вид сложного предложения- над запятой или С/С, или С/П.



1) Море шумело и в тумане зарождался день.

2) Мы пришли домой когда начался дождь.

3) Сильно дул холодный ветер зато в саду красиво летели золотые листья.

4) Птички прилетели и лес наполнился их пением.

5) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клёна в саду.

6) Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше.

Проверка (по листу учителя). Вывод (оценка: 5-4-3).


Физкультминутка

(На слайдах предложения. Если СПП , наклон влево, а если ССП - право)

Молодцы!


2. Творческое задание. Работа в группах.

Я предлагаю вам выполнить творческое задание.

Из данных простых предложений составьте ССП и СПП предложения. Ребята, все части записаны с маленькой буквы, знаков препинания нет, вы сами должны догадаться, как нужно построить сложные предложения.


Задание для работы в группах: составьте сложные предложения, подумайте, где уместно поставить союз и как расставить знаки препинания. Какое союзное – ССП или СПП – получится. Выделите грамматическую основу предложения.

1 группа

1) Мальчишка услышал чей -то голос, и вдруг прямо перед ним спрыгнул с высокого забора рыжий парень.

2) Когда лето бывает сухое и жаркое, ледники в горах начинаю таять.

2 группа

1)Улетают журавли, а серые гуси ещё кормятся на заливных лугах.

2) Вся дорога разбухла, так как несколько дней шел дождь.

3 группа

1) Дедушка рассказал мне, что белка запасает на зиму орешки грибы.

2) Домой, проплутав полдня, дедушка пришёл мокрый, но грибы в лукошке остались сухими.

4 группа

1) В походе я сильно отставал от группы, зато снимки у меня получились самые классные.

2) Мальчик слегка волновался, потому что на конкурс приехали сильные вокалисты.

5 группа

1)В деревушке осталась только высо­кая белая коло­коль­ня, да по-прежнему бежит сре­ди зелё­ных лугов зна­ко­мая доро­га.

2)Ребята остались в школе после уроков, чтобы тренер показал им новые приёмы самообороны.

6 группа

1) Мы подошли к деревне, когда в полях уже потемнело.

2) В лучах солнца блестели камешки на дне, потому что чистая вода была прозрачна.

- Проверим, что у вас получилось.

У какой группы предложение осложнено? (3) Чем? (ДО)


Задание 3. (задание 3 ОГЭ по русскому языку)

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. Впереди теплые приятные деньки(1) когда солнце просыпается рано(2) а заходит очень нескоро(3) давая вволю нагуляться.

__123___


  1. Сквозь (1) набиравшую всё большую силу (2) пургу я (3) старался разглядеть вдали маленький домик (4) который был засыпан снегом по самые окна.

___4__


  1. Не было ветра (1) и шума (2) и только берёзы тихо клонили свои кучерявые ветви к земле (3) тихо дремлющей в мареве июльской ночи.

___23___



  1. Шёл снег (1) и летела ледяная крупа (2) дул пронизывающий ветер (3) и небо было всё в зловещих тучах.

_123_


  1. Переминаясь с ноги на ногу (1) от холода (2) Дима (3) немного выждав (4) вновь постучал в (5) обитую толстой жестью (6) дверь (7) но (8) желанного отклика так и не последовало (9) и он направился домой.

__ 23479___


6. Подведение итогов урока.

- Давайте подведём итог урока.

С каким видом предложений мы работали на уроке? (Сложным)

- Чем отличается сложное предложение от простого? (У сложного предложения 2 грам. основы, у простого -1

- Как на письме разделяются части сложного предложения?

- Что нужно сделать, чтобы правильно поставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении?

АЛГОРИТМ!


7.

Рефлексия.

Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия.

Скажите, какое задание было трудным, интересным?


8.

Выставление оценок.


9. Домашнее задание (записано на доске).

Повторить алгоритм постановки запятой в СП;

1) упр._____ в учебнике (всё по заданию);

Спасибо за урок!










10