Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Займищенская средняя общеобразовательная школа им. Ф.Г.Светика
г. Клинцы Брянской области
Разработка урока русского языка в 7 классе на тему
"Запятая между простыми предложениями
в союзном сложном предложении"
Подготовила Клименок Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2023 год
Цели:
углубить знания о постановке запятой в сложных предложениях;
повторить и закрепить сведения о сочинительных и подчинительных союзах;
повторить правило постановки знаков препинания в простом предложении с однородными членами;
укрепить знания о структурном различии простого и сложного предложения;
развивать умения отличать сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.
Планируемые результаты:
Предметные:
развивать умения отвечать на вопросы, редактировать тексты, анализировать.
Метапредметные:
личностные: развивать умения давать адекватную самооценку учебной деятельности.
Познавательные:
формировать умения структурировать знания, читать и слушать, извлекая нужную информацию, делать обобщения и выводы.
Регулятивные:
развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя.
Оборудование: записи на доске; рабочие листы, распечатанные тексты; карточки с предложениями; части сложных предложений; задание 3 ОГЭ по русскому языку;
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, запись даты, вида работы.
II. Актуализация знаний.
1.Создание проблемной ситуации.
Просмотр видео отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков» (о роли запятой в предложении «Казнить нельзя, помиловать»)
пауза
Какое правило нужно вспомнить Виктору Перестукину?
Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек - А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик -
Какую роль выполняет ЗАПЯТАЯ в предложении?
В письменной речи запятая выполняет две важные функции.
Во-первых, разделительная - она служит для того, чтобы разделить слова и части сложного предложения
Во-вторых, выделительная функция.
(Оформление кластера на доске)
3. Целеполагание.
- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет вам сформулировать тему, а также цель и задачи на этот урок.
Перед вами текст. Прочитайте его.
(1)Пришла весна, и под лучами яркого солнца растаял снег.
(2)Хлынули веселые ручьи, взломали лед на тихой речке.
(3)Верба заторопилась и выпустила множество почек.
(4) Появившиеся на деревьях почки говорили о весне, наступившей неожиданно.
(5)На пригорке появились первые подснежники, потому что почувствовали пробуждение природы.
1) Определите тему текста.
В этом тексте говорится о приходе весны.
2) Определите стиль текста.
Стиль этого текста – художественный, потому что автор рисует словами яркие картины весны, используя
эпитеты: яркое солнце, веселые ручьи, тихая речка,
олицетворения: верба заторопилась и выпустила, они почувствовали,
метафору - пробуждение природы.
3)Определите тип речи.
Тип речи - повествование, так как в тексте перечислены последовательные события.
4) Вставим пропущенные буквы и обозначим орфограммы.
Выделить грамматические основы предложений.
5) Сравните их. Что общего? Чем отличаются?
6) Определите роль союза в предложении.
7)Какова роль союзов в предложениях?
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1 и 5
Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении.
Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится запятая.
Давайте сформулируем тему урока
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?
- научиться правильно ставить запятую между простыми
предложениями в союзном сложном предложении.
- уметь отличать ССП от СПП, а их, в свою очередь, - от простых.
- Давайте вспомним функцию сочинительных и подчинительных
союзов.
Ребята называют 2 функции сочинительных союзов и 1 функцию подчинительных.
Изучение нового материала.
Составление «Алгоритма (порядок действий- последовательность действий— расчет — инструкция) постановки запятой в союзном сложном предложении»
Как мы определяли, где нужно поставить запятую в предложении? (находили в предложении грамматическую основу и определяли их количество, находили простые предложения в составе сложного; запятую ставили перед союзом).
Вывод: (слайд)
Итак, чтобы правильно поставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении нужно:
Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения.
Определить количество частей в сложном предложении.
Найти союз, который связывает части сложного предложения.
На границе частей сложного предложения перед союзом поставить запятую.
- !! Ребята, в сложных предложениях ставятся и другие знаки, и даже бывают такие случаи, когда знаки препинания в сложном предложении не ставятся, но об этом мы поговорим в 9 классе. Всё нужно изучать постепенно, и тогда в дальнейшем вы правильно поймёте и остальные правила.
- А теперь, опираясь на алгоритм, выполните и проверьте работу друг друга.
5. Закрепление изученного материала
1.Работа в парах; карточки с заданием (1 вариант –1-3 предл., 2 –4-6 предл..
Задание: в предложениях расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите союзы (как они выделяются?– в овал); над сочинительными союзами поставьте (с), над подчинительными союзами (п). Определите вид сложного предложения- над запятой или С/С, или С/П.
1) Море шумело и в тумане зарождался день.
2) Мы пришли домой когда начался дождь.
3) Сильно дул холодный ветер зато в саду красиво летели золотые листья.
4) Птички прилетели и лес наполнился их пением.
5) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клёна в саду.
6) Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше.
Проверка (по листу учителя). Вывод (оценка: 5-4-3).
Физкультминутка
(На слайдах предложения. Если СПП , наклон влево, а если ССП - право)
Молодцы!
2. Творческое задание. Работа в группах.
Я предлагаю вам выполнить творческое задание.
Из данных простых предложений составьте ССП и СПП предложения. Ребята, все части записаны с маленькой буквы, знаков препинания нет, вы сами должны догадаться, как нужно построить сложные предложения.
Задание для работы в группах: составьте сложные предложения, подумайте, где уместно поставить союз и как расставить знаки препинания. Какое союзное – ССП или СПП – получится. Выделите грамматическую основу предложения.
1 группа
1) Мальчишка услышал чей -то голос, и вдруг прямо перед ним спрыгнул с высокого забора рыжий парень.
2) Когда лето бывает сухое и жаркое, ледники в горах начинаю таять.
2 группа
1)Улетают журавли, а серые гуси ещё кормятся на заливных лугах.
2) Вся дорога разбухла, так как несколько дней шел дождь.
3 группа
1) Дедушка рассказал мне, что белка запасает на зиму орешки грибы.
2) Домой, проплутав полдня, дедушка пришёл мокрый, но грибы в лукошке остались сухими.
4 группа
1) В походе я сильно отставал от группы, зато снимки у меня получились самые классные.
2) Мальчик слегка волновался, потому что на конкурс приехали сильные вокалисты.
5 группа
1)В деревушке осталась только высокая белая колокольня, да по-прежнему бежит среди зелёных лугов знакомая дорога.
2)Ребята остались в школе после уроков, чтобы тренер показал им новые приёмы самообороны.
6 группа
1) Мы подошли к деревне, когда в полях уже потемнело.
2) В лучах солнца блестели камешки на дне, потому что чистая вода была прозрачна.
- Проверим, что у вас получилось.
У какой группы предложение осложнено? (3) Чем? (ДО)
Задание 3. (задание 3 ОГЭ по русскому языку)
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Впереди теплые приятные деньки(1) когда солнце просыпается рано(2) а заходит очень нескоро(3) давая вволю нагуляться.
__123___
Сквозь (1) набиравшую всё большую силу (2) пургу я (3) старался разглядеть вдали маленький домик (4) который был засыпан снегом по самые окна.
___4__
Не было ветра (1) и шума (2) и только берёзы тихо клонили свои кучерявые ветви к земле (3) тихо дремлющей в мареве июльской ночи.
___23___
Шёл снег (1) и летела ледяная крупа (2) дул пронизывающий ветер (3) и небо было всё в зловещих тучах.
_123_
Переминаясь с ноги на ногу (1) от холода (2) Дима (3) немного выждав (4) вновь постучал в (5) обитую толстой жестью (6) дверь (7) но (8) желанного отклика так и не последовало (9) и он направился домой.
__ 23479___
6. Подведение итогов урока.
- Давайте подведём итог урока.
С каким видом предложений мы работали на уроке? (Сложным)
- Чем отличается сложное предложение от простого? (У сложного предложения 2 грам. основы, у простого -1
- Как на письме разделяются части сложного предложения?
- Что нужно сделать, чтобы правильно поставить запятую между простыми предложениями в союзном сложном предложении?
АЛГОРИТМ!
7.
Рефлексия.
Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия.
Скажите, какое задание было трудным, интересным?
8.
Выставление оценок.
9. Домашнее задание (записано на доске).
Повторить алгоритм постановки запятой в СП;
1) упр._____ в учебнике (всё по заданию);
Спасибо за урок!
10