СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Знакомимся со словосочетаниями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок русского языка "Знакомимся со словосочетаниями".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Знакомимся со словосочетаниями"»

Тема: Знакомимся со словосочетаниями.

Цель урока. Знакомство с понятием словосочетание, выделять главное и зависимое слово в словосочетании.

Предполагаемый результат: умение строить словосочетания и определять их роли в предложении; строить предложения, оперируя словосочетаниями; творчески подходить к решению поставленной проблемы; отрабатывать навык самоконтроля.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия предложения; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение

Ход урока

1. Орг.момент.

Доброе утро, друзья!

Доброе утро, страна!

 Доброе утро всем!

Доброе утро МНЕ!

 

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...

- Доброе утровсем, кому нравится такая погода,как сейчас за окном! ...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

2. Минутка чистописания.

Угадайте, написание какой буквы мы сегодня будем повторять:

- Эта буква согласная, обозначат 2 звука: твердый  и мягкий; эта буква обозначает звонкий звук. Она есть в словах: носорог, банан, банан.

Нн   Нн   Нн   Нн

Неторопливая река отражает ясное небо.

Вывод. Для чего мы используем минутки чистописания?



3.Сообщение темы и цели урока.

- Из нашего предложения я выписала некоторые пары.

НА ДОСКЕ: Неторопливая река, отражает небо, ясное небо, неторопливая небо, река ясное.

- Во всех ли парах слова связаны по смыслу  и своими грамматическими формами?

- Прочитайте только те пары, где слова связаны по смыслу.

- Как называются такие пары? (словосочетания)

- Именно об этом мы будем говорить на уроке. Определите его тему.

«Словосочетание».

- Какие мы должны поставить перед собой учебные задачи на урок?

1.Определить, что такое словосочетание;

2. Научиться выделять словосочетания в предложениях.

4. Объяснение нового материала.

Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?

Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)

- А что означает слово “сочетание”? Попробуйте найти в нём приставку и корень.

- Вы слышали когда-нибудь слово “чета”? Что оно обозначает?

- Говорят “супружеская чета”, “он тебе не чета”. “Чета” значит пара. Пара – это сколько?

- Приставка со- придаёт значение “находиться вместе, быть соединённым”. Что же у нас получилось?



 Прочитайте: “сварить”. Это словосочетание? Почему?

- Добавляю слово “класс”. “Сварить класс” - это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?

- Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: “Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу”.

- Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу “каша”. Что получилось? (сварить каша)

- Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)

- А как нужно сказать? (“Сварить кашу”)

- Что же изменилось? (окончание в слове “каша”)

- Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т.к. нельзя задать вопрос к слову “каша”. Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове “каша” по вопросу от слова “сварить”. “Сварить (что?) кашу”.

- Давайте ещё более уточним наше правило. “Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний”.

Дети следят по схеме, приведённой выше. Определение уточняется словами “ с помощью окончаний”. Х

- Изобразим это правило с помощью схемы: (...?)

- В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?

- То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком “х”. А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.

Сварить (что?) кашу.

- Расскажите ещё раз по схеме, что такое “словосочетание”?

ФИЗМИНУТКА

5. Работа по теме урока.

Задание 1.

Подбери к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Земляника, ромашка, лимон, утро.

Задание 2. Работа по карточкам.

Прочитай словосочетание. Поставьте вопрос о главного слова к зависимому.

Дождливая осень, сильный ветер, пасмурный день, тёмная ночь, наш друг, твоё желание , одно дерево, мой друг.

Задание 3.

Спиши словосочетания. Согласуй прилагательные с существительными.

Голуб… небо

бел… берёза

елов… лес

дождлив… осень

пшеничн… поле

лесн… ручей.



Задание 4. ( резервное)

Составь словосочетания с главным словом- глаголом.

Осветило ( что?) поляна, речка, лес ,роща, луг,поля,горы

6. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

-Что мы должны знать о словосочетании?

- Задайте друг другу вопросы о словосочетании