Тема: Знакомимся со словосочетаниями.
Цель урока. Знакомство с понятием словосочетание, выделять главное и зависимое слово в словосочетании.
Предполагаемый результат: умение строить словосочетания и определять их роли в предложении; строить предложения, оперируя словосочетаниями; творчески подходить к решению поставленной проблемы; отрабатывать навык самоконтроля.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия предложения; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение
Ход урока
1. Орг.момент.
Доброе утро, друзья!
Доброе утро, страна!
Доброе утро всем!
Доброе утро МНЕ!
Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"
- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )
- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...
- Доброе утровсем, кому нравится такая погода,как сейчас за окном! ...
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...
2. Минутка чистописания.
Угадайте, написание какой буквы мы сегодня будем повторять:
- Эта буква согласная, обозначат 2 звука: твердый и мягкий; эта буква обозначает звонкий звук. Она есть в словах: носорог, банан, банан.
Нн Нн Нн Нн
Неторопливая река отражает ясное небо.
Вывод. Для чего мы используем минутки чистописания?
3.Сообщение темы и цели урока.
- Из нашего предложения я выписала некоторые пары.
НА ДОСКЕ: Неторопливая река, отражает небо, ясное небо, неторопливая небо, река ясное.
- Во всех ли парах слова связаны по смыслу и своими грамматическими формами?
- Прочитайте только те пары, где слова связаны по смыслу.
- Как называются такие пары? (словосочетания)
- Именно об этом мы будем говорить на уроке. Определите его тему.
«Словосочетание».
- Какие мы должны поставить перед собой учебные задачи на урок?
1.Определить, что такое словосочетание;
2. Научиться выделять словосочетания в предложениях.
4. Объяснение нового материала.
Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?
Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)
- А что означает слово “сочетание”? Попробуйте найти в нём приставку и корень.
- Вы слышали когда-нибудь слово “чета”? Что оно обозначает?
- Говорят “супружеская чета”, “он тебе не чета”. “Чета” значит пара. Пара – это сколько?
- Приставка со- придаёт значение “находиться вместе, быть соединённым”. Что же у нас получилось?
Прочитайте: “сварить”. Это словосочетание? Почему?
- Добавляю слово “класс”. “Сварить класс” - это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?
- Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: “Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу”.
- Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу “каша”. Что получилось? (сварить каша)
- Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)
- А как нужно сказать? (“Сварить кашу”)
- Что же изменилось? (окончание в слове “каша”)
- Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т.к. нельзя задать вопрос к слову “каша”. Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове “каша” по вопросу от слова “сварить”. “Сварить (что?) кашу”.
- Давайте ещё более уточним наше правило. “Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний”.
Дети следят по схеме, приведённой выше. Определение уточняется словами “ с помощью окончаний”. Х
- Изобразим это правило с помощью схемы: (...?)
- В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?
- То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком “х”. А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.
Сварить (что?) кашу.
- Расскажите ещё раз по схеме, что такое “словосочетание”?
ФИЗМИНУТКА
5. Работа по теме урока.
Задание 1.
Подбери к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
Земляника, ромашка, лимон, утро.
Задание 2. Работа по карточкам.
Прочитай словосочетание. Поставьте вопрос о главного слова к зависимому.
Дождливая осень, сильный ветер, пасмурный день, тёмная ночь, наш друг, твоё желание , одно дерево, мой друг.
Задание 3.
Спиши словосочетания. Согласуй прилагательные с существительными.
Голуб… небо
бел… берёза
елов… лес
дождлив… осень
пшеничн… поле
лесн… ручей.
Задание 4. ( резервное)
Составь словосочетания с главным словом- глаголом.
Осветило ( что?) поляна, речка, лес ,роща, луг,поля,горы
6. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
-Что мы должны знать о словосочетании?
- Задайте друг другу вопросы о словосочетании