Тема урока: Защита информации. (23.12.15г.)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Вы очень хорошо их знаете. Прошу не волноваться, работать как обычно, быть активными.
МОТИВАЦИЯ
Мы живем в 21 веке, в веке информационных технологий. Человечество создало информационную цивилизацию. Информация становится одним из основных средств решения проблем и задач государства, политики, различных коммерческих структур и отдельных людей. Получение информации путем проведения собственных исследований становится все более дорогостоящим делом, поэтому расширяется сфера добывания информации более дешевым, но незаконным путем.
В связи с этим особо остро встала проблема защищенности компьютерной информации, накапливаемой, хранимой и обрабатываемой как на отдельных компьютерах, так и в вычислительных системах.
Мне хочется задать вам вопрос: «Как, в связи с этим, будет звучать тема нашего урока?»
Вы совершенно правы. Тема урока «Защита информации». Запишите дату и тему урока в тетрадь.
Чтобы разобраться в этой теме нам придется поставить перед собой задачи, которые мы будем решать на уроке. Давайте попробуем сформулировать их.
Для начала мы должны понимать в чем мы должны разобраться. Для этого попробуем дать определение термину «Защита информации».
Что бы понимать, как защитить информацию, нам нужно разобраться что ей угрожает.
Если мы знаем «врага», то сможем определить и методы защиты.
Дать определение термину «Защита информации».
Рассмотреть основные виды информационных угроз.
Изучить основные методы защиты информации.
АКТУАЛИЗАЦИЯ
Толстые и тонкие вопросы.
Что такое информация?(Информация – это сведения, которые кого-либо интересуют)
Какое устройство обычно хранит, обрабатывает, передает информацию?(Компьютер)
Что позволяет компьютеру работать с информацией?(Аппаратное обеспечение и программное обеспечение)
Как высчитаете, требует ли защиты аппаратное и программное обеспечение компьютера?(Да)
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ
Согласно статье 16 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
Обобщив сложную юридическую трактовку, можно сформулировать следующее:
Защита информации – это деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, от несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.
Запишите это определение в тетрадь. Несколько обучающихся проговаривают определение «защита информации».
Как вы понимаете это определение? Что такое утечка, несанкционированные и непреднамеренные воздействия?
Согласно определения защиты информации, можно выделить два вида основных угроз:
утечка информации;
разрушение информации.
Запишите виды угроз в тетрадь. Обучающиеся повторяют виды информационных угроз.
Как вы думаете, что следует делать, чтобы информация оставалась в целости и сохранности?
Для того, чтобы не допустить утечку или разрушение информации целесообразно использовать следующие меры защиты:
Периодически осуществлять резервное копирование.
Обеспечить физическую охрану.
Осуществлять антивирусную проверку.
Запишите меры защиты информации в тетрадь.
Обучающиеся несколько раз перечисляют меры защиты информации.
Предлагаю всем выполнить задание, которое поможет усвоить основы защиты информации. У каждого есть рабочий лист, в котором вы будите выполнять сегодня все задания. Подпишите его. В конце урока передадите его мне.
ФИО | № группы |
Задание 1: Вставь пропущенные слова. | Задание 2: Найти соответствие | Задание 3: Найти соответствие |
Защита информации – это деятельность по предотвращению _______ защищаемой информации, от _____________________ и ___________________ воздействий на защищаемую информацию. | 1 – 2 – | 1 – 2 – |
| | |
Оцените свою работу в группе над исследованием по пятибалльной шкале (на сколько вы были активны, добросовестны, ответственны, довольны ли вы результатом). | | |
Только для руководителей исследовательских групп! Оцените по пятибалльной шкале каждого участника вашего исследования, какой вклад он внес. | | |
1. 2. 3. 4. | | |
Задание 1: Вставь пропущенные слова (в рабочем листе).
Защита информации – это деятельность по предотвращению _______ защищаемой информации, от _____________________ и ___________________ воздействий на защищаемую информацию.
Задание 2: Найти соответствие (в рабочем листе).
Виды основных информационных угроз | Разрушение информации |
Физическая охрана |
Резервное копирование |
Основные меры защиты информации | Утечка информации |
Антивирусная проверка |
Проверьте свои результаты. Посмотрите, кто в чем ошибся.
Ответы:
Задание 1: Защита информации – это деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, от несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.
Задание 2:
1-1,4
2- 2,3,5
Виды основных информационных угроз | Разрушение информации |
Физическая охрана |
Резервное копирование |
Основные меры защиты информации | Утечка информации |
Антивирусная проверка |
Обучающиеся озвучивают ответы.
По данным статистики, главной опасностью для информации являются вредоносные программы. Вы как будущие мастера по обработке информации, реализуя профессиональные компетенции, должны уметь обеспечить информационную безопасность вверенных вам объектов. Одним из главных аспектов которой является защита компьютерной системы от вирусов. Как это сделать? Сейчас мы с вами разберемся.
Вы разделились на три группы. Каждая группа поэтапно выполняла свою исследовательскую работу. Приглашаю для защиты своих работ каждую группу.
Обучающиеся представляют свои исследовательские работы, отвечают на вопросы.
Обратите внимание на классы компьютерных вирусов, на их характеристику.
1 группа: тема исследовательской работы «Компьютерные вирусы»
Обратите внимание на виды антивирусных программ.
2 группа: тема исследовательской работы «Антивирусная защита»
Обратите внимание какие антивирусы относятся к детекторам, ревизорам или сторожам.
3 группа: тема исследовательской работы «Антивирусные программы»
По завершению защиты, каждая группа оставляет на экране слайд с информацией, которую нужно обучающимся занести в тетрадь.
Все группы выполнили свои исследовательские работы, подтвердили выдвинутые гипотезы. Особенно мне бы хотелось отметить группу под руководством Молярова Данила. Они одни из первых выполнили основные этапы исследовательской работы. Благодаря Щепихиной Анастасии, все участники ее группы были активно задействованы в работу. Группа Виктории Гориной сумела к заключительным этапам собраться и достойно защитить свою работу. Спасибо всем, кто принимал участие в исследовании.
ФОРМИРОВАНИЕ, ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Предлагаю всем выполнить еще одно задание на соответствие и проверить, как каждый из вас усвоил новую тему.
Задание 3: Найти соответствие (в рабочем листе).
Компьютерные вирусы | Загрузочные |
Детекторы |
Файловые |
Ревизоры |
Антивирусные программы | Сетевые |
Макро-вирусы |
Сторожа |
Теперь проверьте, правильно ли вы нашли соответствие. Есть ли у вас ошибки? Какие?
Ответы:
Задание 3:
1 – 1, ,5, 6
2 – 2, 4, 7
Компьютерные вирусы | Загрузочные |
Детекторы |
Файловые |
Ревизоры |
Антивирусные программы | Сетевые |
Макро-вирусы |
Сторожа |
Сегодня вы все хорошо потрудились, выполняя задачи, которые были поставлены. Вы разобрались, что означает термин «защита информации», рассмотрели основные виды информационных угроз (утечка и разрушение информации). Изучили меры защиты информации (резервное копирование, физическая охрана и обязательная антивирусная защита).
Прошу оцените свою работу в рабочем листе. Руководители исследовательских групп должны оценить работу каждого члена. После заполнения, оценочный лист оставьте на парте, я потом соберу их и на следующем уроке озвучу ваши оценки.
РЕФЛЕКСИЯ
Работая в группе над исследовательской работой, каждый из вас выполнил свою часть работы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
Считаете ли актуальными темы ваших исследований?
Что нового вы узнали из ваших исследований?
Было ли вам комфортно работать в коллективе?
Испытывали ли вы трудности при выполнении исследовательской деятельности?
Удовлетворены ли вы своей исследовательской деятельностью?
Готовы ли вы проложить исследование по вашей теме?
Домашнее задание.
К следующему уроку, на котором мы будем выполнять практическую работу по антивирусной проверке объектов, прошу вас посмотреть на официальном сайте http://www.kaspersky.ru/ новую бесплатную версию антивирусной защиты KFA 365 ¼ beta и подумать достаточно ли надежно она будет защищать информацию.
Благодарю всех за урок. Вы сегодня отлично поработали.